С наступающим Рождеством!
Во всех православных указателях и учебниках написано, что днём празднования считается первый воскресный день после первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Однако! Весеннее равноденствие происходит 22 марта. Первое полнолуние может случиться в пределах недели, самое позднее - 30 марта. Меж тем самая ранняя Пасха случается лишь 4 апреля, а поздняя протянута аж до 8 мая! Еврейский Песах (как современный, так и средневековый) кончается сильно раньше. Так что им не получается "прикрыть" такие расхождения.
Почему наш праздник Пасхи не соответствует ни нашей же традиции, ни канонам?
4 Ответа
Здравствуйте!
Нет таких канонов о которых Вы говорите. Каноны говорят только о том, что не следует праздновать христианскую Пасху с иудеями прежде Весеннего Равноденствия. Это соблюдается. Все остальное относится не к канонам, а к традиции, которая шире чем Вы описываете и включает в том числе свой календарь и свой метод подсчета. Я не вижу здесь абсолютно никакого противоречия.
Следует также понимать, что названные каноны определяют не то, о чем Вы пишите, а предписывают всем следовать практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении, что также соблюдается. Таков смысл запрета праздновать Пасху «с иудеями» (μετά των Ιουδαίων) до весеннего равноденствия. Каноны не говорят о методах подсчета, а говорят о независимости Церкви от еврейского календаря. В этом суть.
В Церкви не солнечный, но древний юлианский календарь, который отличается на 13 дней от солнечного, а с 2100 года будет отличаться на 14 дней.
По юлианскому календарю равноденствие так же 22 марта, но это соответствует современному 4 апреля. Потому и Пасха порой попадает на май.
Принятая система исчисления Пасхи, т.н. Пасхалия - стройный и красивый расчёт, увязанный на богослужебные круги. Переход на другую Пасхалию (григорианскую, ново-юлианскую) ломает этот строй. Поэтому РПЦ, Афон и Иерусалимский Патриархат стараются держаться юлианского календаря и Пасхалии. Недавно и Польская Православная Церковь вернулась на юлианский календарь.
Совершенно не логичны два момента:
1. Каноны устанавливают связь с равноденствием, чему явно противоречит юлианский календарь.
2. любой «стройный цикл» это всего лишь круг, который спокойно можно сдвинуть в любую сторону, сохранив всю его стройность. При этом он ещё и начнёт соответствовать задумке св.Отцов!
Церковь не подстраивается под людскую логику. В Церкви первичны не календарь, а Богослужения.
Церковь - богочеловеческий организм. Это с одной стороны, а с другой она является столпом и утверждением истины (1Тим.3:15).
В этой связи Церковь вправе устанавливать каноны (соответствующие благоволению Божию), в том числе те, что определяются применительно к конкретным историческим обстоятельствам и условиям.
Современная практика вычисления Дня празднования Пасхи не противоречит её деятельности ни как правообладательнице в утверждении такой практики, ни как столпу и утверждению истины. Стало быть, празднуя Пасху в те дни, в которые считает уместным, Церковь не действует вопреки канонам.
Да, в каноническом праве это именуется mens legislatoris — намерение законодателя. Важно понять цель принятия канона и на этом основывать его применение.