Очень прошу дать правильный совет. Мой молодой человек армянин. У нас серьёзные отношения. Но, как и должно быть правильно, добрачных отношений у нас нет. Мы просто встречаемся, общаемся, проводим время вместе, как друзья. Но, сейчас мне поступило предложение от него выйти за него замуж. Мне с ним хорошо. Но для меня важно всё правильно сделать с точки зрения церкви. Знаю, что армяне христиане, но в тоже время, слышала, что вера отличается от нашей. Подскажите, пожалуйста, допустим ли брак.
6 Ответов
Такие браки допускаются в Русской Православной Церкви с 18 века, при условии их венчания в Православии и воспитания детей в Православии, однако, строго говоря, церковным законодательством это запрещено. Потому что только единая в вере семья, может построить настоящий христианский брак, так чтобы супруги и в вечности встретились. Предложите Вашему жениху перейти в Православную Церковь, если он действительно всерьез относится к вопросам спасения.
Татьяна, здравствуйте!
Подобный церковный брак возможен под условием письменного согласия Вашего будущего супруга на воспитание детей в православной вере. С этим согласием надо пойти в Ваше местное епархиальное управление и подать правящему архиерею просьбу о совершении венчания.
После одобрения Вашего прошения Вы сможете обвенчаться по православному обряду в любом местном православном храме.
Процитирую главу церковного документа на этот счёт:
"III. Браки с инославными христианами
Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.
Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».
Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере".
Церковный брак с инославным христианином невозможен. Для создания настоящей православной христианской семьи Вашему избраннику необходимо принять православие. Принимать надо по убеждению, а не только для брака. Есть немало православных армян, я и сам знаю таких людей. От этого они не перестали быть армянами и уважать свои национальные корни.
С уважением,
К сожалению, из-за лояльных отношений Синода в период Петра 1 к инославным смешанные браки разрешались с того времени с рядом условий.
Но правила Вселенской Церкви, которые непоколебимы и некоснительны, а так же общеобязательны для всех православных христиан, запрещают это категорически:
Правило 72 Шестого Вселенского Собора.
"Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком; потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрити на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о мужи верне (1Кор. 7:14)".
Толкование на правило священноисповедника Никодима Милоша:
"Правило это воспрещает православным брак с еретиками. Если таковой брак уже заключен был, т.е. если православный мужчина вступил в брак с еретичкой-женщиной, или наоборот, то такой брак считался незаконным и расторгался; так как это означало бы «совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников». Это ясно и удобовразумительно сказано. Ослушники предписаний этого правила подлежат отлучению от церкви".
Ваш молодой человек, судя по всему, плохо знает свою веру. ААЦ, отпавшая от Вселенской Церкви, проклинает всех ее членов (православных христиан) при рукоположении каждого клирика:
"Во время рукоположения епископ, используя богослужебную книгу «Майр Маштоц» ( Մայր Մաշտոց), перечисляет список ересей и ересиархов, вопрошая посвящаемого в священники: «Анафематствуешь ли…?» или «Отрицаешься ли и анафематствуешь…?» На что ставленник, воздев руки, отвечает: «Отрицаюсь и анафематствую», и хор: «Да будет анафема». Среди перечисляемых епископом ересей есть и следующие: «Анафематствуешь ли Евтихия, который отрицал оправдание благодатию Христовой ( նզովե՞ս զԵւտիքէս , որ ուրանայր զշնորհօքն Քրիստոսի արդարանալն )… и Льва, и написанный им томос, разделяющий единого на двое». До этого же посвящаемый исповедует: «Да, святой отец, имею исповедание православной веры, и исповедаю вместе со святыми патриархами святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа, и вочеловечение ( զմարդեղութիւնն ) Христа Бога нашего; и анафематствую всех еретиков и сонм диофизитов»".
Сами подумайте: как заключать брак с человеком, который находится в такой вере? Если ему все равно на эти положения ААЦ, то он вполне может принять Православие.
Если нет, то лучше найти другого. Православных молодых людей куда больше.