Я несколько раз подавала записки о здравии за маму и она после этого заболевала - то простудится, то ногу повредит. Возможно, не каждый раз, но прямо прослеживается связь. Мама верующая, но в храм ходит редко, в основном, чтобы поставить свечи. Сама она не в курсе, что я подавала за неё записки. Что бы это означало и продолжать ли подавать за неё записки (после моей домашней молитвы такого нет)? Не хочется ведь, чтобы она страдала из-за моей непрошеной помощи.
5 Ответов
Конечно, надо и дальше молиться о маме - как дома, так и в храме, ЛИЧНО УЧАСТВУЯ в церковной молитве за нее. Быть может, Господь, посылая ей скорби, ведет ее к раскаянию, чтобы она начала исповедоваться и причащаться, переоценила свою жизнь, всей душой захотела быть с Богом сейчас и в вечности.
Что касается подмеченного Вами совпадения записок на молебен с мамиными болезнями, то, во-первых, Вы сами сказали, что так бывает далеко не всегда, т.е. нередко это совпадения. Если бы Вы сами бывали в храме еженедельно (как то и положено православным христианам) и всякий раз подавали бы записки за маму, то заметили бы, что она не стала чаще болеть. Во-вторых, считать простуду серьезной болезнью не стоит. то же не рак и подобные ему заболевания, в конце концов! Все мы болеем такими мелочами, а чем старше - тем обычно и чаще. Наконец, причина может быть и в зависти диавола: Ваша мама сейчас достаточно далека от Церкви, а Вам близки церковные молитвы. Так вот, через мысль о связи молебнов с ее болезнями Вы сами можете прийти к недоверию и непослушанию Церкви вообще, а через это отпасть и от пути спасения.
Итак, молитесь о маме, дабы она возлюбила Бога по Евангелию: всем сердцем, всей душой, всей мыслью и всей своей крепостью. А возлюбив, чтобы она пришла в храм - дом Божий, и стала полноценным членом приходской общины и соучастником Тела Христова в таинствах. Не забывайте также и о себе, чтобы получилось показать маме добрый пример, ведь в старости очень тяжело себя менять к лучшему. Помоги Господь!
Спаси Господь ! Мне лучше подавать за маму записки на молебен о здравии или на проскомидию ?
Судя по вопросу, мама крещеная, в целом признает Бога и спасительную миссию Церкви и не живет в тяжких грехах (например, в незаконном сожительстве), хотя и не участвует регулярно в богослужении и таинствах. Я думаю, о подобных людях можно подавать записки и на молебен, и на проскомидию. Быть может, Господь коснется ее сердца и укрепит ее в вере, чтобы она нашла в себе силы покаяться и воцерковиться.
— хотя и не участвует регулярно в богослужении и таинствах—
Вот это ключевой вопрос…
Св. Симеон Солунский пишет о частицах на проскомидии (https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/3_16):
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).
Итак, за маловерующих нецерковных христиан, не совершающих тяжких грехов, допускается вынимать частицы.
—явно грешат и живут нераскаянно—
Тот, кто не участвует в Таинствах Покаяния и Евхаристии разве к ним не относится?
Нет. Явные грехи — это блудные и им подобные.
О необходимости для христиан чаще посещать храм и причащаться всегда говорится отдельно, как о способе борьбы с грехами и приобщения Богу. Никогда я не встречал у отцов, чтобы за редкое причастие отвергали приношение на проскомидии.
Насколько я понял, там человек свечки ставит, о христианской жизни там речи нет.
Да, я специально отметил, что предполагается, что мама не пребывает в смертных грехах. Если, увы, пребывает — можно подавать записки лишь на молебен, а на проскомидию нельзя.
Но и чинопоследование молебна рассчитано на верных, не на отпавших, которым даже не решаются сказать, что за них в храме молятся.
По церковным каконам Ваша мама отпавшая, она отпала от Бога, Его Церкви и спасения в вечности, т.к. не причащается. Постарайтесь донести это до неё. И за отпавших принято подавать на чтение Псалтири там, где это совершается.
Помоги Господь!
Мне обидно читать, что мама отпавшая. Она добрейший человек, просто воспитана по-советски. Я во многом хуже нее.
Марина, это знание должно Вас подвигать к действию. Обида — признак гордости и преграда для помощи Вашей маме.
Доброта — это добродетель. Но где её доброта по отношению к Отцу Небесному, где её доброе желание жить по Его воле, где её доброе отношение к Его Церкви и Его пастырям?
Марина, прочтите, пожалуйста, что такое истинное добро: https://azbyka.ru/dobro
«Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
прп. Серафим Саровский
Думаю, продолжайте подавать. И усерднее молитесь за нее своими словами. Молебен - это не порча, он не принесет вреда. Все, что происходит, происходит по воле Бога, и направлено на благо.
С уважением,
Молебен — это призывание Божественной благодати. Для церковных людей — она будет в мир, для нецерковных — иначе.
Прп. Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами.
Я не считаю верующих людей, признающих Церковь, но посещающих ее не слишком часто, отпавшими от Бога. Мой жизненный опыт свидетельствует, что нередко они проявляют себя более по христиански, чем те, кто не вылезает из храмов. Они пусть и достаточно нерадивые, но христиане. Отпали от Бога и Церкви те, кто их сознательно отверг. К матери же автора данного вопроса последнее явно не относится.
Максим, это сравнение крайностей.
Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов.
старец Сергий (Шевич)
Но я не говорю о людях, не знающих Бога. Я говорю о тех, кто знает Бога, но не слишком усерден в посещении храмов. По разному складывается жизнь у людей. Я вон тоже сегодня на службе не был — заболел. Кто-нибудь рьяный может сказать, что легкая простуда — не повод увиливать от богослужения. Мученики и пустынники, вон, и не такое терпели! И что за меня теперь тоже нельзя ничего подавать. Я же так не считаю. И для меня те, кто не отвергает Церкви, но не часто ходит в храм — тоже христиане.
Максим, речь совсем о другом. Ты не ходишь в храм «просто поставить свечи». Это примитивное язычество…
Раньше и так ходил. Поставлю свечу — и помолюсь. Изредка. Бог увидел мои тогдашние молитвы и привел в Церковь более основательно. Значит, не считал чужим. А если мы сейчас будем указывать таким людям «их место», то это едва ли их как-то мотивирует.
Просто мне кажется странным парадоксом: кто-то верит в Бога, имеет вполне христианскую душу, но что-то там недовыстаивает — и для нас он «внешний». А кто-то всё выстаивает, цитирует Отцов и даже где-то там поёт, но при этом рассуждает и живет, как полнейший язычник — и для нас он свой в доску.
Максим, речь не о Божественном промысле, а о нас. О том, что не нужно лукавить и успокаивать людей в их неверии, а указать им путь в Церковь, как корабль спасения.
И, повторю, не будем оперировать исключениями. Да, церковь — аналог больницы, не все там хорошо лечатся, но вне больницы очевидно погибают.
И фантазировать о том, что такое вера, нет необходимости, Христос нам дал определение: «Верующий в Меня заповеди Мои соблюдет».
Честно говоря, мне нечего добавить, но и мнения своего я не изменил. Могу просто удалить свой ответ на данный вопрос.
Не стоит удалять, достаточно полезное обсуждение.
Что касается мнения, то оно может быть любым, нам важно донести не собственные представления, а христианские истины.
Хотел дописать, но добавлю в новом постинге. Какие у нас могут быть претензии к данной женщине? Она верит в Бога, признает Церковь, ходит в храм, пусть и не так часто, как нам бы хотелось. Дочь пишет, что она ставит там свечи… А разве ставить свечи запрещено или плохо? Откуда мы знаем, какой духовной жизнью она живет, о чем молится, какие у нее отношения с Богом? Почему мы должны вводить у себя некую «презумпцию виновности»? Не выставляет своих религиозных переживаний напоказ, не лопочет про батюшек и благодать — значит, не наша? Я так не считаю. А в чем еще ее ненашесть?
Максим, ты же знаешь слова Христа про Евхаристию. И канон про отпавших, которые не причащаются. Никакие свечки здесь не являются индульгенцией.
Марина, по-моему, Ваш случай касается вопроса о пользе болезней. Вам хочется, чтобы Ваша мама сейчас не страдала, или вообще? Т.е. в перспективе вечной жизни? Вот священник помолился о ней, о ее здравии и прощении грехов, но как они простятся, если она ничего не делает? Иначе Бог бы всем автоматически простил грехи, и ничего делать не надо было. Нужно что-то делать, прилагать усилия, направить свою волю к Богу. Но мама, получается, не прилагает усилий, не использует средств, которые специально созданы Богом для так сказать "мягкого" прощения грехов: подготовиться, прийти в храм, исповедать грехи, причаститься. Это доступно всем, кто может ходить. А кто не может, священник придет домой. И это Ваша мама отвергает. Доступный, легкий способ она отвергает, но Вы за нее молитесь, все равно хотите, чтобы Бог вмешался. Тогда придется прибегнуть более суровому способу прощения грехов, через терпение чего-то, что надо терпеть, т.е. в вашем случае болезни. И при том не самой серьезной, как Вы пишете. Видите, как Бог жалеет маму, попускает только легкую болезнь. И вот, через такое небольшое терпение болезни достигается то, что Вы просите, подавая записки, т.е. прощение маме ее грехов и избавление от страданий в вечности.
Если нужно, чтобы человек совсем не болел, тогда пусть плачет о грехах, постоянно укоряет себя. Но так постоянно только Святые Отцы делали, и даже им для облегчения таких трудов посылались иногда болезни. Болезнь и другие искушения, которые нужно терпеть, позволяют лучше воспринять и потом дольше удерживать благодать Святого Духа, посылаемую человеку. Все хорошее в человеке совершается только через благодать. Вы попросили это для мамы, и Бог послал ей средство лучше благодать воспринять и удержать.
Может, в Вашем случае все это имеет еще какое-то другое объяснение, но мне кажется, что приведенный мной вариант вполне логичен.
Я не знаю насколько есть прямая связь между молитвой за маму и ее болезнями. Однако я поддержу сказанное выше о том, что Бог все устраивает ко благу души. Здоровье мамы не должно быть основной целью Вашей молитвы, если она не примирилась с Богом. Бог, прежде всего, устраивает спасение души человека, это Его главный интерес. И если оно может быть достигнуто через болезнь или другое несчастье, то Он вполне может этим воспользоваться. Так что не стоит этого бояться. Главное, чтобы ваша мама услышала Божий призыв и примирилась с Богом, пока жива.
Мама не знает, что я подавала за нее записки. Возможно если бы она узнала, что заболевает после молебнов то попростла бы меня перестать. Вот я и думаю, может не нужно «причинять добро», в конце концов она сама может воцерковиться.
Марина, мне кажется, что Вы переоцениваете свое влияние на ситуацию. Вы не можете причинить молитвой вреда маме, поскольку здесь все зависит от Бога. Он будет действовать так, как считает нужным для блага души, никого не спрашивая о разрешении или совете. Ваша молитва — это знак Вашей любви к маме, однако было бы ошибкой думать, что молитвой возможно изменить планы Бога, определенные от вечности. Иными словами, Вы не сможете ничего вымолить у Бога для себя или для мамы такого, что бы Бог не решил дать или послать вам еще задолго до вашего рождения.
Отец Евгений, могли бы уточнить, речь идёт о подаче записок о не членах Церкви на проскомидию?