6 Ответов
Сама по себе мучительная смерть ничего для души не дает. Спасает смерть, принятая за Христа и Его учение. Точнее, спасает Христос, принимающий такую жертву.
Согласно истории, рассказанной св. Николаем Сербским, мучительная смерть может помочь верующему христианину очиститься от нераскаянных грехов, стать как-бы искуплением за них. Разумеется, речь идет не о суициде или сознательном самоистязании, а о смерти, посланной от Бога. Вот эта история:
«Умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили.
Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его.
Некий монах зарыдал и воскликнул: “Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?”
Явился ему Ангел Божий и сказал: “Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почётными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости”».
С уважением,
Вид смерти сам по себе не имеет отношения к спасению или погибели души человека. Праведники и грешники умирают мучительной смертью. Однако в некоторых случаях, по особому Промыслу Божию, такая смерть может послужить средством очищения грехов, причем только для глубоко верующего человека. Об этом написали уже выше с иллюстрацией. Могу ещё привести историю про преподобного Пимена Великого и правителя, который схватил его племянника с расчетом, что подвижник придет ходатайствовать о нем и даст лицезреть себя. В ответ старец написал к правителю следующее письмо: «Да повелит благородие твое тщательно исследовать вину заключенного, и если он сделал что достойное смерти, пусть насильственною смертью очистит в нынешнем веке свое преступление, чтобы избежать вечной муки в геенне. Если же он не сделал ничего достойного смертной казни; то учини о нем распоряжение, указываемое законами».
Бывает и так (хотя не всегда, конечно). Вот история из Евергетиноса (пересказ из "Древнего патерика"):
Рассказывал старец: «Мы слышали о согласии неких четырех святых пресвитеров, которые подали друг другу руку, поклявшись, что они проживут единой душой и одно время в веке сем и вместе же окажутся на небесах, веруя обещанию Владыки: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф 18,19).
Трое из этих ревнителей подвига жили в безмолвии в пустыне, а четвертый служил им, снабжая их всем необходимым. Потом двое почили во Христе и, уйдя из этой жизни, попали в место покоя, а на земле остались двое: исихаст и послушник. По козням лукавого беса послушник впал в блуд. И одному прозорливому старцу было открыто, что двое почивших просили, чтобы Бог отдал послушника на растерзание льву или другому дикому зверю, чтобы он, омыв грех своею кровью, попал туда же, где они пребывают и чтобы их союз не нарушился.
И вот послушник, как обычно, пошел на свое дело и когда направился к исихасту, ему на дороге встретился лев, приготовившийся растерзать его. Исихасту было открыто, что грозит послушнику. Он тотчас встал на молитву, умоляя Бога спасти брата. И тут же лев остановился. Между тем два старца, уже почившие, просили Бога: «Молим тебя, Владыко, попусти ему быть растерзанным, чтобы он был с нами в этом блаженстве, и не внемли, Святый, просящему за него на земле».
А в это время старец в келье длительной молитвой изо всех сил со слезами умолял Бога помиловать брата и избавить от пасти льва. Бог услышал его вопль и сказал отцам сущим на небесах: «Справедливо будет послушать старца, живущего на земле. Ибо вы здесь в тишине, свободны от трудов и тягот жизни. А тот старец изможден телесным трудом и битвами с духами лукавства. Поэтому справедливо одарить его, а не вас».
И лев тотчас оставил послушника. И когда счастливец вошел в келью, то увидел, что старец оплакивает его. Он рассказал святому все, что с ним случилось, и исповедал ему свой грех. Осознав, что Бог его пощадил, он покаялся и в скором времени достиг прежней меры. Они умерли в один день и упокоились во Христе. Одному прозорливому святому было открыто, что четверо пребывают в одном месте, согласно правдивым словам Господа нашего Иисуса Христа.