Высказывания о вере и неверии

диакон Андрей Кураев (из книги «Ответы моло­дым»)

– Как вы отно­си­тесь к людям некре­ще­ным, непра­во­слав­ным и, более того, с про­ти­во­ре­ча­щим пра­во­слав­ным кано­нам миро­воз­зре­нием?

– Нет общего отно­ше­ния. Что за чело­век? Почему он такой? Иногда я могу испы­ты­вать к такому чело­веку чув­ство моей соб­ствен­ной вины – когда я слышу, что этот чело­век про­бо­вал войти в цер­ковь, но вспо­ми­нает, какими сло­вами его встре­тили, куда послали… Это наша вина, что мы не нашли с ним общего языка.
Очень разные бывают мотивы неве­рия. Есть такой атеизм, к кото­рому я отно­шусь с ува­же­нием и состра­да­нием. Это атеизм Сартра или Камю, атеизм неудач­ного поиска. Чело­век хотел бы видеть небо живым и зрячим, но не смог. Его неве­рие – заноза, кото­рую он сам ощу­щает в своей душе: «Ты чув­ству­ешь сквоз­няк оттого, что это место сво­бодно» (Борис Гре­бен­щи­ков).
Но бывает, что неве­рие есть порож­де­ние неко­его откро­вен­ного само­уве­рен­ного хам­ства – и в таких слу­чаях я вспо­ми­наю слова Иосифа Брод­ского: «Есть мистика, есть вера, есть Гос­подь, есть раз­ница меж них и есть един­ство. Одним вредит, других спа­сает плоть. Неве­рье – сле­пота, но чаще – свин­ство».
Так вот, я очень редко встре­чал людей, кото­рые четко отда­вали бы себе отчет в своем свин­стве. Есть очень неболь­шое число людей, кото­рые честно отдают себе отчет, почему они не в храме. Лишь пару раз я слышал чест­ные при­зна­ния. Одна­жды у меня на фило­соф­ском факуль­тете был один паре­нек. И когда мы с ним на фило­соф­ском уровне уже все выяс­нили, он сказал, что кре­ститься все-таки не будет. «Ну, почему же не будешь?». Он честно отве­тил: «Я женщин слиш­ком люблю». Парень он был чрез­вы­чай­ной кра­соты и поль­зо­вался огром­ным успе­хом среди сту­ден­ток. Но он осо­знал и при­знал, что именно мешает ему при­нять Кре­ще­ние. Когда он же он подрос, посту­пил в аспи­ран­туру, женился, вот тогда он и вправду кре­стился.

свя­щен­ник Дмит­рий Дудко (из книги «На скре­ще­нии дорог»):
«Просто атеизм – это ещё туда-сюда, но когда науч­ный атеизм – это хотят ложь уза­ко­нить».

М. Цве­та­ева: 
«Тут только есть веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие. Там – все веру­ю­щие».

свя­щен­ник А. Ель­ча­ни­нов:
«Вера не есть оче­вид­ность, она есть выбор: вот перед тобой жизнь и смерть, про­кля­тие и бла­го­сло­ве­ние.
В нашей жизни мы знаем наверно только то, что умрём; это един­ственно твёр­дое, для всех общее и неиз­беж­ное.
Вино состоит из спирта, воды, аро­ма­ти­че­ских и кра­ся­щих веществ. Так и рели­гия – в ней есть спирт дог­ма­тов, аро­ма­ти­че­ские веще­ства культа и обря­дов и нрав­ствен­ные пра­вила – вода.
Вся ошибка в том, что люди судят о Боге, пре­бы­вая вне Бога. Никто не возь­мётся лечить людей, не изучив меди­цину, не начнёт стро­ить дома не имея спе­ци­аль­ных позна­ний; отчего же о делах боже­ствен­ных судят строже всего люди, далеко от этой обла­сти сто­я­щие»?

свя­щен­ник Алек­сандр Мень:
« – Чело­век нико­гда веры не чужд, потому что тот, кто вообще не имеет веры, это редкий экзем­пляр. В душе каж­дого Бог зако­ди­ро­ван: в ощу­ще­нии Веч­но­сти, ощу­ще­нии Выс­шего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе.
Мы живём как бы вдали от себя. Рабо­таем торо­пимся, суе­тимся в домаш­них делах. Но мы совер­шенно не помним себя. Мне часто вспо­ми­на­ются слова Май­стера Экхарта: «В мол­ча­нии Бог про­из­но­сит своё слово». Мол­ча­ние! Где у нас мол­ча­ние? У нас всё время всё тарах­тит. Но для того чтобы прийти к каким-то духов­ным цен­но­стям, надо созда­вать ост­ровки тишины, ост­ровки духов­ной сосре­до­то­че­но­сти. Оста­но­вится на минуту.
Мы же всё время бежим, как будто у нас очень боль­шая дистан­ция впе­реди. А дистан­ция у нас корот­кая. Про­бе­жать её ничего не стоит. Так вот, чтобы познать, углу­бить, осо­знать в себе живу­щую в нас веру надо вер­нутся к самим себе. Поте­рян­ным. Осо­знать то, что мы поте­ряли».

А.С. Пушкин:
Без­ве­рие

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки