Богословие утверждает, что смертный мозг нужен бессмертной душе чтобы управлять смертным телом - не более. Душа же осознает себя всегда - независимо от состояния и наличия тела и мозга. Почему душа (я) теряет сознание, например, при нарушении кровообращения мозга, ведь ее осознание не зависит от мозга?
1 Ответ
Богословие не утверждает о том, что душа подмяла мозг, и через него тело.
Но богословие утверждает, что человек состоит в единстве тела и души, и что обе части имеют особо важное значение. Тело и душа находятся в некой синергии. Нельзя назвать человеком такое существо, которое лишено тела, или наоборот, лишено души.
Человек стал жертвой греха. Повредились и тело, и душа. Тело стало страстным, подвержено болезням и смерти. А душа отвернулась от Бога, полюбила себя, и из-за этого стремится к познанию греха, но не к познанию Бога и мира, на что была призвана.
Таким образом, если душа и тело в единстве, то болезнь тела отражается на душе, а болезнь души - на теле. Это мы наблюдаем - как в обычных больницах, в виде случаев потери сознания, так и в психиатрических, на примерах самонанесения травм.
В православном учении Христос спасает не душу или тело, но всего человека - тело воскресает, а душу исцеляет от стремления ко греху.
Итак, благодаря Vladу S, стало понятно, почему вечная душа теряет сознание при нарушении кровообращения мозга: душа (осознающее себя я) и тело представляют собой части единого целого, в котором все взаимосвязано, взаимозависимо и поэтому постоянно взаимодействует. Это единое целое и есть человек. Хотя источником сознания человека является душа, а тело его есть всего лишь вместилище сознания, при соединении этих двух разноприродных начал в одно, сознание нематериальной души естественным образом становится зависимым от состояния материального тела, и прежде всего от его мозга. Но каков механизм этой зависимости, как тут все устроено и почему работает именно так?
Для материалиста все очень просто: тело осознает себя посредством мозга, мозг — источник сознания, сознание — источник личности. Личность — это конкретное тело, осознающее себя с помощью своего органа мысли — мозга. Когда мозг барахлит, тело или теряет сознание или сходит с ума, что доказывается как медицинской, так и личной практикой. Поскольку сознание есть свойство мозга, то при его смерти сознание исчезает вместе со своим производным — личностью. Тело разлагается на безмозглые химические элементы, которые вовлекаются в процесс всеобщей эволюции. Загробной жизни нет, так как нет бессмертной души. Бессмертие личности в ее делах и отчасти в генах.
Разумеется, такое примитивное об’яснение великой тайны жизни не может удовлетворить нас, глубоко верующих в милосердие и мудрость Творца. С Божьей помощью можно постараться понять механизм взаимодействия души и тела с помощью хоть и грубой, но более или менее точной аналогии.
Уподобим бессмертную душу вечной батарейке-источнику энергии, имманентное сознание души — лампочке, питаемой батарейкой, мозг — процессору регулирующему работу тела и сознания души, физическое тело — средству познания душой себя, мира и Бога. Душа питаемая любовью Божией есть источник энергии для работы сознания, тело, питаемое дарами природы есть источник энергии для работы мозга.
Жизнь человека начинается с соединения души и тела. Творение Бога — душа, соединяется с творением родителей — телом и так начинается новая жизнь. Или, по аналогии, душа-батарейка обладающая сознанием-лампочкой соединяется с телом-исполнителем и его процессором-мозгом. Причем соединяется особым образом — непосредственная связь между душой-батарейкой и ее сознанием-лампочкой прерывается новым элементом — процессором-мозгом. Общая схема выглядит так: Душа-батарейка — мозг-процессор — сознание-лампочка — мозг-процессор — тело. Как это работает? Душа-батарейка через мозг-процессор питает свое сознание-лампочку, которое, в свою очередь, через мозг-процессор управляет телом, тело же отдает свою энергию мозгу-процессору для его работы.
Данная схема позволяет понять феномен потери сознания бессмертной душой.
Когда происходит какое-либо нарушение в цепи тело-мозг, мозг отключается. Соответственно отключается и сознание, запитанное через мозг. Душа «падает в обморок». Ценность данной аналогии в том, что она легко позволяет любому материалисту понять как все на самом деле работает. Когда же тело полностью приходит в негодность и мозг перестает функционировать, то есть выполнять функцию посредника между душой и ее сознанием, а также между сознанием души и телом, то сознание души естественным образом непосредственно соединяется со своим источником — душой и теряет связь с телом. В таком бестелесном состоянии душа потерять сознание уже наверное не сможет. Воскресшее тело будет лишено каких-либо недостатков, поэтому в/у схема будет работать безупречно и никаких потерь сознания, сумашествий и т.п. уже не будет. Что вы думаете об этом?
«Поскольку сознание есть свойство мозга» — пожалуй, спорное утверждение.
Я лично имел ситуацию, когда моё сознание и самосознание находились вне мозга.
Спасибо, Vlad S, что взяли на себя труд продраться сквозь мой наукообразный опус:).
Сознание есть свойство мозга — это классика марксизма — ленинизма. Диалектический материализм — любимая забава бунтарской интелигенции предреволюционной России. Мой же предыдущий комментарий — это умствования доморощенного философа-идеалиста, коим я сейчас представляюсь.
С точки зрения философского идеализма Ваше переживание внетелесного существовования (т.е. личная регистрация факта наличия сознания и самосознания вне мозга) вполне об’яснима — так как сознание есть признак/свойство души, а не мозга. Кстати, материалист назвал бы ваше переживание либо искаженным восприятием действительности, либо банальной галлюцинацией играющего с собой мозга:). Труднооб’яснима с позиции идеализма потеря душой внутренне-присущего ей осознания при нарушении мозгового кровообращения — ведь предполагается, что источником сознания является душа, а не мозг. Я и сам терялся в догадках — как об’яснить сей феномен. Вот и попросил помощи умудренных:). Ваша мысль о синергии души и тела указала на направление мысли. Мне осталось только выработать теорию взаимодействия души, сознания и мозга, которая бы об’ясняла потерю сознания воплощенной душой. Еще раз суть теории:
Схема взаимодействия развоплощенной души и ее сознания: Душа —> Сознание. То есть связь души и сознания — прямая.
Схема взаимодействия воплощенной души и ее сознания: Душа —>Мозг—>Сознание.
То есть связь души и сознания — не прямая, а через мозг.
Поэтому когда мозг работает не так, как надо, это отражается на сознании души.
Теперь относительно Вашего переживания — как оно вписывается в схему?
Говоря, так сказать, технически, Вы, с одной стороны, есть человек внешний — синтез души и тела. Ваша душа, с другой стороны есть также Вы, но человек внутренний (Все это в некоторой степени условно). Поскольку душа воплощена во плоти, то между ней и ее сознанием находится посредник — мозг (по теории). Что такое внетелесный опыт? Обычно частичная или полная потеря связи души с телом. Душа сохраняет сознание и наблюдает тело как бы со стороны. Что значит потеря связи души с телом? Душа связана с телом через мозг — проводник души. Если мозг-проводник закрывает доступ души к телу, но сохраняет доступ к ее сознанию (мозг ведь живой, просто работает необычно), то воплощенная душа переживает внетелесный опыт, или существование вне тела. Вот так я пока для себя об’яснил феномены потери сознания и внетелесный опыт. Важно! Любая теория должна проверяться на практике:).
Разум — принадлежность души. Душа и действительно управляет телом посредством центральной нервной системы. Что касается вопроса о причинах помутнения сознания в случае болезни мозга, на это святыми отцами давно уже дан емкий и чёткий ответ.
Как кормчий, сколь бы он ни был талантлив и опытен, не может управлять судном в случае поломки рулевого оборудования, как музыкант, сколь бы он ни был талантлив, не может извлечь из расстроенного музыкального инструмента стройную мелодию, так и душа, управляющая телом через болезненный мозг, не может проявлять себя так, как в случае, когда мозг здоров.
Ув. Леонов А.М. Если Вас не затруднит, не могли бы Вы вкратце изложить мнение святых отцов по этому вопросу или дать ссылку(ки) на соответствующие источники? Видите ли, мнения у святых отцов по этому вопросу разные, хотелось бы знать какие именно Вы имеете в виду. Буду очень благодарен.
Благодарю за ответ. Если я правильно понял из Вашего ответа, душа теряет сознание при нарушении работы мозга потому, что при жизни в теле она составляет с ним единое целое, именуемое человек. Поэтому болезнь тела отражается на состоянии души, а болезнь души — на состоянии тела. Нарушилось мозговое кровообращение у тела и душа теряет сознание, так как она находится в единстве с телом. Так что наличие сознания у бессмертной души напрямую зависит от работы мозга — органа тела — пока душа в теле. Мозг работает — душа осознает себя, нарушилась работа мозга — душа теряет сознание. При этом душа все равно остается источником сознания, а мозг — его приемником. Меняется способность души осознавать — эта способность теперь зависит от работы мозга. Вот такая связь души с телом во время их совместной жизни. А когда мозг умирает, то связь души с телом разрушается, душа освобождается от влияния тела и больше не будет терять сознания, так как связи с мозгом уже нет. Когда же тело воскреснет, то и душа и тело, спасенные Христом, снова станут единым целым. Поврежденность обоих грехом исчезнет и исцеленные они теперь не будут терять друг друга и свое сознание никогда! Мне нравится эта версия). Пока что единственное об’яснение потери сознания бессмертной душой. Дорогие братья и сестры, может быть есть еще какие-то варианты? Ведь вопрос архиважный — речь идет о загробной жизни как-никак! Вера важна, несомненно, но и доводы разума не будут лишними никогда.