Array ( )
Йорген Ларсен Виг: Мечта построить монастырь <br><span class=bg_bpub_book_author>Йорген Ларсен Виг</span>

Йорген Ларсен Виг: Мечта построить монастырь
Йорген Ларсен Виг

Датчанин, мистер Йорген Ларсен Виг (Jørgen Laursen Vig), решил в своем загородном замке устроить православный монастырь. Но осуществить мечту ему удалось только через 50 лет.

***

В рамках Рейкьявикского международного кинофестиваля будет показан известный документальный фильм «Монастырь», сообщает сайт Русской Православной общины в Исландии.

Эта картина датского режиссера Пернилле Розе Гронкьер повествует об одиноком 86-летнем бывшем лютеранском священнике, университетском библиотекаре Йоргене Ларсене Виге, который решил превратить полуразрушенный загородный дом, приобретенный им несколько десятилетий назад, в православный монастырь.

С этой идеей Й. Виг обратился в Русскую Православную Церковь, и для помощи в осуществлении проекта в Данию была направлена группа православных монахинь из России, из монастыря Шамордино, во главе с монахиней Амвросией.

Мистер Виг принял православие. В одном из залов замка устроили церковь во имя св. Царственных Страстотерпцев, починили кое-как отопление, разгребли пару комнат, залатали местами крышу и начали все вместе жить монастырем, по уставу.

Фильм «Монастырь» удостоен наград многих международных кинофестивалей.

Мистер Виг умер за два года до премьеры и фильма о своем монастыре не увидел, но наладить монастырскую жизнь в замке с помощью шамординской монахини Амвросии (Гараевой) ему удалось.

***

В 1880 году богатый датский книгоиздатель построил замок в своем имении Хесбьерг, чтобы устроить в нем родовое гнездо. Но после его смерти сыновья проиграли в карты большую часть земель, а потом в 1956 году выставили на продажу и сам замок. В послевоенные годы земля в Европе стоила недорого, а Дания и вовсе была бедной страной. Содержать замок, платить налоги за землю и постройки не всякому было под силу. Но покупатель нашелся, им стал библиотекарь датской королевской библиотеки Йорген Ларсен Виг. Говорят, что замок и сорок гектар земли он купил в кредит, который позже выплатил за 7 лет.

Йорген Виг родился в 1918 году в семье фермера. Всю жизнь он прожил в одиночестве. Был человеком очень образованным – окончил четыре европейских университета, говорил свободно на 15 языках и со словарем мог читать еще на 37. В студенческие годы, когда Виг учился в Сорбонне, он увидел, как устроены католические монастыри во Франции и обнаружил, что монашеская община – это самое живучее объединение людей, у которых нет друг ко другу материальных и иных претензий, но есть общая цель, ради которой они трудятся и живут вместе. Мистер Виг загорелся, ему очень захотелось устроить такой монастырь и в Дании.

Йорген Виг был лютеранином, одно время даже пастором, правда успел только два раза повенчать и один раз покрестить, потом его с должности сняли. Хотя у лютеран не бывает монастырей, мистер Виг все-таки надеялся основать монашескую общину в Хесбьерге. Он взялся за это дело с большим энтузиазмом, только не смог найти в маленькой Дании желающих стать монахами.

Все это огорчило Вига, но идею устроить хоть какую-то общинную жизнь в замке он не бросил: открыл бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов. Будущие студенты жили в замке, три часа в день трудились в поле, обеспечивая себе пропитание, а остальное время занимались с лучшими преподавателями, которых мистер Виг выписывал из разных университетов Европы. Успех был потрясающий. Практически все окончившие курсы в замке поступали в ВУЗы и получали высшее образование. Подобные курсы существовали в стране и раньше, но были очень дорогими. Курсы просуществовали около пятнадцати лет, потом в Дании сменилось правительство, подняли налоги, и студенческая община больше не могла сама себя содержать. Курсы пришлось закрыть.

За замком в Хесбьерге закрепилась научная слава, и Виг продолжал устраивать в нем конференции и семинары, вел переписку с учеными разных стран, собирал библиотеку, изучал богословие. Здесь надо сказать, что отец Йоргена Вига был фермером и очень переживал за сына, что тот бесконечно учится и не занимается делом. В Дании правительство очень благосклонно относится к желанию граждан получать образование. Поэтому учиться можно всю жизнь и за это еще будут платить внушительную стипендию. Нормой для датчан считается в середине жизни сменить свою профессию кардинально, например, бросить врачебную практику и, если есть способности, пойти учиться на авиаконструктора. Поэтому мистер Виг продолжал изучать языки и науки, а имение содержал на деньги, которые получал за аренду фермерских угодий, принадлежащих замку.

В 1974 году к Вигу пришли бродячие артисты и попросились пожить на его земле. Мистер Виг согласился. Ему хотелось, чтобы в замке жили люди. Артисты поселились в каменных хозяйственных постройках рядом с замком. К ним стали подтягиваться разные циркачи, музыканты и прочий хипповский сброд. Сами они считали себя людьми творческими. Жили в шалашах, пели песни. Мистер Виг на них смотрел сквозь пальцы – все-таки хоть какая-то община.

Йоргена Вига интересовала «мирная тема», то есть он боролся за разоружение, за «мир во всем мире», был почетным членом множества комиссий и фондов. В 70-х годах он уехал на одну из «мирных конференций» и остался на несколько лет путешествовать по Индии, где познакомился с Далай-ламой. Они несколько раз встречались, и, когда Далай-лама приезжал в Данию, он останавливался в замке у Вига. На время своего путешествия по Индии мистер Виг оставил замок наркологической клинике, чтобы тот не пустовал, и в нем временно устроили центр реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Через пару лет существования центра, жители окрестных деревень пришли в отчаяние от такого соседства. Нашли как-то в Индии Вига и просили срочно вернуться и закрыть центр. Толпы наркоманов и хиппи бродили в окрестных лесах и мешали жить местному населению. Центр закрыли, а мистер Виг уехал в Россию.

Артисты на это время перебрались в замок. Там они устроили творческие мастерские, плели корзины, рисовали, лепили всякие безделушки. В замке они так же оборудовали хозяйственные помещения, прачечную, душ, а ночевать снова уходили в свои шалаши. Эти артисты тоже в большинстве своем были наркоманы, но вели себя потише и местные их не боялись.

В Санкт-Петербурге мистер Виг прожил два года, посещал вольным слушателем духовную семинарию в Александро-Невской лавре, путешествовал по монастырям, жил на Валааме, ездил в Оптину, в Псково-Печерский монастырь. Из России он вернулся с твердым желанием устроить в своем замке именно православный монастырь, русский. Он начал переписку с Московской Патриархией, несколько раз приезжал, но его везде принимали за сумасшедшего. Наверное, здесь стоит описать внешний вид мистера Вига: ему было тогда уже около семидесяти лет, мылся Виг крайне редко, одевался в Красном кресте (где бесплатно одевают бездомных), одежду свою не стирал и не штопал – просто выбрасывал, когда она становилась негодной. Жил очень аскетично в одной из подвальных комнат замка. Не убирался у себя, а когда пройти внутрь становилось решительно невозможно, мистер Виг закрывал комнату на ключ и переходил жить в соседнюю. С собой ничего не брал, все наживал заново. Можно представить, что когда такой необычный персонаж заявлялся в канцелярию Патриархии и на чистом русском языке говорил, что он датчанин и у него есть замок, который он хотел бы передать для устройства в нем русского монастыря – никто серьезно его не воспринимал.

Он снова и снова ездил в Россию. Мечта о монастыре наконец приобрела конкретные очертания. Мистер Виг не собирался отступать. И ему удалось пробиться. В конце девяностых годов в замок приехали первые монахини из России, из монастыря Шамордино. Мечта осуществилась через пятьдесят лет.

С появлением русских монахинь жизнь в замке изменилась. Мистер Виг принял православие. В одном из залов замка устроили церковь во имя св. Царственных Страстотерпцев, починили кое-как отопление, разгребли пару комнат, залатали местами крышу и начали все вместе жить монастырем, по уставу. Вместе с русскими Виг участвовал в богослужениях, вычитывал часы по-церковнославянски, следил за службой по церковным книгам, которые он когда-то давно приобрел для этой цели.

Остался ли доволен мистер Виг тем что получилось в замке? Хотел ли он именно такой монастырь или мечтал о чем-то другом? Никто не знает. Мистер Виг умер через пять лет в 2005 году. В православном крещении его имя Георгий.

Справка

Монастырь святых Царственных Страстотерпцев – первая православная женская монашеская община в Дании. Расположена в поместье Хесбьерг, близ Оденсе. Датское название De Hellige russiske Kongelige Martyres kloster.

Адрес монастыря: Closter, Hesbjergvej 50, Hesbjerg, 5491 Blommenslyst, Denmark
Телефон в Дании: (45) 51 29 18 27

Екатерина Степанова

Исчточники: православный журнал «Нескучный сад» / Православие.ру

Комментировать