4 Ответа
Для прощения необходимы были их действия:
1. Раскаяние. Бог 2 раза явно подвигал их к этому Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не м.б. навязана насильно. Спасение человека требовало его свободного согласия. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека, Бог не мог просто объявить зло добром, назвать грешника праведником.
2. Исправление (но они уже не могли не грешить, у них были поражены ум, чувства и воля). Бог и не обижался в нашем человеческом понимании, Он неизменен, это они отвернулись от Него.
Вывод: механическое прощение грешников значило бы дальнейшее умножение в них грехов, они бы превратились в «кощеев бессмертных». Смерть пресекала распространение греха, ведь грех – не только поступок, но и состояние. Недостаточно побрызгать духами на человека, у которого плохой запах изо рта, нужно вылечить его болезнь.
Когда мы говорим о прощении, мы можем иметь в виду две разные вещи. Мы можем понимать под "прощением" перемену настроения частного лица – мы кого-то сильно ненавидели, скрежетали зубами, строили планы мести, а потом успокоились, отдышались, и решили не мстить. В этом смысле Бог никогда не питал ненависти к Своему творению и никогда не желал причинить ему вред. Крестная Жертва Спасителя - проявление любви Божией, а не ее предварительное условие.
Но есть "прощение" в смысле законного решения судьи или правителя - виновные освобождаются от осуждения и получают оправдание. Отказ судьи вынести справедливый приговор преступнику - это уже не акт доброты или терпения, это неправосудие и коррупция.
Бог есть Судия праведный, и Он не может поступить неправосудно - Он не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех. Грех должен быть искуплен - и, поскольку человек не может искупить Себя, Бог сам становится человеком в лице Иисуса Христа. Наши грехи искуплены Его смертью и наше оправдание приобретено Его праведностью.
Как пишет, например, св. Николай Кавасила, "Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием, и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чём согрешили перед Богом, избавлены были от осуждения" ( Семь слов о жизни во Христе 6, 77)
По справедливости мы согрешили и должны были быть наказаны.
По неизреченному милосердию Бог нас помиловал, Сам на Себя приняв наше наказание.
Таким образом и справедливость Божия и милосердие были сотворены.
«Ныне же во Христе, ради послушания одного Человека, вины (праотца) уничтожены и изглажены. Ибо в Нем мы получили оправдание, о чем засвидетельствует боговдохновенный Павел, который пишет: как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим.5:19). Ибо в том (первом Адаме) мы были осуждены на смерть, но ради Христа мы помилованы и обновлены для жизни, так как Он был послушлив Отцу до смерти и положил душу (свою) за нас и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5), как говорит Писание. Посему надлежит сказать, что мы, недуговав в Адаме грехом для мира, во Христе стали жертвой духовной и благовонной Богу и Отцу, (жертвой) доброй, благоприятной и несравненно лучшей, чем жертвы сени законной. (…) Ибо праотец Адам за преступления, совершенные в начале, понес вполне справедливое наказание, и так как он впал в болезнь поистине зловонного греха, то посему и справедливо был осужден. А Спаситель всех и Господь не был обличен ни в чем безместном (ибо Он не сотворил греха) и стал доброю и благовонного жертвою за нас и как бы начатком новых плодов и как бы во всяком виде — и в виде, говорю, пшеницы и в виде овощей. Он умер за всех, малых и великих, за язычников и иудеев, и мы чрез Него и в Нем сделались поминовением Богу и Отцу. Посему говорит предписанное законом: и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном: [это] жертва Господу (Лев.2:16). Ибо, прогневав Отца многими грехами, мы едва не были лишены Его лицезрения. Но так как Христос сделался жертвою за нас, то Он вспомнил о нас и благословил нас: благословляет боящихся Господа, малых с великими (Пс.113:21). (…) … священная жертва долженствовала быть беспорочною; она закалалась пред Господом при дверях скинии, при возложении на нее рук принесшего. Потом, когда проливалась кровь ее при основании жертвенника, внутренности ее, сказано, надобно было сжечь. Так смерть Сына, положившего душу Свою за живот мира, совершилась как бы пред очами Бога и Отца. Ибо если истинно слово сказавшего: Дорога в очах Господних смерть святых Его! (Пс.115:6), то мог ли Бог и Отец не удостоить Своего воззрения самую смерть Сына Своего?»
(Свт.Кирилл Александрийский. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Левит, гл. «О том, что страдание Христово спасительно»)
Приговор смерти (проклятье), тяготевший над всеми людьми из-за преступления Адама, не мог быть отменен просто так. Как пишет свт. Кирилл Иерусалимский,
«мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия» (Огласительные поучения, 13).