Почему не "в первую очередь", "в настоящее время", а "только"(Мф.15:24)?
4 Ответа
По-гречески буквально сказано: οὐκ ἀπεστάλην (Я не был послан) εἰ μὴ (если не = разве только, кроме как) εἰς τὰ πρόβατα τὰ ἀπολωλότα οἴκου Ἰσραήλ (к погибшим овцам дома Израиля). По-русски так сказать нельзя, поэтому в переводах обычно перестраивают фразу на утвердительную и добавляют слово ТОЛЬКО. Однако, в переводе Аверинцева «Я не послан ни к кому, кроме как к потерянным овцам Дома Израилева».
Первая часть этого высказывания Христа - οὐκ ἀπεστάλην (Я не был послан) - явно обладает неполнотой, и здесь подразумевается, на мой взгляд, опущенное в тексте "к ней" или "для этого", что ученики могли понять из самой ситуации. То есть, Спаситель хотел сказать: "Я не послан (к ней / для этого), но лишь к погибшим овцам дома Израиля". Он тем самым хотел здесь сказать, что его "посланничество", его миссия (это слово как раз имеет лат. корень "посылать") не состоит в том, чтобы помогать отдельным людям или совершать чудеса, хотя Он делал и то, и другое.
Миссией Спасителя было дать глобальное исцеление всему человечеству, что произошло на Кресте и в Воскресении. А спасать, преподавая истинное учение, он собирался прежде всего народ Израиля ("погибших овец"), который единственный на то время обладал верой в Единого Бога, но исказил эту веру, забыв дух ради буквы, и превратился в "погибших овец", потому что, как предвещал Бог через пророка Иезекииля "пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли" (Иез.34:1-13).
Но Христос не ограничивал Свою проповедь ИСЛЮЧИТЕЛЬНО иудейским народом, как видно, например, из Его беседы с самарянкой или из того, что второй раз употребив пророческое выражение "погибшие овцы дома Израиля" (Мф.10:6), Он наставлял учеников идти к ним "прежде всего", "предпочтительнее" (греч. μᾶλλον), а не "только".
В греческом первоисточнике нет слова "только", хотя это и не принципиально.
Иннокентий Херсонский святитель.
Хотя Иисус Христос учил и Иудеев и язычников, проповедь Его преимущественно должна была относиться к Иудеям: «несмь послан, – говорит Он, – токмо к заблудшим овцам... дому Израилева», а для проповеди Иудеям этого времени с 30 лет до Крестной смерти было довольно. Почему Иисус Христос ограничивал проповедь Иудеями? Потому что цель Его учения, главным образом, не в том состояла, чтобы просветить мир, а в том, чтобы приготовить просветителей; а для сей цели излишне было бы развлекаться другими народами. Он занимался ими, но занимался мимоходом; уже ученикам поручено было благовествовать всем: и Еллинам, и евреям. Еще делал Иисус Христос это потому, что Иудеи особенно для сего были приготовлены пророчествами и обетованиями.
Источник.
Михаил (Лузин) епископ.
«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади. — «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие — это иудеи (ср. прим. к Мф. 9:36 и Мф. 10:6), весь иудейский народ, в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир «только» к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников: в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел на землю принять в свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф.8:11-12. Мф. 24:14,31; Мф.28:18-20 и др.
В этом отрывке речь идёт о просьбе исцеления. Язычники, как отступившие от истинного Бога, не были достойны такой милости. Спаситель об этом и говорит, что проповедовать и исцелять Он послан только к народу Израиля. Лишь после Крестной Жертвы, когда Господь искупил грехи всего человечества, открылась возможность проповеди для языческих народов, на что были посланы апостолы. Не Христос, Который к тому времени уже вознёсся к Богу Отцу.
Из настоящего отрывка видно, что воля Божия смирением человека может быть преклонена на милость и изменено прежнее решение. Как и в случае с Ниневией.