Здравствуйте батюшка, я посмотрел в календарь и увидел, что есть такой праздник Усекновением Главы Иоанна Предтечи, и мне непонятна логика и смысл. 2000 лет назад убили Великого человека и при этом невинного, и это является праздником. Есть и другие дни, которые являются праздниками, в которых тоже убили невинных святых, например Романовых. Я глубоко верующих человек и при этом сам веду философию, но мне не ясен смысл всего этого. Какой же это праздник, когда убили святого или святых? По моему мнению, это уже идёт как язычество. Я не пытаюсь осквернить для вас святыню, но я не вижу ничего святого в том, что казнили святых.
5 Ответов
Смысл такого рода празднований усматривается не в том, что грешники убили такого-то и такого-то человека, а в том, что святые, о которых вы говорите, претерпев смерть за веру, явили торжество Добра над злом, увенчались великою славою и, наследовав Царство Небесное, пребывают ныне в теснейшем общении с Богом, светлыми ангелами и прочими святыми (из числа людей), блаженствуют, осознанно и свободно участвуют в Промысле Божьем как Его угодники.
Праздник это в том смысле, что мы свой день делаем праздным, опрожнённым, пустым для мирских забот.
Вспоминая сегодня мученичество Иоанна Предтечи, мы оставляем заботы о земном, и вспоминаем, что сами часто бываем жестокими, как та девушка Ираида, коварными как ее мать, и безвольными как ее отчим царь Ирод.
Вспоминая все это, мы не радуемся, но переживаем, отчего сегодня, даже в воскресный день, Церковь установила строгий пост.
Полностью согласен приведенной Леоновым А. М. формулировкой, именно так понимает этот вопрос Православная Церковь. Я Вам даже больше скажу - большинство установленных празднований в честь святых - это дни их смерти. Церковь торжествует победу Жизни над смертью, и нет ничего плохого в том, что момент перехода от жизни временной к Жизни Вечной становится поводом для торжества.
Приведу слова священника Валерия Духанина:
Есть в церковном году праздники, которые, на первый взгляд, вызывают недоумение: а что здесь собственно праздничного? Сегодня в величании мы поем: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение». В чем же торжество – святому человеку отрубили голову, предварительно оговорив и поставив его жизнь на кон в безумном пожелании?
А дело всё в том, что Премудрость Божия всегда выше хитрости человеческой. При всех перипетиях человеческой несправедливости, совершилась тайна духовной победы. В христианстве присутствует этот удивительный парадокс: побеждают те, кто вроде бы проиграли, живут те, которые по земным меркам погибли, испытывают блаженство те, кто пострадали.
Бывает, на войне победу доставляет чей-то героический поступок, когда солдат, жертвуя собой, закрывает амбразуру. С внешней стороны, сам солдат ничего вроде бы не достиг, он лишился жизни, трагически погиб, но на самом деле, любой военачальник понимает, что это – настоящий герой, это лучший солдат, потому что именно он достиг победы для всех ценой своей жизни, – а победа есть всегда торжество. Так и в духовной брани победой и торжеством является стойкость в вере и истине до самой смерти, жертва собой ради Бога и Его заповедей.
Празднуя Усекновение главы Иоанна Предтечи, мы прославляем не сам факт трагической смерти, а верность Богу даже до смерти.
Здравствуйте, Кирилл. Вы оцениваете событие с земной точки зрения, а Церковь - с небесной. День смерти святого - это день его рождения в вечность, его вхождения в небесную славу, к которой призван всякий верующий. Что касается разлучения святого с телом, то Церковь не видит в этом трагедии, потому что ожидает воскресения мертвых.
Конечно, если во главу угла поставить гуманизм и "жизнеутверждающее" желание жить как можно дольше на этой искаженной грехом земле, то присущая святым любовь к Богу выше самой жизни станет непонятной. Поэтому-то Церковь, как и ее основатель Иисус Христос,- не от мира сего.