Заметил, что нельзя подавать записки в церкви не только за некрещёных и самоубийц, но и за ведьм и колдунов. Вроде всё понятно. Но почему тогда за тех же матершинников, которые к слову сказать делают во многом то же, что и ведьмы и колдуны, а именно говорят слова, многие из которых были языческими заклинаниями, да и вообще, как известно, матерные слова - это имена демонов, то есть фактически призывают бесов, фактически так же колдуют, только исключительно словесно, таких людей тем не менее отпевают и подавать за них записки можно.
Ведь странно, что и там, и там смертный грех, и идолослужители, и злоречивые, как известно из 1Кор:6:9-10, Царства Божия не наследуют. Однако же если речь идёт об отпевании и поминовении в храме, то здесь как бы идёт различие, хотя грехи и тот, и другой смертные.
Почему на практике делается различие между колдунами и грешниками со смертными грехами в части их церковного поминовения?
Ведь тогда получается, что есть грехи «более смертные» что ли, чем просто смертные.
5 Ответов
Матерятся люди в основном неосознанно, по укоренившейся общепринятой привычке, сами не ведая, что грешат. Сказать, что любой матерящийся целенаправленно призывает бесов, было бы неправдой.
Если же матерится практикующий христианин, то он понимает, что это грех, и борется с ним, все реже и реже срываясь на эту отвратительную страсть.
Колдуны же и ведьмы осознанно отвергли Бога и стали служить Его врагу. Поэтому о них нельзя молиться, как о христианах.
С уважением,
Потому что использование матерных слов, как правило, является несмертным грехом, а занятие магией - всегда смертный грех.
матерные слова - это имена демонов, то есть фактически призывают бесов
Это неверная информация, прочитайте статью о сквернословии.


Мы говорим, прежде всего, о живых людях, чей образ жизни хорошо известен нам. В тоже время не всякое употребление матерных слов является смертным грехом, поэтому здесь неправильно ставить это в один ряд с явным служением дьяволу.
У Вас неправильное представление о сквернословии. Конечно, оно неуместно для верующих:
Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение (Еф.5:4).
И еще:
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29).
Но совершенно разные вещи - сознательно призывать на помощь бесов и служить им либо говорить нечистые слова по неразумию и невнимательности. Первое - это смертный грех. Второй - также грех, но не относящийся к категории смертных. Оба этих греха нуждаются в покаянии и пресечении. Но мера покаяния будет разной, равно как и мера наказания за них Богом.
Поэтому нельзя писать в записках находящихся в смертных грехах, но сквернословящих поминаем в надежде на их скорое раскаяние.

Разве говорить матерные слова не смертный грех? Согласно 1Кор:6:9-10 злоречивые Царства Божия не наследуют.

Вы ошибаетесь, в этом месте речь идет о клеветниках. Злоречие - это клевета. Ср. Лествица (10, 1): «Никто из здравомыслящих не будет, думаю, оспаривать, что злоречие раздается от ненависти и памятозлобия». По-другому называется злословием (так в другом переводе Лествицы).

А разве ругань матом это проявление уважения к людям и к себе? Это как раз и раздаётся от ненависти. Мф 12:34 - от избытка сердца говорят уста.
Может ли человек с таким сердцем наследовать Царство Божие? Вопрос риторический.
Александр, Вы имеете неправильное представление о мате. Матерные слова - это не имена бесов. Хотя, вне всякого сомнения, сквернословие - это грех, которым не должен заражать свой ум и язык православный христианин. Что же касается поминовения в храме, то вряд ли представляется возможным спрашивать каждого подающего записки человека, не сквернословят ли те, за кого он хочет молиться.
Церковь молится только о своих чадах - крещённых православных христианах. Соответственно, о людях, которые сознательно себя поставили вне Церкви, Она не молится. К ним относятся инославные, сектанты и прочие еретики, а также ведьмы, колдуны и прочие сатанисты. Люди, подверженные смертным грехам, но не отрицающиеся Церкви, являются Её больными чадами. Потому Она молится о них.
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:12-13).
Сюда же относятся и блудники, и пьяницы, и воры, и все другие грешники. Господь ждёт их покаяния и Церковь молится о них.
Но с другой стороны, мы же не знаем, раскаялся ли тот или иной человек перед смертью или нет, мы же не знаем, боролся ли человек со своим грехом. Об этом известно только Богу. А вдруг человек тайно сходил в храм на исповедь и покаялся. Вдруг внутренне он сильно боролся со своим грехом, скажем раньше матерился через слово, а в конце совсем почти не матерился.
Если ограничить поминовение таких людей, то по сути выносим свой суд этому человеку, а согласно Евангелию от Матфея 7 глава 1-2 стихи: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, такими будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.