Прочитав вопрос: "все ли дети попадают в рай" и прочитав ответы к нему, у меня возник вопрос.
Написано: Иисус отвечал: "истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин.3:5)".
При этом в истории были (исключительные) случаи, когда крестили не только водой, но и песком, например. Или люди, умершие мученической смертью, при этом не успевшие креститься водой, считаются не только крещенными, но и причислены к лику святых (крещенные кровью), например: 14 тысяч убиенных младенцев.
Вопрос такой: всякий ли человек не родившийся от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие?
4 Ответа
Сергий выше привел достаточно цитат, подтверждающих необходимость креститься именно в воде для спасения. Мученическое крещение кровью - это единственное исключение для тех, кто уверовал взрослым и не имел возможности креститься водой.
Вифлеемские младенцы здесь не подходят, потому что они все жили в эпоху Ветхого Завета. Тогда был другой способ вхождения в народ Божий: не крещение, а обрезание. Но все они, конечно, были обрезаны.
Что касается так называемого крещения песком, на этом многие спекулируют, поэтому я приведу оригинал - рассказ из "Луга духовного". Это единственный текст такого рода, других нет.
Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. Когда я был молод, – рассказывал Андрей, – я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем один из них был человек трудолюбивый, а другой – еврей. В пустыне – еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил и на то, чтобы несли его другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Мы со слезами положили его на песке... Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас:
– Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем... Я желаю быть христианином... Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу...
– Брат, – сказали мы ему, – увы, нам этого сделать нельзя: мы – миряне, а это дело – епископов и священников. Да и воды здесь негде взять...
Но он неотступно со слезами заклинал нас:
– Христиане, не лишите меня этого дара... Мы были в величайшем затруднении.
Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам:
– Поднимите его и разденьте!
С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец, наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: «Крещается раб Божий Феодор во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». А мы на каждое призывание святой, единосущной и поклоняемой Троицы возглашали: «Аминь!» И – клянусь Господом, братие, – Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, – он в добром здоровье, с воспрянувшими силами, бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епископу города блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Однако, собрав весь свой клир, предложил дело ему на обсуждение: следует ли считать действительным крещение, совершенное чрез посыпание песком, или нет? Одни отвечали утвердительно, указывая на поразительное знамение, другие утверждали противоположное.
– Григорий Богослов, – говорили, – исчисляет все образы крещения, а именно: крещение Моисеево – в воде, а раньше – в облаке и в море, затем – крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее – крещение Иисуса – Духом Святым, и это совершенный образ крещения. Знаю и четвертый образ крещения – исповедничеством и кровию. Есть еще и пятый – слезами ... Какой же образ крещения был совершен над юношей, чтобы мы могли утвердить его? В особенности – вспомним слова Господа к Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное» (Иоан.3, 5).
– Так что ж? – возражали другие. – Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное?
– Нет! – отвечали на это. – Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих «Гипотипоз». Изъясняя слово апостола «Благодарю Бога, что никого из вас не крестил», он говорит: «Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, а эти – остальных».
Вот что и много другого было высказано. Блаженный епископ Дионисий решил – послать брата на св. Иордан и там крестить его. А того трудолюбца рукоположить во диакона.
Как видите, крещение песком было чудом Божиим для телесного укрепления юноши еврея. Однако он нуждался не только в чуде, но и в благодатном рождении от воды и Духа, почему был окрещен впоследствии правильным способом в реке.
Итак, не сомневайтесь в словах Христовых и примите для себя, что нет другого способа получить прощение грехов и усыновление Богу, как правильное водное крещение в Церкви.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать учение Церкви, которая безошибочно возвещает волю Христа. Святые отцы с древнейших времен согласно учили о различных формах спасительного Крещения, в зависимости от обстоятельств. В частности, говорят о "Крещении кровью". И у этого есть основание в обещании Самого Христа:
Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф.10:32).
Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк.8:35).
Св. Киприан: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20:22). А что крестившиеся своею кровию и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, свидетельствует тот же Господь во Евангелии».
Св. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет Крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают царство небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную крестом и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, имже аз крещаюся, креститися (Мк. 10:38)».
Св. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственною кровию».
Св. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами».
Некоторые из отцов Церкви (св. Августин, св. Амвросий) говорили еще и о "Крещении желанием", которого сподоблялись те, кто желал водного Крещения, но не успел его получить.
Почему мы должны сомневаться в словах Господа нашего Иисуса Христа?!
Даже в крайних случаях незаметно для нас происходит крещение водой и Духом.
Вот притча о богаче и Лазаре, Лк. 16:19-31 Богач просит Авраама направить Лазаря омочить ему губы. Конечно, богач попросил не только облегчения страданий, но надеялся на изменение участи. И живая вода для умного богача - это не столь вода, но единственный способ спасения. Он просит Авраама послать Лазаря научить вере своих братьев, на что получает ответ, что необходимые знания у них имеются от пророков.
В другом случае мы знаем, что Господь может спасти тех, кто оказался в адском пепелище. По молитве Азарии, Ангел Господень окропил и увлажнил адские муки, избавил трёх отроков - Седраха, Мисаха и Авденаго от геенских мучений за их истинную любовь к Богу Дан. 3:49-50 Заметим, что огонь был столь силен, что сгорали все неверующие (халдеи), кто приближался к печи Дан. 3:46-48 Но Господь своих истинных сынов, пострадавших за Его имя, непременно спасёт Дан. 3:14-18
Прот. Иоанн (Смолин) пишет:
Мф.20:22-23. Здесь крещение сравнено с чашею страдания:Мф.26:42; стало быть, крещение исключительное и необязательное для всех, между тем есть крещение обязательное для каждого христианина: Мф.3:16; Ин.3:5, необходимое не только для уверовавших в слово Божие: Деян.8:35-39, но и для получивших Духа Святого: Деян.10:44-47. По крещении во имя Господа Иисyca нисходит Дух Святый и на не получивших Его: Деян.19:2-5; медлить с крещением нельзя: Деян.22:16.
Кратко сказать, хотя и есть крещение кровью, словом и Святым Духом, но это исключения, обязательным же для всех является крещение водою. Другими словами, есть общее правило, а есть, по смотрению Божию, исключения. Нам надо руководствоваться общим правилом.