6 Ответов
Ответ св. Петра Могилы:
Вопрос 21. Какое понятие должно иметь о злых ангелах?
Ответ. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле. Как свидетельствует Господь наш о начальнике их: «он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8, 44). Они виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ, сами и орудия их, как говорит Писание: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8). Впрочем, надобно знать, что демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, ни над другою какою-либо тварию, если Бог не попустит им, как свидетельствует о том Писание: «беси же моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите» (Мф. 8, 31–32). Сверх того должно всякому знать и то, что они не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его искушениями: ибо человек имеет свободную волю, и сей свободе его ни даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. Поелику же они осуждены навек, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41).
(Св. Петр Могила. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной).
У человека может быть какая-то предрасположенность к тем или иным грехам в силу перечисленных факторов. Но дело в том, что у каждого человека есть предрасположенность ко злу. И выбор между добром и злом человек делает сам, своей свободной волей. Поэтому он несет ответственность за любой совершенный им грех.
Возможно, если человек вырос, например, в семье алкоголиков, то и спрос за пьянство с него будет меньше, чем с того, кто вырос в семье трезвенников, но сам, сознательно пришел к пьянству. Но все равно — выбор в конечном итоге каждый делает сам, и сам ответит за свои грехи.
С уважением,
И наследственность, и воспитание создают условия, в которых мы принимаем решения — но не предопределяют самих этих решений. Есть примеры людей, которые сделались добрыми и благочестивыми, родившись в самом дурном окружении, есть примеры людей, которые получив и заботу, и образование, и воспитание, сделались злодеями и преступниками. Человек всегда сам является автором своих решений.
Конечно, внешние достижения людей, которые начинали в разных условиях, будут выглядеть по-разному — поэтому нам запрещено судить. Только Бог знает, какие решения человек принимал и в каких условиях. Но выбор всегда за нами — а не за обстоятельствами или генами.
Словами апостола «грех есть беззаконие» (1Ин.3,4)
И если рассмотреть ответственность на примере нашего земного закона, то все становится очень понятно. Если человек вор, грабитель, убийца, то он отвечает перед законом, независимо от того, были ли его родители алкоголиками или просто он дурно воспитан.
«Для человека, чтобы выдержать характер нравственного лица, обязательно быть господином своих действий, распоряжаться ими по усмотрению своему и своей цели, а не быть ведому течением внешних обстоятельств или своих внутренних душевных движений». святитель Феофан Затворник
Мы знаем, что Господь Справедлив и Милосерден. Мы знаем, что Господь судит каждого конкретного человека. Но мы не можем точно знать Его Суда, и не можем за Него решать как Ему судить. «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.5:22) и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:27).
На основании Откровения Божия выраженного в Священном Писании и Священном Предании мы можем заключить лишь общие принципы этого Суда Божия.
Мы видим, что любой человек обладает свободой воли, свободой выбора между добром и злом, и имеет совесть, как голос Бога в человеке. И “плохая генетика” или дурное воспитание не могут полностью перечеркнуть это отражение или образ Бога в человеке.
Писание говорит, что каждого человека Господь будет судить не только за дела его: “ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое” (2Кор.5:10). Но даже за слова: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф.12:36–37).
Также Господь открывает, что мера суда для всех разная: “Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут” (Лк.12:47).
Преподобный Макарий Великий комментируя этот стих заметил: “От каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Посему, в день суда безответен пред Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры и любви и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли”.
Подытоживая можно с уверенностью предположить, что плохая наследственность, дурное воспитание и прочие влияющие на человека обстоятельства его рождения и жизни хоть и могут быть смягчающими обстоятельствами и будут учитываться на Суде Христовом, но полностью освобождать от ответственности за грехи человека не могут.
Да, несет, потому что перечисленные факторы не лишают его свободы нравственного выбора. В какой степени он ответственен, это уже другой вопрос. На эту тему есть классический пример у прп. Дорофея Газского:
Помню, я слышал, что некогда было такое происшествие. В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.