Во время Шестопсалмия священник читает 12 утренних молитв. Это очень неудобно, потому что чтец, который читает Шестопсалмие отвлекает священника и рассеивает внимание не давая сосредоточится на словах утренних молитв. Хотелось бы узнать историю появления этих молитв и их истинное расположение в ходе Богослужения. Если не ошибаюсь, раньше чтение Шестопсалмия это была исключительно прерогатива настоятеля (игумена, наместника), то есть придавалась особая важность Шестопсалмию (хотя оно и так должно концентрировать на себе внимание всех молящихся). Почему же тогда в этот момент вдруг появляется еще и священник который не обращает внимание на Шестопсалмие, а занимается параллельно чтением своих молитв? Если нет возможности ответить подробно, порекомендуйте литературу в которой можно найти ответ на этот вопрос. Заранее спасибо.
3 Ответа
Можно почитать классическую статью профессора А.Ф. Дмитриевского "Утренние светильничные молитвы". У этих молитв достаточно сложная история: в древних служебниках они располагались отдельно от утрени, но потом, уже в эпоху книгопечатания, их решили совместить и, по словам А.Ф. Дмитриевского,
... это слияние было сделано крайне неопытною и неумелою рукою. Принявший на себя эту обязанность, не зная куда разместить утренние молитвы, вследствие утраченных над ними надписей, поместил их, кроме молитвы на главопреклонение, в одном месте, указав время их чтения на шестопсалмие, как время когда, по его соображению, священник был вполне свободен.
См. главу в Толковом Типиконе.


Вы писали: «Хотелось бы узнать историю появления этих молитв и их истинное расположение в ходе Богослужения». По крайней мере, это знание, Вы можете получить из данного труда. На другие вопросы я разъяснений не встречал.
Благодарю за столь «исчерпывающий» ответ. Но неужели Вы думаете, что я не знаю кто такой Скабалланович? Ведь ясно же, что написанное Михаилом Николаевичем об утренних молитвах вовсе не разъясняет вопросов заданных мною.