3 Ответа
В начале XX века вопрос о возможности чтения Евангелия лицом к народу не только обсуждался в церковной печати, но эту практику начали вводить в целом ряде приходов... Однако данный элемент стал одной из характерных богослужебных особенностей некоторых обновленческих групп, поэтому в ходе борьбы с обновленчеством Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) включил его в 1925 году в число «смущающих совесть верующих новшеств», которых необходимо было избегать в то непростое время.
Канонических предписаний, обосновывающих положение чтеца во время богослужения, нет. Чтение Евангелия лицом к алтарю есть некая дань традиции и связано с восприятием Писания как неотъемлемой части богослужения и молитвы. Ведь и молитвы священника перед чтением Евангелия, имеющие назидательный характер, читаются лицом к алтарю. Конечно, если воспринимать Евангелие именно как проповедь и назидание для верующих, то уместно его читать лицом к молящимся. Но, по крайней мере, сейчас, такое положение чтеца воспринимается как вольность, поскольку оно не соответствует привычному богослужебному порядку.
Более подробно этот вопрос освещён по ссылке.
На утрене, согласно 2-й главе Типикона, Евангелие должно читаться в алтаре. По Уставу указано, что духовенство после пения величания возвращается в алтарь. Таким образом, чтение в алтаре -- норма, чтение в центре храма -- уже уступка практике. Наверное, чтение в центре храма при служении с диаконом -- просто ради удобства. Учитывая, что потом у нас идет помазание, чтобы духовенству не ходить туда-сюда, удобнее, чтобы диакон принес Евангелие и прочитать его в центре храма. Да и народу так понятнее. А если священник один служит, то идти в алтарь, нести Евангелие в центр -- куча лишних телодвижений!
Что касается литургии, то здесь, как пишет Хуан Матеос, тоже древняя практика предполагает, что священство из алтаря уже не выходит после малого входа. Во всех источниках указано, что диакон выносит Евангелие на амвон, когда читает именно диакон, но если читает патриарх, то он читает из алтаря, а диакон слово в слово повторяет за ним. Наверное, эти аспекты и на нашу практику повлияли.
Благодарю за развернутый ответ! Как в таком случае относиться к практике чтения Евангелия священником из царских врат лицом к народу?
Батюшка, благодарю!