3 Ответа
В современной практике благочестия такое не принято, все заупокойные молитвы обращаются к Богу. Вместе с тем Святая Церковь содержит в своём Предании заупокойные каноны прп. Феофана Начертанного, которые читаются на утрене в субботу и на панихиде. И во всех канонах, расположенных по 8-ми гласам Октоиха, первый тропарь каждой песни обращается к мученикам с просьбой молитвы об усопших:
Врата смерти и вереи, Твоею смертию сокрушил еси, Безсмертне, врата отверзи Владыко, паче ума, безсмертия усопшим, молитвами страстотерпец Твоих.
Октоих, 1-й тропарь 1-й песни заупокойного канона 1-го гласа.
Исходя из этого, можно просить мучеников и всех святых о молитвенном ходатайстве за усопших.
Насколько мне известно, эта тема не имеет специального глубокого раскрытия в современных учебных пособиях по Православному Догматическому Богословию. Однако те аргументы, которые используются для подтверждения истинности учения о молитвенном обращении ко святым, приложимы и к вопросу о молитвенном обращении ко святым с целью ходатайства за душу усопшего.
Этот ответ звучит тем убедительнее, что за усопших молились многие и многие святые, живя земной жизнью (например, епископы и священники, отвечавшие на просьбы верующих о молитвенном поминовении их сродников, ближних).