На вопрос о том, можно ли принять крещение будучи неверующим вы ответили однозначно, что нельзя, ибо если креститься не имея веры и жить жизнь не верующего человека это приведёт к ещё большему обсуждению. Здесь логично возникает вопрос, зачем крестить младенцев, которые не только веры не имеют, но у них нет и разума как такового. Ведь потом вырастая многие живут неверующей жизнью и как вы говорите подвергнуться ещё большему осуждению. К тоже крещение младенцев акт против их воли. Спасибо
4 Ответа
Родители воспитывают детей, причём иногда и вопреки их воле. Кто-то не хочет учиться, кто-то желает есть только сладости и целый день пленяться гаджетами... Тем не менее, родители стремятся дать детям лучшее. К самому лучшему и важному относится духовное развитие ребёнка. Ребёнка крестят в какой-то степени авансом, по вере родителей и крёстных. Именно "в какой-то степени", т.к. нам неведомо насколько открыт духовный мир для младенца.
Вряд ли какой родитель считает своего ребёнка бесом, которому должен быть чужд Бог и его Царство, все мы хотим дать детям лучшее и поэтому Церковь их крестит по нашей вере, которой мы обязуемся зажечь их сердца.
Младенца приносят в храм, как четверо ближних принесли ко Христу расслабленного в Капернауме и Он, по вере их, простил ему грехи.
Вера - это состояние динамическое, она может ослабевать, может возрастать, может даже теряться и обретаться вновь. Если крестить дитя в сознательном возрасте, то самый важный возраст, когда человек формируется, он будет лишён Таинства Святого Причащения, полноты участия в церковных богослужениях, духовного развития. Вера - это не просто интеллектуальный выбор, это и опыт, зачем же лишать ребёнка этого опыта?..
Крещение - это не только "присяга на верность" Богу, но и прямая сакральная защита человека, который иначе оказывается крайне уязвимым против духов зла. Беспомощному ребенку такая защита особенно необходима. Поэтому младенцев крестят без их согласия, которого они в силу возраста дать не могут. Крестят по желанию и вере их родителей и восприемников (крестных родителей). Эти лица и берут на себя обязательство перед Богом воспитать ребенка в христианстве.
Ребенок вообще в силу объективных факторов сильно ограничен в правах, и многие решения за него принимают лица, несущие за него ответственность. Церковь дает им право принимать за него и это важнейшее решение, необходимое для его духовной, а часто и физической безопасности.
С уважением,
Как говорил Тертуллиан о душе, что она по природе христианка:
"Апология", глава 17 ч. 6
"Душа свидетельствует о Нем, как Судии, когда говорит: Бог видит, вручаю Богу, Бог воздаст мне. О свидетельство души, по природе христианки! И, произнося это, она взором своим обращается не к Капитолию, а к небу. Она, конечно, знает жилище Бога живого: от Него и оттуда она снизошла."
При рождении ребенок еще не успел хоть и понять веру, но и стать неверующим, имея душу, по природе - христианку.
Лактанций так же пишет о человеке похожие слова, что он своим естеством устремлен к Богу:
"Насколько будет лучше, если, отвергнув пустых
богов, ты обратишь себя к Богу, подтвердишь то положение, котороеполучил от Бога, подтвердишь свое имя! Ведь [человек по-гречески]именуется ἄνθρωπος*, поскольку смотрит вверх".
*Антропос, т. е. обращенный вверх, смотрящий вверх.
(Лактанций. Божественные установления).
Даже люди, не познавшие Истинного Бога, и то влекомы к Нему душой, потому что созданы и замыслены Им так:
"К познанию же и точному уразумению истины имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего сам Бог; он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: «глагол веры в сердце твоем есть» (Рим. 10, 8. Втор. 30, 14). И Спаситель, давая разуметь и подтверждая тоже самое, сказал: «царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 21). Внутри же себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной – Спасительное Отчее Слово. Да не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них таковаго пути, а потому и имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут, но многим желательно оставлять его, потому что влекут их со-вне житейския удовольствия. А если кто спросит: что же это за путь? Отвечаю: – душа каждаго и в ней ум; потому что одним умом может быть созерцаем и уразумеваем Бог. Разве нечестивые, как отреклись от Бога, так откажутся и от того, что имеют душу?".
(Св. Афанасий Великий. Слово на язычников).
К тому же, обрезовался ребенок в Ветхом Завете на 8 день.
Конечно, осознанно он не мог понимать, Кому он присягает верить.
Ветхом Завете обрезывали младенцев, то в Новому Завете обрезание заменено Крещением, о чем говорит апостол Павел:
В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11).
Если обрезывали 8 дневного младенца и это предписание дал Бог, то в Новозаветное время никак не запрещено его крестить, если Крещение заменяет обрезание.
В Крещении младенец, который естеством обращен к Богу, посвящается Ему, приносимый туда родителями, по их вере и воле, в которой он еще находится. Он получает дар от Господа, великий дар.
А пользоваться им или отказаться от него ребенок уже решит, когда вырастет. Либо разовьет к себе вложенное стремление к Творцу, либо, поддавшись греху, загасит его в себе.
Но никакого осуждения ребенок не получит, приняв Крещение, за то, что принял его в младенчестве.
Крещение ребенка для неверующих родителей и восприемников - это действительно абсурд.
Однако в Крещении в детстве есть большое преимущество, о котором говорит свт. Феофан Затворник:
Первое преимущество, как бы основание всех других преимуществ, есть целость естественно благодатного состава. Человек назначен быть вместилищем необыкновенно высоких сил, готовых излиться на него из источника всех благ, только пусть не расстраивает себя. И кающийся может быть исцелен совершенно; но ему, кажется, не дается то знать и чувствовать, что не падавшему, или он не может услаждаться тою целостию и обладать тем дерзновением, которое бывает ее следствием.
Отсюда сами собою вытекают живость, легкость, непринужденность доброделания. Он ходит в добре, как в единственно сродном себе мире. Кающемуся надобно долго напрягать и приучать себя к этому добру, чтобы совершать его легко, но и достигши этого, постоянно держать себя в напряжении и страхе. Напротив, тот живет в простоте сердца, в некоторой ублажающей его уверенности спасения, уверенности необманчивой.
Затем в его жизни устрояется некоторая ровность и безостановочность. В нем нет ни порывов, ни ослабления; и как дыхание у нас совершается большею частью ровно, так и у него хождение в добре. Бывает то же и у покаявшегося, но не скоро приобретается и не в таком совершенстве является. Колесо починенное нередко дает знать о своем пороке; и часы починенные уже не так исправны, как нечиненные и новые.
Не падавший всегда юн. В чертах нравственного его характера отражаются чувства дитяти, пока оно еще не сделалось виноватым пред отцом. Здесь первое чувство невинности, детство во Христе, как бы неведение зла.
Кратко сказать, лучше быть неиспорченным изначально, чем через горечь падений обратится к Богу, меньше потеряешь. Но это преимущество доступно только в том случае, если ребенка не только крестят, но и воспитывают полноценно по-христиански.