Правильно ли я понимаю, что воцерковленные православные люди должны ходить на исповедь и причастие регулярно, каждое воскресенье? Я просто не готов исповедоваться с такой регулярностью. Раз в месяц для меня оптимально или по мере необходимости. Когда есть реально существенный грех который терзает душу, нежели каждую неделю искать свои "мелкие" грехи и бежать каяться в них в храм, чтобы был доступ на Литургию ки причастию. Мелкие грехи есть у всех. Я сам себя торможу и говорю, что вот тут ты неправ и стараюсь исправляться. Но каяться в этих мелочах пока не считаю нужным. Можно ли мне в воскресный день ходить на литургию и не участвовать в таинстве исповеди и причастия? Кто-то говорит, что литургия проводится именно для того, чтобы причаститься. Те кто не хочет причащаться, пренебрегают этим даром и не должны быть в стенах храма в это время. Как тогда быть в день седьмой в таком случае? Ведь воскресный день мы должны посвятить Богу? Дома молиться или ходить только на всенощное бдение или ещё что? Выходит, для тех, кто не хочет исповедоваться каждую неделю, двери храма на Литургию закрыты?
7 Ответов
Допустимо определять частоту Исповеди и Причастия по собственному разумению, с тем, чтоб не вызывать внутреннего отторжения и дискомфорта. Если считаете, то не нужно каждое воскресенье подходить к Чаше. Для верующего главное помнить о регулярном минимальном участии в таинствах - раз в месяц, или в квартал, или по праздникам.
В планируемый день Причастия необходимо бывать на всенощном бдении, поскольку Литургия предуготовляется с вечера.
Однако, еженедельное посещение Литургии и совместная молитва обязательны вне зависимости от готовности к Причастию.
Посмотрите документ об участии верных в Евхаристии
Ревнуйте о частом Причащении, если человек даже будет греховен до такой степени, что будет весь черен с макушки до пят, но если с чувством всеокаянства будет приступать к Святой Чаше, то постепенно будет очищаться, убеляться, просветляться и милостью Божьей очистится и спасется.
— прп. Серафим Саровский
---
Ходить можно и нужно. За то, что человек прийдет на Богослужение и помолиться вместе со всеми — он получит доброе, душевных сил. Но несравнимо больше человек получит после причастия Священных Таинств, ибо тогда сам Господь посещает дом человеческой души.
Выходит, для тех кто не хочет исповедоваться каждую неделю, двери храма на Литургию закрыты?
Изначальная последовательность литургии следующая:
- Первая часть Богослужения: ЛИТУРГИЯ ОГЛАШАЕМЫХ. Моляться все, в том числе и оглашенные (те, кто собираються принять христианство, кто собирается креститься). В конце этой части Богослужения священник говорит слова, чтобы все оглашенные ушли и остались только верные в храме. (Уходили на учебу по катехизации — изучение основ христианства).
- Вторая часть Богослужения: ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. Начинается с Херувимской песни. Здесь уже моляться только верные Богу и происходит чин причащения.
- Как видите, даже для людей некрещенных (кому еще нельзя принимать причащение) — для них можно и нужно присутствовать на первой части Богослужения.
- Сейчас не у всех храмах есть учебное учреждение для оглашенных, но все равно люди находят источник знаний.
- Если вы человек крещенный, то лучше присутствовать полностью на Богослужении, а дома заняться чтением духовной литературы у Воскресный день.
---
Но каяться в этих мелочах пока не считаю нужным
А вот это лукавство и самообман. Нельзя пренебрегать мелочами в делах спасения души.
Станислав, вот, например статья про мелкие грехи. Или вот. Исповедь и Причастие - средство борьбы с грехом. Т.е. при исповедании греха человек как бы просит от него избавить, и Бог постепенно избавляет - каждый раз склонность к греху становится все меньше и меньше. А Вы, получается, вообще не хотите от каких-то грехов избавляться, раз их не исповедуете. Т.е. у Вас вопрос частоты Исповеди возникает не от того, что Вы вообще не видите грехов, что тоже плохо, а от того, что видите, но не хотите исповедовать. Святые отцы сами каялись, писали труды о покаянии, рассказывали о разных видах грехов, а Вы считаете, что это неправильно, это все мелочь. Вы умнее их.
Вот, например, Свт. Николай Сербский пишет женщине, что ее тяжелое уныние - следствие множества неисповеданных мелких грехов.
Из Пространного христианского катихизиса:
Каким образом участвуют в Литургии те, кто не причащается Святых Тайн?
Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа.
А причащаться можно чаще, чем возникает потребность в исповеди. Но для этого должна быть договоренность со священником, который достаточно хорошо Вас знает, чтобы не было проблемных ситуаций.
Св. прав. Николай Кавасила видит в литургии пользу не только от причащения, но также от слушания Слова Божия, молитв и псалмопений. Поэтому ходить на богослужение каждое воскресенье можно и нужно, а причащайтесь так часто, как Вы сейчас чувствуете правильным.
Здравствуйте!
Духовная жизнь - это индивидуальное делание каждого. И любое духовное действие должно иметь меру. И быть по силам.
Вначале 2000-х годов появилась тенденция всех призывать Причащаться часто, чуть ли не каждую Литургию. При этом те, кто еще застал Православие в 80-х-90-х годах прошлого века, помнят, что старые опытные священники так не считали. Они несомненно - признанные подвижники благочестия, опытные в духовной жизни и спасении. И настаивали в первую очередь на разумности, верности, благоговении к храму, святыням, Таинствам.
Если у Вас нет духовника, который бы определил последовательность Ваших духовных действий - делайте по силам. Раз в месяц, раз в пост и т.д. И будет Вам благо!
Помощи Божией!