Я не уверен, к какой категории относится мой вопрос, но почему некоторые церкви занимают политическую позицию по вещам?
В феврале 2022 года все действующие архиереи Финляндской Православной Церкви одними из первых осудили агрессивную войну России. В начале войны архиепископ Хельсинкский и всей Финляндии Лев обратился непосредственно к Патриарху Московскому Кириллу с осуждением войны. Позже архиепископ Лев осудил провоенные заявления патриарха Кирилла. Отец Есипаймен (фамилия) рассказал, что всегда первым делом утром и последним вечером вспоминает об украинцах, живущих в разгар войны. Он призывает каждого из нас делать то же самое.
Насколько религия может занимать определенную позицию в политике и выбирать, на чьей она стороне? И почему же если ответ да или нет? Я всегда думал что религия и церковь, они имеют нейтральную позицию. Или являются ли религия и церковь отдельными?
Заранее благодарю за ответ.
7 Ответов
Любое ли мнение церковных иерархов по общественно-политическим вопросам следует воспринимать как позицию Церкви?
В первую очередь имеет смысл сверять его с соборными определениями. Рассмотрим, что говорит соборный документ: "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви":
"... существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию".
Кроме того там сказано: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".
И последнее:
«Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, V, 2.
Насколько религия может занимать определенную позицию в политике и выбирать, на чьей она стороне?
Церковь находится в обществе и Господь наделил ее пророческой функцией, а именно, провозглашать волю Божию и давать нравственную оценку тем или иным явлениям нашего мира. Что касается военных конфликтов, то здесь все должно определяться на основании объективных критериев нравственности (в данном случае, критериев справедливой войны), а не политических интересов той или иной стороны. Никакая сфера жизни не исключена из под действия закона Божия, включая политику, поэтому Церковь может и должна давать нравственную оценку, но при этом не заниматься политической агитацией.
Церковь находится в мире, и проповедь Евангелия требует воздействия и на социум, и на людей.
Во все времена иерархи Церкви соприкасались с политикой, в том числе такие святители и богословы как Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, и мгогие другие.
Но истинная задача такого участия иерархов - это проповедь Христа и Его наставлений в рамках учения Церкви. И если какой свящннник говорит о политике, но про учение Апостолов и Церкви умалчивает, то следует призадуматься о том, кто на амвоне глаголет.
Когда с амвона говорят о гонениях, но не раскрывают причин, увязанных на грехи людей, то насколько проповедуемое принадлежат учению Христа? Сам Господь остро отвечал на такие вызовы, вспоминая, например, погибших под Силоамской башней Лк. 13:1-5
Ваш архиепископ, владыка Лев, говорил таким образом?
Я думаю, что Церковь должна заботиться о спасении своих членов, в том числе поддерживать свое государство, которое в ответ дает Церкви существовать и нести свою спасительную миссию. Если же отдельные члены Церкви занимают ярко выраженную политическую позицию по другим мотивам (как в Вашем примере), то это, в самом деле, совершенно неуместно.
Христиане живут в обществе, они часть социума. Поэтому вполне логично, что они откликаются на то, что происходит в обществе. Но христианин призван всегда нести Благую Весть и выстраивать свою жизнь и убеждения согласно Евангелию. Если христианин, поддерживая те или иные политические процессы вокруг него, отходит от Евангелия, то это означает лишь одно - он заблудился.
Думаю, что в данном, конкретном вопросе дело не в том, какую позицию занимает та или иная религиозная организация. Здесь дело в правильной оценке тех событий, о которых идёт речь в данном вопросе.
1. Политика России отнюдь не агрессивная, а скорее - наоборот. Россия противостоит агрессивным действиям со стороны Запада. И началось это не вчера. И даже не два года назад. А ещё в далёком 2014-году.
2. Финляндия, как известно - с недавних пор является членом НАТО со всеми вытекающими отсюда последствиями. Включая антироссийскую позицию Финляндских архиереев.
Вопрос этот непростой. Церковь выше политических систем и должна стоять над миром. Помолиться и покаяться должен иметь возможность любой человек с любыми политическими взглядами. С другой стороны Церковь состоит из людей, которые придерживаются той или иной политической ориентации и это отражается на их речах и поведении.
Исторические примеры тоже разные есть. Священномученик Ермоген и преподобный Сергий благословляли воинов. А святитель Николай Японский во время русско-японской войны не благословлял японцев, но и не выступал против них. УПЦ во время агрессии украинской армии против Донбасса, в том числе убийства гражданских и детей, молилась за мир и не занимала никакую сторону конфликта. Отдельные же священнослужители молились за определённую сторону.
Правильней будет рассматривать политические взгляды священнослужителей, как их личную позицию, а не позицию Церкви.