4 Ответа
Из проповеди свящ. К. Пархоменко (02.05.2023):
Сегодня память святой блаженной матери Матроны Московской. И вы знаете, я всегда, когда смотрю на нашу икону, а икона – это не просто икона, которую мы в лавке купили, это икона, которую нам тот самый монастырь, где мощи Матроны, он её пожертвовал, – я всегда немножко внутренне смущаюсь. Потому что вы знаете, что это икона неправильная? В чем её неправильность: в том, что Матрона Московская с закрытыми глазами изображена.
Ведь что такое икона, чем отличается икона от портрета, от фотографии? Тем, что портрет или фотография показывает нам человека в его падшем состоянии, в веке сем, в нынешнем мире, а икона показывает нам человека преображенного, находящемся в ином мире, в Царствии Божием. Отсюда эти нимбы, это сияние, этот золотой свет, отсутствие теней, отсюда вот этот условный язык иконы, своеобразный условный язык иконы, особенно византийской древней иконы, который мы не очень понимаем. Все немощи, все недостатки человеческие в Царствии Небесном исцелены. Вы же не думаете, что в Царствии Небесном будут слепые, хромые, понимаете и так далее. Святая Матрона она была слепая здесь, в рамках мира сего, а теперь она в мир иной попала, и там она уже зрячая, более зрячая, чем мы с вами.
Мне рассказывал, говорил, об этом мы с ним даже вот беседовали, никто иной – даже не просто какой-то иконописец рядовой, а мне говорил ректор Института иконологии (есть такой институт, где иконы изучают), он говорил: «Отец Константин, ну это же невозможно, ну такой собор солидный, но почему же у вас Матрона с закрытыми глазами?» Я говорю: «Ну, брат мой милый, ну так везде Матрона с закрытыми глазами, везде она слепая». Он говорит: «Она у вас ещё слепая, в Царстве Небесном она уже зрячая, а у вас всё ещё слепая, в ваших храмах». Он прав.
Действительно, блаженную Матрону и некоторых других святых, например преподобного Серафима, часто изображают в их земном виде. Почему? Наверно потому, что такими их знали и помнят люди, или узнали из житий. Но если обращаться к канонам иконописи, то изображать святых нужно в их прославленном виде. Впрочем, ни закрытые глаза блаженной Матроны, ни сгорбленная спина преподобного Серафима, ни многие другие физиологические особенности, бывшие у святых при их земной жизни, и изображённые на иконах, не мешают людям любить святых и обращаться к ним с молитвами. И в то же время любовь к святым не означает, что стоит покупать заведомо неверные изображения этих святых и иметь у себя дома.
Блаженную Матрону изображают слепой, потому что она была таковой при жизни. Также и святых старцев принято изображать седыми, лысых людей - лысыми, детей - детьми и т.п. Изображение телесных недостатков, которые были при жизни - традиционно, и не нарушает церковных иконописных канонов. Святые, чаще всего, изображаются такими, какими их знали при жизни.