В Евангелии от Иоанна (Ин.3:5) приводятся такие слова Иисуса Христа, обращенные к фарисею Никодиму: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие". Эти слова меня очень смущают. Почему Всемилостивый Бог, который добровольно отдал Себя в жертву за грехи мира так недвусмысленно говорит о судьбе некрещенных? Неужели те люди, которые в силу каких-нибудь причин не приняли крещения не смогут спастись? Почему Иисус Христос указывает на решающее значение Таинства крещения для спасения души? Разве крещение - это не просто символ?
5 Ответов
Бог не только милостив, но и справедлив. Если мы не желаем воспользоваться Его милостью, принять крещение, духовно родиться, получить усыновление от Бога, и с помощью благодати Святого Духа по силе своей исполнить заповеди, то мы останемся чужими для Него, отвергнем Его милосердие и будем справедливо осуждены за неверие и беззаконные дела. Крещение, как Вы можете усмотреть из моих слов, не просто символ, но второе, духовное рождение от Бога. Что нового дает человеку крещение и что потом дальше делать крещеному, можно узнать в многочисленных книгах, например в "Пути ко спасению" святителя Феофана Затворника.
Люди не принимают крещение в первую очередь потому, что не хотят. Очень часто это не желают задумываться о величии этого мира и его Творце, а заняты повседневной суетой. Лишь редкие люди среди иноверцев приходят к мысли о Творце и начинают Ему молиться. Таким людям Он открывается и приводит их ко крещению. Почитайте об этом житие великомученицы Варвары.
Александр_49, очень хорошо эта тема, на мой взгляд, раскрыта в книге Даниила Сысоева «Спасутся ли некрещёные» Очень рекомендую вам её прочесть!
Дело в том, что вопреки расхожему мнению, люди не появляются на свет добрыми и праведными; человек заражен грехом от утробы матери. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4) – говорит Священное Писание. Грехопадение наших прародителей привело к тому, что
«прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, через одного Адама грех распространился на всех нас. Поэтому мы и начинаемся и рождаемся с этим грехом, как учит Священное Писание: "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим. 5:12)» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 20).
По учению Церкви, «Крещение является омовением и истреблением первородного греха» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 102), который, вместе с произвольными грехами, совершенными человеком, препятствует вхождению в Царство Небесное, так как «не войдет в него ничто нечистое» (Откр.21:27). Восточные православные патриархи, рассуждая в своем догматическом послании о крещении младенцев, указывают, что Господь Иисус Христос словами: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), показал безусловную необходимость Крещения для всех людей, так как «сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: "Кто не родится…", что равнозначно выражению: "Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться"». «Не возродившиеся», – продолжают восточные патриархи – «поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены» (Послание восточных патриархов, чл. 16).
Таким образом, Крещение является единственным и безусловно необходимым средством получения оправдания и возрождения к вечной жизни с Богом, для людей, живущих в новозаветные времена. Как говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»,
«первородный грех не может быть искоренен или уничтожен никаким покаянием, но только благодатью Божией, через дело искупления, совершенное Господом нашим Иисусом Христом в восприятии им нашей плоти и пролитии честной Крови Его. Действие это совершается в Таинстве Святого Крещения» (Ч. 3, вопрос 20).