Добрый день. Я прихожанка УПЦМП. Пожалуйста, помогите разобраться в следующем вопросе. В Украине, часть церквей, образовали организацию Православная церковь Украины и перешли под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Церковь не признают, и считают действия Константинопольского патриарха незаконными. При этом, 29 декабря 2021 года Священный синод Русской православной церкви образовал Северо-Африканскую епархию, епархиальному архиерею которой постановил иметь титул «Каирский и Северо-Африканский. Разъясните, пожалуйста, в чем отличие. И почему последнее стало возможным канонически. Заранее благодарна.
P.S. Пожалуйста, не воспринимайте вопрос, как провокацию. В настоящий момент и в связи с сложившейся ситуацией, очень важно понимать и отстоять свою церковь.
3 Ответа
Вопрос правильный и важный. А отличие принципиально: Патриарх Константинопольский, вопреки канонам и простому здравому смыслу, признал религиозные структуры (в первую очередь так называемую "УПЦ КП"), которые изначально являлись раскольническими. Таким образом, наскоро слепив из анафематствованных раскольников и ряженых новую националистическую лжецерковь, он не только совершил каноническое преступление, но и открыл дорогу дальнейшим расколам и этнофилитическим ересям.
Приведу в качестве противоположного примера тот факт, что Русская Православная Церковь не признает и не берет под свой омофор раскольнические церковные структуры в Абхазии, продолжая считать эту страну канонической территорией законной Грузинской Церкви. Это несмотря на то, что абхазские раскольники настроены про-русски и хотели бы стать частью нашей Церкви, а отношения между Россией и Грузией являются враждебными.
Африканские же приходы никогда не уходили в раскол, там служат канонично рукоположенные священники, которые с полным правом выступили против незаконных, антиправославных действий греческих церквей, связанных с тем самым украинским расколом. Уйти под омофор Русской Православной Церкви, которая чиста в соблюдении канонов и тверда правоверии, они имеют полное право.
С уважением,
Главное отличие состоит в том, что Константинополь принял ряженых "священнослужителей", прервав апостольское преемство.
Священник Георгий Максимов:
Сегодня мне прислали цитату с одного антицерковного ресурса: "Большинство [африканцских] священников, перешедших в РПЦ, – старостильники, находящиеся в расколе с мировым православием, а также разнообразные нарушители канонических норм, ранее запрещенные в служении или лишенные сана.
Об этом рассказал митрополит Камерунский Григорий из АПЦ. Он иронизирует, что Москва сейчас похожа на Роммеля в Африке: сунулась туда, где ничего не понимает, а поэтому её ждет крах'.Судя по этому комментарию митр. Григория, александрийские греки до сих пор не верят и не могут осознать масштаба своей катастрофы. Впрочем, неудивительно при их чудовищной оторванности от собственной африканской паствы, когда большинство греческих архиереев даже не живут в Африке. Среди принятых в Русскую Православную Церковь африканских клириков нет ни одного старостильника и ни одного лишённого сана. Это всё клирики Александрийского Патриархата. Насколько я понимаю, примерно треть от общего числа их клириков. При этом желающих перейти ещё больше.
Но, кстати, по поводу африканских старостильников митрополит Григорий подал хорошую идею. Приход Русской Церкви в Африку, возможно, и впрямь послужит к исцелению многочисленных расколов, в которые за прошлые годы убежало множество африканских священников и мирян от "мудрых" и "понимающих Африку греков". Там иногда отпадали целые благочиния. Однако это задача на отдалённое будущее, а в ближайшее время предстоит много работы по созданию здоровой церковной структуры, охватывающей почти весь континент. Это очень непростая задача, которая потребует немало времени и сил. Но перспективы у Православия в Африке есть, и очень серьёзные.
Моё знакомство с местными реалиями убедило меня в том, что современная греческая миссия в Африке это в значительной степени "потемкинская деревня", эксплуатируемая кучкой греческих архиереев для того, чтобы собирать деньги с греков из других стран. Не все греческие архиереи такие, но многие. Африканцы не дураки и тоже это видят. Усталость от греков там копилась давно. Африка заслуживает лучшего.
Здравствуйте, Дарья. Совсем недавно Синод РПЦ принял следующее Заявление. В нем справедливо отмечается формирование нового вероучения в лоне Константинопольского Патриархата и следующего за ним в этом вопросе Александрийского. Теперь там новая, не известная древности экклезиология. Болезнь дала метастазы в области практических канонических притязаний Константинопольского Патриарха на Украине и признания им канонического статуса лиц, не имеющих правильной хиротонии. Поэтому в заявлении справедливо указано:
Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине.
Очень интересна также каноническая реакция Александрийской Церкви на действия собственных бывших клириков - их просто выселили и постарались лишить средств к существованию. Об этом рассказал в своем интервью митр. Можайский Леонид. Ситуация вновь разительно отличается от украинской картины.