2 Ответа
Воздаяние врагам - дело справедливости Божией, а не желание святых: святые лишь пророчествуют об этом. Блж. Феофилакт так объясняет это место в толковании на 2Тим.4:14:
Мужайся, говорит апостол: это не пройдет ему безнаказанно, но да воздаст ему Господь, вместо: воздаст; ибо это великое пророчество, а не клятва. Это сказано Павлом не потому, чтобы святые радовались наказаниям, но потому, что дело проповеди имело нужду в усмирении препятствовавших ему, а также и слабейшие из верующих весьма много утешались этим.
Подробно об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в беседе на Пс. 108.
Что касается молитвы за врагов, то это и заповедь Божия (Мф. 5:44), и вместе дело произволения. Но если враг святого одновременно и враг Божий, который мешает спасению других людей и противится Церкви, то личную молитву о враге святые ставят ниже интересов домостроительства Божия.
В Вашем примере так и было: убийцы ап. Стефана не планировали устроить систематическое гонение на Церковь, поэтому он молится о их прощении и покаянии. Наоборот, Александр медник постоянно противится апостолу и не реагирует на личные вразумления (2Тим. 4:15), поэтому ап. Павел желает действия Божия в помощь Церкви. То же и в книге Откровения: святые молятся о наказании грешников ради помощи верным не земле.
Судя по словам ап. Павла «берегись его и ты» и по предшествующим его поступкам (ведь Александр не раз, а много ему противился, очевидно после обличений), апостол имел свидетельство от всеведущего Бога о внутреннем конечном развращении Александра. Итак, здесь место не личной надежде, но вопросу об общей церковной пользе.
Ответ о.Евгения исчерпывающий. Ап. Павел молится именно об устранении препятствий распространения веры, а не из личной мести. Можно только добавить, что в аналогичном случае препятствием могло служить унижение его личного достоинства и он был вынужден защищаться:
Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто (2Кор.12:11).
Делал апостол это не по тщеславию, а именно устраняя препятствия для распространения и утверждения христианского учения, которое он сеял в их души.
Благодарю за ответ, отче. Но все же хотел бы уточнить: не противоречит ли такое прошение о воздаянии врагам Божьим молитве об их вразумлении и надежде на их покаяние?