2 Ответа
На том основании, что они не исходят из круга Апостолов, и не содержат подлинного свидетельства о Господе. В лучшем случае это пересказ некоторых фрагментов из канонических Евангелий с добавлениями легендарных и фантастических элементов; в худшем - сочинения различных лжеучителей, которые хотели выдать их за "тайные учения" Иисуса или Апостолов.
Неподлинность апокрифических Евангелий достаточно легко определить по стилю и содержанию - и, что характерно, даже неверующие исследователи Нового Завета согласны, что надежными источниками об Иисусе и ранней Церкви они не являются, и канонические Евангелия - лучшее, что у нас есть.
Во-первых, следует определиться насчет самого понятия "апокриф". Как сказано в статье в ПЭ, Апокрифы - [греч. ἀπόκρυφος - тайный, скрытый, сокровенный] произведения религ. лит-ры (иудейской и христ.), посвященные по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные также иудейской синагогой), обычно с недостоверным указанием авторства см. Апокрифы.. Следует различать апокрифы по содержанию, условно их можно разделить на две большие группы: неканонические писания и еретические произведения.
Первая группа апокрифов довольно обширна; если брать только новозаветные апокрифы, то сюда можно включить «Протоевангелие Иакова», деяния Петра, деяния Павла и Феклы, деяния Павла, Иоанна, Андрея, Фомы, Филиппа, Варнавы, Варфоломея, Фаддея, переписка царя Авгаря с Господом Иисусом Христом. Эти книги не включены в канон по причинам недостоверного указания на авторство, позднего происхождения и сомнительных подробностей в содержании. Однако Церковь по факту их не отвергает. Они не считаются Писанием, но вполне используются как второстепенный материал для составления житий и богослужебных текстов (например, жития многих апостолов, а также равноапостольной Феклы написаны на основе соответствующих апокрифов).
Другая группа - явно еретические произведения, написанные в кругах гностиков. Эти книги содержат гностические идеи и потому отвергаются однозначно; К таким апокрифам относятся «Апокриф Иакова», «Апокриф Иоанна», «Евангелие истины», «Евангелие Марии», «Евангелие египтян», «Евангелие Фомы», «Евангелие Филиппа», «Деяния Петра и 12 апостолов», «Апокалипсис Павла», «1-й и 2-й Апокалипсисы Иакова», «Апокалипсис Петра», «Послание Петра к Филиппу». Эти книги являются только объектом изучения библеистов и специалистов-патрологов, так как в них могут содержаться и достоверные идеи и предания, циркулировавшие в Древней Церкви, но потом забытые.