Меня всегда интересовала судьба язычников, не имевших доступа к Христианству - индейцев всяких, папуасов, там, южноафриканских племен... да и просто там индусов всяких китайцев и т. д.
Иисус родился 2000 лет тому назад.
Колумб открыл Америку в 16 веке уже, через 1500 лет.
Австралия и того позже открыта Куком в 18 веке. Как жили аборигены без Христа все это время, куда направлялись их души и как людям в этом промежутке времени было обрести спасение, если не было никакой возможности узнать Христа. Потому что Иисус сказал - никто не приходит к Отцу как только через Меня. Мог Иисус прийти и туда, чтобы спасти и тех людей?
5 Ответов
Это очень интересный и сложный вопрос. На эту тему в христианском богословии есть различные гипотезы, от наиболее радикальных до более умеренных. Главная проблема во всей этой истории - это не возможность слышать проповедь Евангелие, а стремление людей к Богу. В мире действует универсальная призывающая благодать Божия, которая создает в душе каждого жителя планеты беспокойство, жажду Бога. Одни люди заглушают в себе эту жажду, другие - наоборот стремятся служить Единому Богу (вместо служения ложным богам) и исполнять естественный нравственный закон, как умеют. Вот здесь, мне кажется, и следует искать причину спасения (в силу искупительной жертвы Христовой, а не из мнимой праведности человеческой) или погибели туземцев, а не в том, знали ли они имя Иисуса Христа и успели ли они принять Крещение в воде. Обращаю внимание, что речь идет не о нас, живущих в христианских странах, а о людях, которые не имели возможности слышать о Христе. Подобные рассуждения можно найти, например, у свт. Иннокентия Херсонского:
Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места.
Бог имеет возможность прийти к любому человеку. Но Он пришёл туда, где Его могут принять. Упомянутые народы к таким не относятся, потому их участь печальна, они все будут осуждены к вечным мукам.
Конечно, тут важно подумать и о том, какая часть христиан будет спасена. Господь уверен, что спасётся малое стадо, то есть единицы процентов Лк. 12:32
Потому Христос и призывает - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное Мф. 4:17 Господь призывает каждого из людей подумать, какие жёсткие проблемы стоят перед теми, кто не покаялся, не изменил себя и своё грешное нутро.
Господь мог прийти куда угодно и когда угодно. Например, мормоны рассказывают фантастические и противоречащие всякой истории и археологии истории, что Он после Палестины являлся в Америке.
В действительности Иисус Христос пришел туда и тогда, когда Сам захотел и заранее об этом открыл рабам Своим - пророкам. Он должен был воплотиться от Девы в еврейском народе, который издавна ждал Его как Спасителя. Прочие народы, увлеченные житейской суетой и идолопоклонством, не могли и не хотели встретить Его как своего Царя и Господина. Даже и евреи, заранее знавшие об этом от пророков, в большинстве своем отступились от Христа. Что уж говорить о прочих! Этнографы 20 века обнаружили удивительный феномен: в большинстве своем примитивные народы Африки и Полинезии знали о едином Творце неба и земли, но не молились Ему, потому что считали, что Он далек и не отвечает на молитвы; вместо Него, как объясняли им жрецы, надо обращаться к языческим богам. Итак, все эти люди не искали Христа, поэтому они его в своей жизни и не увидели. Спасение же (т.е. вечная жизнь с Богом) возможно лишь во Христе, которого они не искали и не нашли. Итак, они жили без Христа, умерли без Него и в вечности остались вне Бога.
Быть может, Вам покажется, что я сгущаю краски. Что прочие народы хотели бы встретить Христа, но вот им не повезло. Очень советую Вам почитать два письма свт. Игнатия (Брянчанинова), в которых он достаточно подробно отвечает на мнение о возможности спасения вне Христа и на возражения против учения Церкви о вечности рая и ада (соответственно 15 и 16). Вот завершение второго из писем (по общей нумерации 16), где он описывает свое видение падшего состояния народов без Христа:
Вижу все страны, ничто не останавливает меня на пути моем, несусь мимо заоблачных гор, переношусь быстро чрез реки, чрез озера, чрез моря. В кратчайшее время осмотрел всю вселенную, – притом сидя спокойно в моих креслах. Что я видел во время моего путешествия? Страдание человечества. Да! я видел мучения и физические, и нравственные, – не встретил ни одного человека, который бы не страдал. Я видел страдание во дворцах и на троне; я видел его среди преливающегося изобилия. Где тело было здраво и насыщено, там сердце было гладно, больно, – не стерпевая лютой болезни, произносило непрестанные стоны. Я видел заключенных, погребенных на всю жизнь в душные и мрачные темницы; видел роющихся в пропастях земных, куда не достигает свет солнечный, где при звуках цепей и ударах молотов и секир добывается золото – средство к наслаждениям одних чрез постоянное бедствие тех, которые добывают. Я видел в государствах образованнейших целые семейства, умирающие с голоду; видел большую часть населения в бедствии от нищеты и недостатка нравственности. Я видел человечество, униженное преступлениями! Я видел человечество, искаженное заблуждениями! Я видел человечество, обезображенное варварством! Я видел человечество, низведенное до подобия скотов бессловесных и зверей хищных! Там производится ловля людей, как бы животных; там торгуют ими как товаром бездушным, как скотом – и на этом торжище человек – товар малоценный, цена ему меньше чем цена домашнему скоту. Там человек живет почти как бессловесное животное; а там живет он как зверь лютый, находя наслаждение в пролитии крови, пожирая с бешеным, исступленным веселием себе подобных. Ах! лучше бы не существовать, чем существовать так неистово, так ужасно. Такова картина обыкновенного человеческого быта на земле. Надо вспомнить и о бедствиях, которым подвергается человечество по временам и местами: о землетрясениях, моровых язвах, междоусобиях, о мече завоевателей, так обильно льющем кровь, когда он в руке Батыя или Тамерлана. И вот – уже несколько тысячелетий, как сменяется на земле одно поколение другим, сменяется единственно для страданий. Однако ж на все это смотрит Бог, Творец и Владыка всего, всемогущий и всеблагий. Это ужаснейшее зло, в котором страждет род человеческий на земле, не препятствует Богу пребывать всеблагим. Сколько ни придадим чисел к бесконечному, сколько не отнимем их от него, оно не изменится, пребывает бесконечным!.. Но если взглянуть так на землю, на которой поочередно страдали, на которой вымерло смертию, более или менее лютою, столько поколений – мысль о аде и вечных муках перестает уже быть странною!.. Род человеческий – разряд существ падших. Земля – преддверие ада с первоначальными казнями для преступных. Спаситель соделал ее преддверием рая.