Array ( )
Человек, которого выбрал Бог. Протоиерей Олег Цветков <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей Олег Цветков</span>

Человек, которого выбрал Бог. Протоиерей Олег Цветков
Протоиерей Олег Цветков

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и
приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы,
чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

(Ин.15:16)

Вот уже девятый год настоятелем одного из старейших соборов Омска, что на Тарской – Крестовоздвиженского – является протоиерей Олег Цветков. Силами этого молодого, умного и по-хорошему делового священника за эти годы многое сделано для прихода. Помимо настоятельского служения отец Олег имеет ряд епархиальных должностей: является секретарем епархии, руководителем епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, начальником автономной некоммерческой благотворительной организации «Серафимо-Вырицкая обитель милосердия». Помимо этого, несёт еще ряд других послушаний, является председателем и членом многочисленных епархиальных комиссий, отделов. Но сегодня хочется рассказать другую историю батюшки – личную – о его детстве, юности, встрече с матушкой, семье. Такая беседа с отцом Олегом и с его матушкой Юлией не случайна – незадолго до Пасхи 10 апреля батюшка встречает свой 40-летний юбилей. И, как водится на земле, в круглые даты принято подводить какие-то итоги, размышлять о прожитых годах. Наверное, это и стало лейтмотивом этого повествования.

Детство

С раннего детства жизнь отца Олега – это служение Богу. Иначе быть не могло, ведь отец и мама батюшки являются потомками священнослужителей.

«Предки моего отца происходили из Санкт-Петербургского духовенства, предки матери из Казанской епархии. До сих пор в той и другой епархии служат батюшки по фамилии Цветковы. Может быть это однофамильцы, но вполне возможно и родственники», – рассказывает отец Олег.

Стоит сказать, что фамилии Цветковы, Цветаевы, Флоровские, Флоренские, Виноградовы свидетельствуют о причастности к священству, так называемые «бурсачьи» фамилии (от бурса – в старину: название духовного училища, духовной семинарии. – Примеч. автора). Удивительно, что отец и мама батюшки были однофамильцами – оба Цветковы.

Родители будущего священника Олега Цветкова имели гражданские профессии: Александр Александрович служил милиционером, Таисия Петровна была зоотехником, семья не была религиозна, но о вере говорили всегда.

В 1986 году случился переезд в Самарканд – древний город Средней Азии. Здесь, на мусульманской земле Господь привел юного Олега в православный храм, здесь он возрастал духовно, здесь встретил свою будущую супругу.

Первый храм

Покровский собор, как и другие храмы Самарканда, находился в имперской части города – эта часть самая красивая, построенная после прихода на эту землю русских. Старинная архитектура, огромные, в несколько обхватов, платаны делали этот район необыкновенно колоритным.

Имперская часть укрывалась между двумя историческими районами – старым городом – самой древней частью Самарканда, построенной до прихода русских в этот регион, и советской частью города.

Настоятелем собора Покрова Пресвятой Богородицы был протоиерей Георгий Хорунжий – священник, сыгравший решающую роль в жизни отца Олега.

«Если до этого я мечтал стать военным, носить форму, имел много книжек такой тематики, то, повстречавшись с отцом Георгием, решил – стану священником», – делится батюшка.

У отца Георгия было много детей и внуков, он часто навещал их: его сыновья – священники – служили в других городах. В один из летних дней отрок Олег пришел на вечернее Богослужение и не застав батюшку, очень огорчился. Второго священника не было, совершать службу было не кому.

Женщина, работница иконной лавки, увидев расстройство юного прихожанина, посоветовала пойти на службу в храм Георгия Победоносца, который, по ее словам, был недалеко.

Так отец Олег пришел в Свято-Георгиевский храм Самарканда и остался там на долгие годы.

Храм великомученика Георгия Победоносца

«Я пришел чуть раньше начала Богослужения, меня встретила очень добрая женщина Елена Ивановна, сотрудница свечной лавки… Как много зависит от сотрудника храма: от уборщицы, от работницы свечной лавки – тех, кто зачастую первыми встречает человека, пришедшего к Богу, – обращает внимание настоятель. – В храме было мало людей, батюшка вышел кадить на «Господи воззвах», идёт, кадит, видит новый паренёк стоит. А потом подозвал к себе, спросил, как зовут, откуда, в ходе разговора предложил пономарить – это было моей мечтой! Так, с маминого разрешения, я начал помогать в Георгиевском храме».

В свое время отец Димитрий Козулин, настоятель Георгиевского храма, организовал вокруг прихода общину: он покупал домики – храм находился среди частного сектора, в которых жили отдельно мальчики, отдельно девочки, воспитываясь при храме. Чтобы добраться до храма, будущему отцу Олегу приходилось преодолевать значительное расстояние: ехать на общественном транспорте, потом идти пешком, да и на дворе были «лихие 90-е» – на улице поздним вечером после службы было небезопасно. Так отец Димитрий предложил 12-летнему Олегу поселиться с другими мальчишками в приходской общине. Сначала мама отпустила на лето, но в сентябре началась школа, и было принято решение остаться жить при храме и перевестись в школу поблизости.

Жизнь при храме

Служба в храме совершалась ежедневно, поэтому участие в утренних и вечерних Богослужениях считалось обязательным. Для воспитанников это было не просто «стоянием»: батюшка занимался с детьми, учил их уставу.

«Алтарники исправно следили за порядком в алтаре, эта добрая привычка до сих пор живёт во мне. За годы жизни при храме мы впитали, что кадило это лицо пономаря, поэтому его мы чистили каждый день или через день. В Средней Азии много пыли, первым делом, приходя в храм, вытирали ее, хлопали половики, натирали кадило и чайник. Помню, когда мне выдали новые кирзовые сапоги, которые я каждый день, как положено, начищал кремом. Помню, как на зиму всем ребятам батюшка выдал шапки и бушлаты», – с большой теплотой вспоминает отец Олег.

Девочки и мальчики ходили в школы, которые находились рядом с храмом, после занятий возвращались в приход. Кроме служб ребята занимались каким-то трудом. Девочки пели и читали на клиросе, убирали в храме, штопали носки, стирали. Мальчишки в летний период формовали кирпичи – труд это был хоть и тяжёлый, но интересный. Для этого месили глину, в специальной бочке замачивали формы на один, два, три, четыре кирпича. Затем форму обсыпали чёрным речным песком, заполняли вымоченной и вымешанной глиной. Кирпич этот пригождался в постройке дополнительных помещений, хозяйственных построек.

«У нас была переплетная мастерская, где мы переплетали разные книги, вместе с батюшкой шили летнюю обувь. Он умел из старых покрышек сделать такие тапки, которые можно было носить всю жизнь, человека не станет, а тапки еще целые, – шутит отец Олег. – Я считаю, очень важно, что мы были всегда чем-то заняты. Протоиерей Димитрий был человек, который мог абсолютно всё делать своими руками настоящий мужчина. Он был мне примером и духовным наставником, как и протоиерей Георгий Хорунжий. Все самое хорошее, лучшее, доброе, воспитали во мне два этих священника и мама. Это великие батюшки, оба митрофорные протоиереи, каких, наверное, сейчас встретить редкость. Протоиерея Димитрия Козулина, к сожалению, уже нет в живых…А отец Георгий, после смерти своей матушки принял монашество и стал иеромонахом Иоанном.

Интересно, что отец Георгий Хорунжий, настоятель Покровского собора, родился и вырос в Омске и когда узнал, что меня перевели сюда служить, сказал: «Есть все же между нами духовное родство. Я когда-то уехал из Омска, а ты через много-много десятков лет, переезжаешь в этот город».

Фундаментальные моменты

Став священником, во время своих поездок в Москву отец Олег отметил, что их самаркандские церковные распевы совершенно совпадают с московскими. В разных городах есть существенные отличия в распевах, а здесь нет никакой разницы. Хотя, казалось бы, где Москва и где Самарканд.

Отец Олег рассказывает, что в Самарканде не просто так сложилось эта особая традиция, дело в том, что в тридцатых годах туда было сослано много московского духовенства, и не только московского. Например, будущий архиепископ Ермоген Голубев, на тот момент он был архимандритом, последним настоятелем Киево-Печерской лавры до ее закрытия. Это просто колоссальная фигура в истории нашей Церкви. После срока, его сослали в Самарканд, где он был настоятелем храма Покрова Божией Матери.

В соседнем храме, который находился совсем рядом, служил архимандрит Серафим Суторихин. Он был духовным чадом отца Алексия Мечева, в 2000 году прославленного в лике святых Русской Православной Церкви.

У этих знаменитых московских священников в свое время была мощная община. Когда в Узбекистан отправили отца Серафима, в Ташкенте служил архимандрит Борис Холчев, который раньше служил в том же московском приходе, что и отец Серафим Суторихин.

Удивительно, но вслед за этими священниками, покидая свои дома, в Самарканд и в Ташкент стали съезжаться прежние прихожане.

Несколько архиереев из Москвы были ташкентскими архиереями, например, митрополит Гурий Егоров, который был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, когда её открыли в 1943 году. Потом его перевели в Ташкент.

Таким образом, московская традиция была очень сильна в тех краях и прихожане, некоторые трудники Георгиевского храма, при котором воспитывался и рос отец Олег – это хорошая московская интеллигенция, среди которых были потомки древних дворянских родов.

Отец Олег и матушка благодарны Богу, что смогли застать, имели возможность общаться с этими дедушками, старушками, тем особым поколением, которое ушло безвозвратно.

Встреча с матушкой

Это было накануне дня Георгия Победоносца, 5 мая. А еще это был день матушкиных крестин и день встречи Владыки – ведь в храме был престольный праздник.

Ту самую первую встречу помнит матушка Юлия, которой тогда было всего 15 лет.

«Это был первый день моей христианской жизни, день моего крещения. В храме была суета, ждали Архиерея владыку Владимира. Я многого еще не понимала в церковной жизни, поскольку мы с бабушкой и мамой только начали воцерковляться, с интересом наблюдала за тем, как наводили порядок, стелили дорожки. Была красивая традиция класть под ноги Владыке живые цветы – все было ими устлано.

После крещения бабушка привела меня в трапезную и оставила у поварихи тети Раи дожидаться вечернего Богослужения и приезда Архиерея, а сама поспешила помогать по храму, – рассказывает матушка. – В это время в трапезную вошел мальчик в светлой рубашке, в светлых брюках, подошел к тёте Рае и попросил: «Тётя Раечка, дайте мне, пожалуйста, компотика», а в благодарность произнес: «Спаси Господи». На меня эти слова произвели огромное впечатление, я их никогда до этого не слышала…».

Так получилось первое впечатление о человеке по его словам – восторженное, чистое, новое. А потом были встреча Владыки, его благословение, Всенощное бдение, пение – все впервые в жизни будущей матушки.

После 9 класса Юлия с мамой и с бабушкой пришли в храм брать благословение у отца Димитрия на поступление в медицинское училище, а после – в мединститут.

Выслушав, батюшка благословения не дал, и, указав на храм, сказал: «Вот твой институт».

Так матушка осталась в храме, стала петь на клиросе, для этого уже в 16 лет поступила в музыкальную школу, которую окончила экстерном за 3 года.
В день, когда она пришла знакомиться со своим новым домом, стоя у крыльца храма и слушая отца Димитрия, рассказывавшего, что и где находится, юную Юлю увидел юноша Олег, в то время он уже 2 года жил при храме. Это была их вторая встреча в жизни, именно она помнится отцу Олегу, наверное потому, что девушка Юля ему очень понравилась.

Настоятель представил их друг другу, так началась чистая дружба, интересное общение: Олег много читал, в том числе и жития святых, знал устроение храма и Богослужение и был замечательным рассказчиком, а Юле нравилось его слушать и получать душеспасительные знания.

Алексеевский собор

Отец Олег и матушка продолжали дружить, вместе бывали на Богослужениях, после общались. В это время открыли Свято-Алексеевский собор, настоятелем которого стал отец Александр, который в свое время был послушником у отца Димитрия Козулина. Молодой иерей попросил у батюшки Димитрия певчих, на время. Так Олег и Юлия стали служить в новом храме.

Увы, отцу Алексею недолго было суждено быть настоятелем и прожить на этой земле, в 23 года он погиб в автокатастрофе и приход осиротел.

Отцу Олегу тогда было 17 лет. Он, еще мальчишка, по благословению благочинного читал проповеди, надо сказать, что прихожане слушали с большим вниманием, буквально открыв рот. На этом моменте хочется сразу перенестись в день сегодняшний и отметить, что дар слова и ныне заставляет сотни прихожан внимать батюшке также с особым благоговейным трепетом.

Во многом благодаря трудам молодых служителей Алексеевского собора Олегу и Юлии, делающих свое дело с любовью и желанием, самоотверженно, приход не растерялся, хотя рядом находились два храма, где настоятелями были великие батюшки – два митрофорный протоиерея.

И, когда отец Роман Загребельный, начинавший своё служение с конца 80-х годов в Покровском соборе пономарём при отце Георгии Хорунжем, приехал в Алексеевский собор настоятелем, то получил приход, где была жизнь.

Совсем скоро новый настоятель отец Роман, которого Олег и Юлия хорошо знали и дружили с ним, совершил первое в своей иерейской практике венчание

Венчание

1998 год. Все произошло мгновенно. Но сначала ситуация складывалась совершенно против брака отца Олега и матушки. Отец Димитрий был рационального склада ума, приводил ряд доводов, по которым юные Олег и Юлия не могли быть вместе. Так они оставались просто друзьями и молились о том, чтобы Господь помог создать им семью. Пели акафист Богородице перед ее иконой Умиление. До сих пор это любимый акафист батюшки и матушки.

Жизнь шла своим чередом: после 9 класса Олег Цветков окончил ремесленное училище по специальности «газоэлектросварщик-автослесарь» и в 1997 году, в 17 лет собирался поступать в духовное училище в Ташкенте. Поскольку настоятель Алексеевского собора, пономарём которого отец Олег был в тот момент, погиб, батюшка обратился за благословением на поступление к благочинному, отцу Георгию Хорунжему.

«Отец Георгий благословение не дал, сказал собор не бросать и ждать, когда назначат нового настоятеля, у которого и стоит попросить благословения для поступления. Так и сказал: «Я не благословляю тебя покидать собор». Меня разобрала досада, я решил, что нет, значит, воли Божией, чтобы мне служить у Его Престола», – делится отец Олег.
Так они вместе с матушкой поступили в Самаркандское музыкальное училище, матушка Юлия на теоретика, а батюшка на вокальное отделение.
Его успехи были впечатляющими, педагоги пророчили музыкальную карьеру, поэтому в планах замелькало поступление в консерваторию.
Прошел год, наступило следующее лето, шел июль, и вдруг появилось известие о приезде Владыки.

«С чем был связан его приезд сейчас уже не помню, потому что Владыка обычно наносил визит два раза в год: на праздники Покрова Божьей Матери и Георгия Победоносца, т.е. на престольные праздники самаркандских храмов. Когда в Алексеевском соборе был настоятель, отец Александр, то архиерей бывал в Самарканде и на святителя Алексия, – рассказывает отец Олег. – Но тут он почему-то приехал летом. Отслужил всенощную в Георгиевском храме, Литургию в Покровском соборе. Мы с будущей матушкой сначала были на службе в одном храме, потом в другом, а после Литургии нас к себе позвал отец Георгий и велел скорее бежать к себе в храм, потому как Владыка скоро прибудет в Свято-Алексеевский собор. Нам нужно было спеть тропарь и кондак святителю Алексию, величание, Ис полла эти деспота и показать храм».

Встретили Владыку как подобает, отец Олег показал храм, рассказал, как протекает жизнь на приходе без настоятеля и в этот момент свое судьбоносное слово сказал благочинный, протоиерей Георгий Хорунжий, обратившись к Владыке:

Владыка, вот Олег, он уже много лет пономарит и поёт в хоре.

Да, Олега я знаю.

Вы же семинарию в этом году открываете? Владыка, благословите его поступать в семинарию.

Это замечательно! Я благословляю тебя поступать в семинарию.

Надо ли говорить, насколько был удивлен будущий семинарист. Но разговор продолжался:

— Владыка, вот Юля, она замечательно поёт, хорошо знает устав. Они с Олегом встречаются уже 3 года, благословите их обвенчаться.

Это вообще замечательно! Я благословляю вас венчаться, и ты приезжаешь в семинарию уже женатым.

В одно мгновение жизнь, планы, заботы поменяли ракурс. Сообщили родителям, можно сказать огорошили новостью! Стали готовиться к венчанию: все наскоро, нужно было спешить с поступлением в семинарию.

Приехал отец Роман, их старый друг и знакомый, тот, о котором уже сказано выше. Его только рукоположили в священники, он прибыл в Алексеевский собор настоятелем.

«Мы с матушкой были его первым венчанием. Качественно повенчал вот уже 22 года вместе», – с улыбкой говорит батюшка.

Матушка Юлия вспоминает, что на венчании она была в своем концертном платье, а батюшка в костюме, в котором тоже выступал. Времени думать о подвенечных нарядах совсем не было. Так и повенчались. Подали документы в ЗАГС, и батюшка уехал на месяц в Ташкент, вернулся на регистрацию и свадьбу. А в сентябре началась учеба в Ташкентской духовной семинарии, матушка осталась в Самарканде.

Семинария

Год учебы в музыкальном училище дал хорошую базу для обучения в семинарии, например, изучение итальянского помогло в познании латыни, да и отношение к занятиям было серьезное, строгое.

«Мои однокурсники служат Русской Православной Церкви уже много-много лет. Некоторые из них в Омске: отец Олег Добрыгин заведующий канцелярией, отец Владимир Масленников служит в Успенском соборе, – рассказывает отец Олег. – Мои однокурсники служат в России, Узбекистане и Киргизии. Те, кто не стал священниками, глубоко верующие люди. Наш выпуск отличался, он был первым. Нас до сих пор ставят в пример, а нынешние студенты Ташкентской Духовной Семинарии воспринимают нас, как легенду».

Через 3 месяца семинариста Олега Цветкова уже рукоположили в сан диакона, ещё через два с половиной месяца 27 февраля 1999 года состоялась его священническая хиротония. Год молодая семья жила порознь. Приезжали друг ко другу очень редко. Писали письма. Ходили на переговорный пункт.

«Несмотря на испытания, была только радость и благодарность. Никакой печали не было по поводу отсутствия квартиры, мы не воспринимали это как трудности», – делится матушка.

В 1999 году Владыка отправляет батюшку из Ташкента в Учкудук на временное служение. С 1 июня 1999 года в 19 лет иерей Олег стал настоятелем Учкудукского прихода.

Служение в Учкудуке

Жизнь священника – не простая доля. Но все в жизни устраивалось с Божией помощью. Сначала снимали комнатку, обустроить которую помогли неравнодушные люди: отдали какую-то мебель, посуду, другие, нужные в хозяйстве вещи. Наладили быт. Эта комнатка была первым домом новорожденной Настеньки – туда принесли своего первенца батюшка с матушкой.

Через время выделили квартиру от предприятия – помог Горно-Металлургический Комбинат. И опять все с начала: вошли в новое жилье, а в патроне даже лампочки нет. Слава Богу, мир не без добрых людей, обустроились и здесь. Батюшка с матушкой до сих пор с благодарностью вспоминают тех людей, кто их поддержал, ведь они и впрямь приехали на пустое место, не имея ничего.

Отец Олег стал первым священником, приехавшим служить в Учкудук. До него прихода не было. Батюшка всему учил народ, вплоть до того, что на первой службе показывал, как нужно креститься – служение в Учкудуке начиналось с чистого белого листа.

«Со стороны кажется сложным начинать с нуля, но с другой стороны лучше, когда всё происходит так, как ты сам поставишь», – говорит батюшка.

Когда Архиерей представлял молодого священника городскому активу (кстати, такой случай единственный на памяти отца Олега, тогда он думал, что это обычная практика, но на самом деле случай исключительный) на пресс-конференции в кабинете у директора градообразующего предприятия кто-то заметил, что священник-то слишком молодой, хотелось бы постарше, авторитетного. На что Архиерей ответил: «Ничего, молодость такая вещь, которая очень быстро заканчивается».

Владыка благословил строить в Учкудуке храм, несколько лет ничего не получалось. «Однажды в расстроенном состоянии я приехал к Владыке. Никто не верил в то, что получится построить православный храм на земле, где русских практически не было. Владыка сказал всё будет хорошо. Делай, у тебя всё получится, – делится батюшка. – Слова Владыки расправили крылья за спиной и получился замечательный храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, где собралась крепкая община, как одна семья».

Храм построили в кратчайшие сроки всего за полтора года от первой вынутой лопаты земли до благоустройства территории.

Когда начинали служить, матушка организовывала хор, который поет во славу Божию и сегодня.

Там в Учкудуке молодая матушка во всей полноте осознала свою новую роль. Она говорит, что это не сложно, но отец Олег, отмечая скромность своей супруги, замечает, что с первого дня жена священника несет большую ответственность. Ей нужно своей жизнью заслужить, чтобы её называли матушкой. И где бы ни находилась супруга священника, она всегда должна помнить, что она – супруга священника. В любой ситуации. Это определенный груз, потому что на неё смотрят, составляют мнение о священнике, и в целом о приходе. В идеале жена священника это и его первая помощница. Именно ею в течение всей жизни является матушка Юлия.

Храм Всех святых в земле Российской просиявших, построенный отцом Олегом, живет и сегодня, стоит на узбекской земле, как корабль спасения.

Своих прихожан они помнят по именам, помнят их семьи, их жизни и судьбы. В Учкудуке отец Олег с матушкой прослужили 12 лет, там родились их первые четверо деток.

Служение в Омске

С 1 сентября 2011 года протоиерей Олег Цветков является настоятелем собора Воздвижения Креста Господня города Омска.

«Я и моя семья за годы жизни в Омске очень полюбили наш город, потому что здесь живут замечательные люди. Омск стал для нас родным. Мы полюбили Омск.

Я благодарен Богу и митрополиту Владимиру за то, что служу в этом старинном, пропитанном молитвой соборе, богатом историей и святынями. За эти восемь с лишним лет священнослужители, труженики и прихожане собора стали для меня и моей семьи родными людьми», искренне говорит настоятель.

Дети

Отец Олег всегда мечтал о большой семье, а матушка в юные годы, будучи еще девочкой, думала, что у неё будут два мальчика и 2 девочки. Господь подарил батюшке и матушке шестеро детей: одну девочку и пятеро мальчиков. Старшая дочь 20-летняя Анастасия студентка Омского Медицинского Университета, хотя обладает замечательным музыкальным талантом, рисует, девушка выбрала служением путь врача. Поразительно то, что все, с кем с детства сталкивалась Настя, пришли в храм: воспитатели, классный руководитель, педагоги, подруги.

«Настя очень любит учиться, прилежно и со всей ответственностью, правильная и во всём. С самого детства, если она что-то делает, то на «отлично», – рассказывает матушка. Настя стала самостоятельной уже с трёх лет. Сознательно до 2 лет перестала кушать перед причастием, она усердно молилась перед завтраком и обедом в детском саду, чем вызывала интерес и недоумение у остальных детей, большинство которых были из мусульманских семей. В пять лет она заявила, что если ее не отдадут в школу, то в детский сад она все равно ходить не будет. Так наша Настя пошла в школу в 5 лет, она была к ней готова».

Подрастая, Настя мечтала о сестрёнке, но сейчас настолько любит своих братьев, ловко умеет обращаться с малышами, знает все мальчишечьи игры, знает, о чем с ними можно поговорить, как занять.

Непререкаемый авторитет для Насти имеет папа. С ним они ведут разговоры по душам, обсуждают сложные темы, спорят.

Второй сын Алексей студент Омского командного речного училища им. Капитана Евдокимова В.И. Ему скоро будет 18 лет. Несмотря на сложности, бывшие в подростковом периоде, сейчас Алеша добрый, верующий молодой человек.

Георгий и Богдан школьники, первый оканчивает девятый класс, Богдан – четвертый, эрудированный от природы, он пошел в школу в 6 лет.

Петр и Иван самые младшие дети в семье. Они родились в Омске. «Наши ангелочки» – называют их родители. Они порой дерутся, но при этом «не разлей вода» – друг без друга жить не могут. Осенью Петя уже пойдет в первый класс.

Между Настей – самой старшей и Ванечкой – самым младшим 15 лет разницы. Сейчас они лучшие друзья.

Отец Олег говорит, что иногда детям нужно набраться своего жизненного опыта. Хотя жизненный опыт – это такая штука, которая бывает полезной, но мешает в те моменты, когда нужно довериться Богу. Дети должны уметь сами принимать решение, ведь им самим предстоит отвечать за себя перед Богом.

«Наши дети разные, но все по-своему замечательные и мы всех их очень любим», – говорит матушка, мама шестерых детей.

«Я молился, чтобы Господь мне это счастья дал, я, правда, об этом просил каждый день до венчания», – делится отец Олег.

– Матушка, что для вас счастье?

– Для меня счастье всё, что связано с моим супругом и моими детьми. Счастье, что я всё время нахожусь рядом с батюшкой. Слава Богу за это.

– Отец Олег, а что счастье для вас?

– Это состояние я испытал со своей супругой. Во всей полноте нам Господь дал то, что испрашивается в таинстве венчания – единомыслие душ и телес. Я начинаю фразу, матушка заканчивает. Чем больше мы находимся в браке, тем чувство любви становится больше. С каждым годом мы любим друг друга всё сильнее. У нас нет друг от друга секретов, мы никогда ничего не утаиваем. Нам никогда не скучно вместе. Мы много разговариваем. Казалось бы, за эти годы можно было переговорить всё, но темы для общения находятся всегда: у нас общий интерес к музыке, к вере, к Богу, и это чудо. Господь дал нам это счастье – это Его дар.

Когда я совершаю таинство венчания, желаю, чтобы Господь дал молодой семье столько счастья, сколько дал нам с матушкой. В жизни были и сложности, но мы всё пережили вместе.

Источник: сайт кафедрального собор Воздвижения Креста Господня г. Омск

Комментировать