6 Ответов
Данный вопрос подразумевает, как минимум, две формы ответа.
Если грешник не желает молиться святым исходя из принципиальных соображений личного характера, обусловленных недостаточностью или отсутствием веры в уместность и возможную результативность такого рода молитв, это одно дело. В данном случае он, как принижающий значимость учения о молитвенном общении со святыми и о ходатайстве святых за членов земной Церкви, может подпасть под действие правила, представленного в предыдущем комментарии.
Другое дело, если речь идёт о сиюминутном состоянии христианина, если, к примеру, в такой-то текущий момент он желает обратиться с молитвой не к угоднику Божьему, а к Самому Богу. Молиться же Богу христианинину не запрещено.
В этом вопросе есть некое лукавство. Если человек признаёт святых, то по какой причине противится молитвенному обращению к ним?
Форма обращения к святому - "моли Бога о нас". Если я могу попросить о молитве даже посторонних и незнакомых людей (посмотрите сколько просьб о молитве в интернете), то что мне мешает обратиться за тем же к святым угодникам Божьим?
Отказ от молитвы ко святым - это и недоверие Церкви, её опыту, а в Символе веры мы исповедуем «Верую во святую.... Церковь».
Вера такого человека не полноценна, не православна, он подпадает под анафему 7-го Вселенского Собора: "Если кто не исповедует, что все Святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатию, досточестны (τίμιους) пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв Святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир (υπέρ τού κόσμου πρεσβεύειν) пο церковному преданию: анафема."
Нет, нельзя. Это часть Священного Предания, одна из основополагающих практик в Православии. Православное богослужение включает в себя неизменно молитвенное призывание святых.
Правильно. Задавший вопрос, является не православным человеком. И этим все сказано.