Возник вопрос из области сотериологии: если Бог хочет чтобы все спаслись и пришли в познание Истины, то почему у огромного количества людей банально не было возможности родиться свыше?
Просто выглядит странно, когда одновременно утверждают следующие положения:
1) Бог всем даёт возможность спастись
2) Некрещёные не могут войти в Царство Небесное
3) Буквально миллионы людей до Р. Х. не знали о Боге Авраама, Исаака и Иакова, а также после Р. Х. еще огромное количество людей умерло до того как в их страны пришли проповедники, которые могли их крестить. Понятно, что есть внутренний закон совести, упомянутый апостолом Павлом, но я сейчас говорю именно про возможность попасть в Царство Небесное.
Получается, что гигантское количество людей родились что называется в неподходящее время? Мол, «извините ребята, не повезло, ну сидите в аду теперь, скажите спасибо что не мучаетесь, вот ваши внуки родились в подходящий момент и они теперь с Богом, а вы - нет»... Не могли же они сами себя крестить, в самом деле...
Такое же недоумение вызывает учение о некрещёных умерших младенцах - я читал на азбуке, что они не войдут в Царство Небесное, но позвольте, они то в чем виноваты, у них даже не было возможности определиться в добре или зле. Иногда говорят, мол, виноваты родители которые их не покрестили, так это получается что спасение одного человека зависит не от его выбора, не от его собственного волеизъявления, а только от действий другого человека? Звучит немного абсурдно - быть ему в Царстве или не быть решает не он, а другой человек, это же совершенно не соотносится с духом православия...
Прошу прощения, если что-то написал некорректно, просто совершенно не складывается картина, особенно если учесть, что православие претендует на абсолютную истинность в последней инстанции
4 Ответа
В истории православного богословия предпринимались различные попытки решения вопроса о спасении людей, которые ничего не слышали об Иисусе Христе и Его Церкви. Некоторые богословы (например, св. Августин, св. Григорий Великий и др.) решали вопрос радикально: если человек умер, не услышав Евангелия и не приняв Крещения, значит, он просто не входил в число заранее предопределенных Богом к спасению, и ему просто не повезло. Другие богословы предлагают такое объяснение, согласно которому Бог обязательно пошлет миссионера, ангела, священника тому, кто ищет истину, и человек непременно видимым образом присоединится к Церкви, примет Крещение. Правда число примеров такого чудесного вмешательства настолько ничтожно мало по сравнению с количеством людей, которые искренне хотели бы угодить Богу и быть с Ним после смерти, что это заставляет усомниться в правдоподобности этой схемы, которая основана на определенных допущениях, которые невозможно доказать. Есть и другое объяснение, основанное на вере в справедливость и милосердие Бога, согласно которому Он предложит спасительную благодать одному Ему ведомым образом всем, кто «постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия» (Рим.2:7), лишь бы это стремление было искренним, а неведение Евангелия – непреодолимым. Я нахожу эту позицию наиболее правдоподобной и убедительной для себя. Свт. Иннокентий Херсонский писал по этому поводу следующее:
Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места.
Что касается судьбы некрещеных младенцев, то взгляд на этот вопрос зависит главным образом от того, в какой богословской модели мы рассуждаем об этом. В модели, предложенной св. Августином, где присутствует концепция наследственной вины потомков за грех прародителей (первородный грех), младенцы появляются на свет уже грешниками и умирая без Крещения они отправляются в ад, хотя и не терпят там никаких чувственных мучений. Св. Августин объяснял это просто: они не входили изначально в число предопределенных к спасению, поэтому они и не удостоились Крещения и спасения. Просто Бог так решил и никто не должен спорить с этим. Для тех, кто не согласен с концепцией безусловного предопределения, вопрос о справедливости такой участи является проблемой.
Однако в модели, которой придерживалось большинство восточных отцов Церкви, человек не рождается на свет виновным, а значит и подлежащим по умолчанию вечному наказанию до совершения им лично смертных грехов. Поэтому восточные отцы более позитивно смотрели на вопрос об участи умерших некрещеных младенцев. Например, свт. Иоанн Златоуст говорит:
Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что «души праведных в руке» Божией (Прем. 3:1). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми.
Прп. Анастасий Синаит отвечает на подобный вопрос:
Поскольку Господь, упраздняя Свое высказывание о том, что переходят грехи отцов на чада (Втор. 5:9; Исх. 20:15), говорит через пророка, что дети не умирают за грехи своих отцов (Втор. 24:16), то мне кажется, что чада иудеев и некрещеных не посылаются в геенну. Впрочем, нехорошо исследовать суды Божии.
Свт. Григорий Богослов рассуждает таким образом:
[Таковые] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания.
Даже для свт. Феофана Затворника, который признавал наследование вины от прародителей, все было не так однозначно:
А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу, потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!
Надеюсь я смог ответить на Ваши вопросы удовлетворительным образом, хотя бы отчасти. Если остались вопросы, пишите.
Православное учение о спасении многогранно и глубоко. Хотя Таинство Крещения является установленным Христом путем вхождения в Царство Небесное и обязательным для тех, кто имеет возможность его принять, Божественное милосердие и икономия позволяют рассматривать особые случаи (крещение кровью, ветхозаветные праведники, искреннее желание Крещения, жизнь по совести для не знавших Христа) в свете непостижимых судеб Божиих. Участь некрещеных младенцев не является осуждением, а вверяется безграничной любви и Промыслу Божию, что подтверждается святоотеческим преданием и современной пастырской практикой (принятие «Последования об усопших младенцах»). Православие утверждает, что спасение возможно только во Христе и через Его Церковь, но это не исключает Божественного милосердия к тем, кто искренне стремился к истине и праведности, но не имел возможности познать Христа или принять Крещение. «Во вся́ком наро́де боя́щийся Его́ и поступа́ющий по пра́вде прия́тен Ему́» (Деян.10:35).
Окончательное разрешение «недоумения» и «абсурда», выраженных Вами, заключается в богословском смирении перед «непостижимыми судами» Божиими. Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). Человеческий разум ограничен в постижении Божественного Промысла, и попытка полностью охватить его человеческой логикой неизбежно приводит к недоумениям. Бог есть Любовь, и все Его действия продиктованы ею, даже если они кажутся нам непонятными или строгими. Наша вера основана на доверии Ему.
Вместо того чтобы судить о судьбах других, христианин призван сосредоточиться на собственном спасении, на личной встрече со Христом и исполнении Его заповедей. Спасение – это не пассивное ожидание, а активная, сознательная жизнь во Христе, в Церкви, с благодатной помощью Божией. Наша задача – использовать те средства спасения, которые нам даны, и доверять Богу в отношении тех, кто по независящим от них обстоятельствам не имел такой возможности. Это смещает акцент с юридического подсчета того, кто «внутри», а кто «снаружи», на сосредоточение на безграничном милосердии Бога и ответственности человека за отклик на данную благодать.
Очевидно, что Бог милосерднее любого из нас в бесконечное число раз, поэтому не будем гадать о том, что понять мы пока не можем.
Равенство возможно только у абсолютных клонов в идентичных условиях, как только возникают различия, так улетучивается равенство. Даже если взять одинаковые бытовые приборы, то их «судьба» зависит от условий эксплуатации, что уж тут говорить о людях, имеющих разную наследственность, условия жизни, здоровье... Даже души у нас различны по своим силам (уму, чувствам и воле).
Что касается неравенства в загробной жизни, то всё, что от Бога, есть дар. Он дарует каждому столько, сколько тот сможет вместить с пользой, ведь Бог обладает высочайшими премудростью и всеведением. Требование больших подарков мне кажется банальной неблагодарностью и завистью.
Например, у меня нет абсолютного музыкального слуха, способностей к спорту, я слаб в математике, не родился в богатой семье, у меня тело не как у античных героев и масса других недостатков. При всём этом я безмерно благодарен Богу за всё, что у меня есть, просто за то, что Он меня создал.
Чтобы найти правильный ответ на Ваш вопрос, надо понять разницу между человеком и Богом: Бог безграничен, а человек во всех ограничен. Поэтому мы никогда не сможем понять полноту Промысла Божия. Бог выше не только пространства, но и времени, поэтому для Него будущее точно так же сейчас, как и любой момент в прошлом. И наоборот, сотворенные существа находятся лишь в текущем моменте времени. Кроме того, Бог выше и духа человека, поэтому Он не только досконально знает и наши тела, и души, причем от момента сотворения и навсегда вперед.
Перенесем это на заданный Вам вопрос. Может ли быть так, что во всем народе нет ни одного человека, угодного Богу, причем не по недостатку информации, а именно по внутреннему греховному устроению людей? Конечно, может. Достаточно посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть множество людей, даже и знающих о Едином Боге, но отвергающих Его бытие и борющихся с Его волей. Тем более это противление может быть в далеких от Бога людях, которые добровольно покоряются суете и грешат (см. Рим.1:18-32).
Для примера можно назвать потомков Исава - идумеев, которые всегда были противниками евреев и правильного поклонения Богу. Однако через много поколений из этого народа родился единственный праведный человек - св. Иов.
Зная расположение сердца каждого человека, всеведущий Бог знает и то, как мы распорядимся своей свободной волей, причем до самого совершения поступка. Поэтому нередко Он пресекает жизнь грешника как неисцелимого. Другие же умирают во младенчестве потому, что во взрослом возрасте они бы совершили различные грехи, но Бог не желает видеть эти грехи на деле и не желает за это наказывать грешников. Умерев младенцами, они хотя и остаются неочищенными от первородного греха (а потому недостойны Царства Божия), однако не будут наказанными за греховные поступки, которые совершили бы, если бы выросли.
Конечно, Вы можете сказать: а вдруг они бы исправились, ведь немало примеров, когда грешники каются? В таком вопросе это «вдруг» показывает наше предположение. Но Бог выше предположений, потому что Он всеведущ. Зная всё, Он знает и душу всякого человека, и наши будущие поступки. Пресечение Богом будущего греха и есть причина смерти младенцев. И даже как бы случайные обстоятельства (скажем, родители не успели покрестить младенца) охватываются Промыслом Божием и зависят от не известных нам обстоятельств, в т.ч. от внутреннего устроения души ребенка.
Благодарю за развёрнутый ответ! ?
Действительно видится сомнительной концепция Августина о том, что кто-то предопределен к спасению, а кто-то нет, и от волеизъявления человека тогда его посмертная участь не сильно то и зависит.
Хочется конечно верить, что Бог даёт абсолютно всем людям возможность определиться в добре или зле, что посмертная участь человека зависит именно от его собственного волеизъявления.
Спасибо вам ещё раз за ответ, и за интересные посты в вашем тг канале ?