3 Ответа
Дорогая Полина, Церковное таинство, к которому Вы готовитесь, именуется Таинством Покаяния. Обратим внимание, не “таинством прощения перечисленных грехов”, а покаяния!
При искренней исповеди прощаются не только перечисленные, а все грехи (подразумевается, что часть грехов может быть забыта, но не скрыта).
Что касается трепета перед Таинством, то это нормально, только старайтесь, чтобы это был трепет перед святостью Бога-Вседержителя, а не формальный испуг ошибиться в аскетических терминах. Не переживайте, батюшка подскажет и поправит. Только лучше для первой исповеди выбрать не воскресный день, когда будет очередь исповедующихся.
Также см. Подготовка к исповеди.
Формулировки не так уж и важны. Совсем не обязательно пытаться выражаться как-то по-церковнославянски или архаично. Пишите обычным языком, священник поймет, это его служение.
Информацию о том, что является грехом, а что нет, можно найти здесь, на сайте “Азбука веры”, или на официальных сайтах православных храмов и епархий. На абы какие сайты, позиционирующие себя в качестве православных, не заходите, иначе Вас там ТАКОМУ научат!..
В принципе, если есть в шаговой доступности знающий священник, то можно обратиться к нему за консультацией.
С уважением,
Могу порекомендовать пособие Опыт построения исповеди.
Однако надо помнить, что это только пособие, у каждого человека все равно все индивидуально. Также для Вашего спокойствия и безопасности приведу совет свт. Игнатия (Брянчанинова):
Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра.. Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.