2 Ответа
Вы ошибаетесь. Бог именно отдал эту землю, потому что многочисленные и сильные враги не смогли всерьез воспрепятствовать евреям. И сами евреи воспринимали это именно как действие Божие. Например, прор. Моисей вспоминает:
«И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам; вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся» (Втор.1:20-21).
Впоследствии, когда Иисус Навин послал соглядатаев через Иордан, они вернулись и сказали:
«И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас» (Нав.2:24).
Так же думал и Иисус Навин, и прочие евреи:
«И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан» (Нав.3:10-11).
Короче сказать, вся книга Иисуса Навина наполнена подобными цитатами, в которых показывается, что завоевание Палестины было делом не столько человеческим, сколько Божиим. Суммирует это общее представление народа царь Давид, когда говорит в Пс.43:
«Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние: Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним» (Пс.43:2-4).
Что же касается необходимости прийти и взять то, что Бог отдал, то это очевидно. Евреи должны были сами потрудиться и приложить собственный труд, показав этим и свою веру обетованиям Божиим. Когда они после Иисуса Навина потеряли веру, испугались, обленились и решили договариваться с язычниками, то сразу обнаружилось, где было действие человеческое, а где - Божие. В эпоху судей евреи регулярно стали попадать в зависимость к языческим соседям, и только благодаря вере в Бога и послушанию посланным от Него судьям смогли сохраниться как народ. Тем самым они, не желавшие добровольно показать свою веру в Бога, вынуждены были веровать на деле под влиянием тяжких внешних обстоятельств.
По этой же причине Господь спасает и нас, христиан, требуя нашего собственного участия в своем спасении. Он дает нам заповеди, но Он же и помогает их исполнять, укрепляя нас Своей благодатью и создавая благоприятные внешние условия. Как говорят отцы, Бог не спасает нас без нас.
Очень полезно читать события Ветхого Завета аскетически - как указывающие нам на образ нашего спасения во Христе. Блестящим примером подобного прочтения является трактат «О жизни Моисея законодателя» свт. Григория Нисского, который всячески Вам рекомендую для изучения.
Здравствуйте, насколько я понял, Ваш вопрос заключается в том, почему Бог не отдал просто так землю обетованную, а ее нужно было завоевывывать?
Думаю ответ такой: то, что получено просто так без труда и усилий не ценится человеком. Бог уже доверил человеку однажды Рай просто так, но человек не стал там трудится, а нарушил Божью Заповедь.
Земля обетованная в духовном смысле символизирует Царство Небесное и жизнь вечную, которая начинается в сердце человека, его душа и есть Царство Небесное, которое внутри него, и нужно освободить сердце от греховных привычек, страстей и демонов, которые являются врагами нашего спасения, надо свое сердце освободить от зла, а чистое сердце, в котором пребывает Божественная благодать и есть та земля обещанная Богом подлинному Новому Израилю, т.е. Православной Церкви как народу Божьему! Еврейский народ называется Богом Его Сыном: «так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4, 22); «Ибо Я — отец Израилю» (Иер. 31, 9).
В переносном смысле в обетованную землю входит Сын Божий, т.е. Христос Своей благодатью входит в наше сердце, очищенное от зла, а очищение — это труд со стороны человека. Как нельзя «щёлкнуть пальцем» и очистить грязную заброшенную квартиру и тут же в нее поселить кого-то, также и нельзя сразу же обрести чистоту человеку, ибо он должен в этом деле изрядно потрудиться, так как «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).
Вот как это место Евангелия объясняют нам святые отцы.
Преподобный Антоний Великий пишет: «то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол».
Святой праведный Иоанн Кронштадский:
«в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом...
Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23). Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам...Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя.
Царство Небесное силою берется. Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия....
Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49); а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21). «Царствие Небесное», то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «силою берется», то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17), то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33). Аминь".
Помоги Вам Господь в трудах по завоеванию земли обетованной!