Здравствуйте.
Я пытался получить чисто богословский, духовный взгляд на вопрос от опытного священника. Но их почему-то смущает медицинский контекст. Ведь не может зависеть духовная трактовка от того, насколько полезна терапия для тела и психики.
К тому же православные медики и психологи постоянно смешивают тему с их предубеждениями на тему аутотренинга, рассказывают о якобы патологическом его влиянии на психику и здоровье. Приводя в пример случаи истерического невроза и психопатии у практикующих аутотренинг. Таким образом их предубеждения чисто светские. К тому же псевдонаучные. Если их просить сослаться на авторитетные современные научные источники информации, они станут апеллировать к личному авторитету. А такой аргумент дискредитирует научный взгляд на вопрос.
О влиянии на душу, на мой взгляд, может чисто рассказать только опытный священник.
В эту же копилку они размещают гипноз, как родственную технику, трактуя его только в контексте шарлатанства и трюкачеств. Забывая, что это именно медицинская терапия со своей специализацией. Например, это и метод психотерапии для коррекции психогенных факторов психосоматических заболеваний и метод анестезии в хирургии.
Иногда мне ссылаются на то, что пациент полностью зависим от гипнотизёра. Пациент зависим от этого врача не более и не менее, чем от любого другого. Инструкции врача в большинстве случаев так же воспринимаются на веру и основаны на доверии к личности врача или к институту науки и медицины.
Психотерапевты работают в том числе через убеждение. Но они знают, что такое бессознательное. Компетентные специалисты знают, что и в аутотренинге происходит работа с бессознательным, но в обход критической логики. Что осознанность при этом сохраняется максимальной, что воля не отсутствует, а пассивна. Не слабая, а пассивная, в любой момент она может по желанию активизироваться и нарушить аутогенное состояние.
В обоих случаях психически здоровый человек не в состоянии как-либо навредить себе или другим ни сам аутогенно, ни под гипнозом. Потому что у психики существуют механизмы самозащиты, опирающиеся на индивидуальные моральные принципы каждого пациента. В случае опасности человека выкидывает из состояния в обычную осознанность, он отмечает ухудшение самочувствия. Которое проходит само по себе, если не продолжать закреплять его новыми сеансами. А уже закреплённое сможет скорректировать любой грамотный специалист.
В эту же копилку медитации очищенные наукой от эзотерики. Хотя медитации имеют к аутотренингу косвенное отношение. Во время разработки техники аутотренинга Шульцем помимо наблюдений за бедными йогами, которых пихают везде, куда не лень использовались многие другие научные исследования о физиологии, неврологии, психике мозга и организма человека. О чём он написал несколько томов, описывая аутотренинг. И что же йоги, две руки, две ноги, та же пища, то же Солнце над головой, те же органы и мозг. У любого человека и в процессе медитации и в процессе аутотренинга возникает именно аутогенное состояние. Как особое физиологическое состояние мозга, утрировано между бодростью и сном. Оно не создаётся этими практиками, оно естественно для организма, любой человек бывает в нём как минимум два раза в день, перед сном и после пробуждения на несколько секунд. Практика обучает только удерживать это состояние с максимальной осознанностью для различных светских приложений. У человека возникает в течение обычного дня множество изменённых состояний сознания, когда он задумывается о чём-либо, водит машину или читает. Конкретно аутогенное состояние возникает даже у опытных в молитве христиан. Если подключить к ним датчики, то ЭЭГ будет показывать ту же картину работы головного мозга, что и у йога или буддиста во время медитации. Другое дело, что входят христиане в него через молитву, а не через медитацию или аутотренинг. Другое дело, что духовная цель у йогов и тп одна, а у христиан другая.
И таких дискредитирующих моментов может быть очень много. Я ссылаюсь на то, что с точки зрения науки и медицины с этими техниками никаких проблем нет.
Небольшой список доказательной литературы, авторы ДМН и КМН
Лобзин В.С., Решетников М.М. "Аутогенная тренировка"
Алексеев А.В. "Я спокоен" (аутотренинг)
Уильямс М, Пенман Д. "Осознанность" (медитация)
О себе.
Я практикую методику глубокого расслабления мышц, которая приводит мозг в некое состояние покоя.
Использовал это именно как медицинскую практику, один из методов психотерапии в приложение к мирским целям.
Наравне со значимостью гигиены тела её часто упоминают как психогигиену, гигиену разума и чувств.
У меня возник конфликт с православными участниками на одном из светских форумов, и я попытался изучить их позицию, чтобы найти компромисс.
Проще говоря, местные православные настаивали на том, что такие практики должны быть запрещены, но не объяснили почему.
В итоге я пришёл на этот форум, чтобы попросить помощи разобраться в вопросе.
Уже здесь меня направили изучить статьи об отношении авторитетов православия к подобному состоянию "покоя" на примере восточных медитаций.
Привожу их цитаты.
Предстоятель другой Поместной Православной Церкви – Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос) в свое время написал целую статью под названием «Йога»2. В ней он пишет:
<...>
Затем архиепископ высказывается критически о попытках некоторых греков очистить йогу от всего индийского и сделать «христианской». По этому поводу владыка Анастасий замечает, что если бы это действительно было бы возможно, в лучшем случае получился бы некий метод «достижения человеком глубокой тишины, избавления от внутренних потрясений, производимых нашими желаниями, интересами и фантазиями», однако «нет нужды искать такой метод, потому что он привел бы к противоположным результатам: абсолютная автономия человеческого духа и чрезвычайная путаница. Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники. Кроме того, для нас, православных христиан, существует исихастский опыт восточного христианства, где при определенных религиозных условиях можно достичь святой духовной жизни во Христе, мира и «исихии» в любви».
Конец цитаты.
Ещё одна цитата от схиархимандрита Софрония (Сахарова)
<...>
Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику.
Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым»
Конец цитаты.
Первоначально я сделал вывод, что подобная медицинская терапия психогигиены вредит душе с точки зрения православия.
Потому что рано или поздно она подменит собой Бога.
Но затем я обсудил эту тему с некоторыми православными мирянами, участниками форума.
И вроде бы оказалось, что в очищенной от иного духовного аспекта именно медицинской терапии "расслабления и покоя" нет ничего плохого.
Но только при условии, что человек продолжает молиться и стремиться к Богу.
Разумеется, ортодоксальные христиане настроены оппозиционно, но они так были настроены к прогрессивным понятиям на протяжении всей истории. Ещё в 19 веке деревенских врачей никак не воспринимали, потому что все болезни от Бога и лечатся только молитвой (горожане и дворяне во все времена вынуждали церковь искать компромисс со светскими врачами). А препараты можно использовать только от боли живота и мозолей. Кое-как медицина и здоровье тела стали далее находится и в ведении светских врачей. Но в 20 веке стала развиваться психология и пошло-поехало.
Хотел у Вас спросить как у компетентного психолога, который может при необходимости взять консультацию у опытного священника.
Разрешена ли на сегодняшний день православием медицинская терапия аутотренинга как метод психогигиены, расслабления и покоя?
Если человек при этом не придаёт ей иной или особый духовный статус, не делает её бездуховной самоцелью, и не стремится сознательно подменить ею молитву и стремление к Богу.
Если человек продолжает молиться и стремиться к Богу перед сеансом аутотренинга или после и по необходимости в остальное время в течение дня.
Или она запрещена в любом виде.
Так как она никак не может быть очищена наукой и медициной от иной (восточной или какой-либо) духовности, и такая подмена рано или поздно всё равно произойдёт.
Либо она может быть очищена, но подмена произойдёт даже если человек продолжит исправно молиться и стремиться к Богу.
И действительно ни в коем случае нельзя работать в нём с какой-либо мирской целью перед молитвой или после неё.
И от подмены спасёт или избавит только покаяние и прекращение практики аутотренинга в дальнейшей жизни.
Спасибо за внимание.
4 Ответа
Аутотренинг нельзя ставить в один ряд с лекарственной терапией, физкультурой или полезным для тела трудом, нормальными для православных людей, потому что это не просто физический метод (типа бега или закаливания), не просто расслабление тела для отдыха, а ментальная манипулятивная техника, намеренно оказывающая влияние на сознание человека.
Аутогенная тренировка — это способ самоуспокоения при помощи самовнушения. По сути, человек приучается не психовать, сталкиваясь с повседневным стрессом, проблемами со здоровьем и т. д. Тренирует у себя навык психоэмоциональной дисциплины. Но за счёт чего достигается эта дисциплина? За счёт внушения себе «бытовых» позитивных установок (я спокоен, я справлюсь, я здоров, я получаю удовольствие, мне легко и т. п.) и за счёт полагания на себя.
Аутотренинг по своему замыслу противоречит основам Православия. Это безбожная альтернатива христианскому отношению к жизни. Вера в Христа предполагает глобальную предустановку: относиться ко всему, что с нами происходит, как к делам Божьего Промысла, принимая всё со смирением. Это не значит – быть равнодушным, просто надо принимать происходящее как испытания, которые нужно и, главное, возможно с Божией помощью преодолеть. При такой предустановке всякие «я спокоен, я расслаблен, я здоров» и т. п. просто бессмысленны.
Христианин доверяет Богу, полагается на Бога. Такая вера сама по себе защищает от неврозов. Ведь неврозы в большинстве своём как раз и появляются от того, что человек не может смириться с тем, что происходящее не соответствует его ожиданиям, и вдобавок полагается исключительно на себя самого.
Аутогенная тренировка — это не дополнительный, а альтернативный Православию метод. Единственное, что не противоречит в нем православному учению - расслабление тела, но способ расслабления самовнушением сомнителен и полон рисков, есть множество гораздо более приемлемых способов расслабить напряженные мышцы.
Успокоение в христианстве достигается отсечением греховных помыслов и страстей, забот о мирском: «стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом… немного подожди, чтобы все чувства твои успокоились и мысли твои оставили всё земное»; «всякое ныне житейское отложим попечение».
А в аутотренинге человек успокаивает себя фантазиями (об опасности которых не раз говорили святые отцы) и самовнушением.
Так что - или/или.
Измененное состояние сознания, достигаемое при помощи гипноза и аутотренинга как частного способа самогипноза, нужно для перестройки сознания. Шульц прямо об этом говорит.
Но что именно вы перестраиваете в своем сознании? Ваш вопрос показывает, уж извините, кашу представлений. В одну кучу гипноз, медитации, аутотренинг, психогигиена, релаксация, йога…
Для начала советую Вам развести в своем сознании понятия медитации (неважно, йогической или аутотренинговой) и молитвы. Молитва – это не способ вхождения в измененное состояние сознания с особыми духовными целями. Напротив, молитва – это состояние предельной осознанности в богообщении. Все уроки православной молитвы направлены на отсечение мечтаний.
Несколько проведенных исследований электрической активности мозга при молитве дают основания предполагать, что во время молитвы человек находится в состоянии усиленной мотивации. И эти же исследования показывают, что состояние мозга при молитве по многим параметрам противоположно медитативной активности мозга.
Психогигиена же, на которую Вы ссылаетесь, – это очень широкое понятие. Самые очевидные и рекомендуемые всеми врачами способы психогигиены – режим сна и бодрствования, ежедневные прогулки на свежем воздухе, физкультура, самомассаж.
Психологи добавят к советам отказ от грубости в отношениях с людьми, остановку негативных мыслей и т. п. Духовные советы предполагают пересмотр отношения к жизни в целом. Последнее зависит от того, какая вера у Вас. Если православная, то аутотренинг не для Вас, так как он является не просто нейтрально светским методом, а методом, исключающим живого Бога и соработничество с Богом ради спасения души.
Более того, аутотренинг при всей «светскости» по своему методологическому основанию весьма близок мировосприятию и пониманию места человека в этом мире, характерному для противоположных Православию оккультных восточных религиозно-философских учений.
Здравствуйте. Я не знаю официального церковного документа о запрете аутотренинга. Однако могу высказать свое личное мнение. Аутотренинг и прочие подобные методы основываются на принципиально ином антропологическом подходе, чем у святых отцов. Даже в Вашем сообщении я прочитал о бессознательном и критической логике. Однако не сказано о душе, ее силах, страстях и добродетелях, взаимозависимости страстей между собой, методах культивирования добродетелей, связи тела с душой, молитве, деятельном исполнении заповедей и прочем. Иными словами, вопрос озвучен от имени православного христианина и адресован священнику, но я не увидел ничего сугубо православного в вопросе. Поэтому суммирую ответ: аутотренинг в Вашем изложении противопоставляет себя святоотеческой антропологии и опытному пути ко спасению, в силу чего можно утверждать, что он этому спасению мешает. Добавлю свою догадку, опять-таки основанную на Вашем подробном описании вопроса: пытаясь предложить альтернативный метод обретения душевного здоровья, аутотренинг волей-неволей способствует культивированию гордости.
Пока писал этот текст, нашел другой подобный вопрос и достаточно ясный ответ. Приведу их:
Вопрос: Насколько полезны занятия аутогенной тренировкой, чтобы уметь «сбрасывать» напряжение и быстро засыпать?
Ответ: С позиции православной духовности занятии аутотренингом не душеполезны. Автор этого методе психотерапии — немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В 30-х годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление — скорее уход от действительности, иллюзия благополучия„ О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай — буддийские) корни.
Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени — чувственное воображение. Аутотренинг подводит человека к медитации. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и ввиду опасности повредить своей душе. Метод этот глубоко чужд православному человеку.
православный врач Д. А. Авдеев