Протоиерей Сергий Кандыбин: «Господь дал понять, что человеческая жизнь – мгновение»

Протоиерей Сергий Кандыбин: «Господь дал понять, что человеческая жизнь – мгновение»

Если вы хотя бы раз про­ез­жа­ли по феде­раль­ной трас­се через Тель­му, то про­сто не мог­ли не заме­тить храм Казан­ской ико­ны Божьей Мате­ри – гор­дость и укра­ше­ние не толь­ко посел­ка, но и все­го Усоль­ско­го рай­о­на. Цер­ковь с двух­сот­лет­ней исто­ри­ей пора­жа­ет кра­со­той не толь­ко сна­ру­жи, но и внут­ри, неда­ром сюда стре­мят­ся веру­ю­щие со всех угол­ков рай­о­на и даже обла­сти. Хотя все­го десять лет назад, когда нача­лось вос­ста­нов­ле­ние нахо­див­ше­го­ся в удру­ча­ю­щем состо­я­нии уни­каль­но­го памят­ни­ка исто­рии и архи­тек­ту­ры, труд­но было ожи­дать столь суще­ствен­но­го пре­об­ра­же­ния. Как оно про­ис­хо­ди­ло, и каких затрат сто­и­ло – не толь­ко мате­ри­аль­ных, но и мораль­ных, как никто зна­ет насто­я­тель при­хо­да Сер­гей Кандыбин.

Несостоявшийся полёт

Путь к вере наше­го героя нель­зя назвать быст­рым, лег­ким и корот­ким. Он мог бы быть еще длин­нее, если бы в его жизнь не вме­шал­ся слу­чай, выс­шие силы, Бог ‒ мож­но назвать как угод­но. Глав­ное, что это собы­тие ста­ло пово­рот­ным в судь­бе Сер­гея Лео­ни­до­ви­ча, тогда еще обыч­но­го ангар­ско­го пред­при­ни­ма­те­ля. Шли 90‑е годы, когда народ брал­ся за любую рабо­ту, что­бы выжить. Ком­мер­ци­ей занял­ся и ангар­ча­нин С. Кан­ды­бин, в семье кото­ро­го на тот момент под­рас­та­ли две доч­ки. Про­хо­ди­ли неде­ли, похо­жие одна на дру­гую, и каза­лось, что так будет все­гда, и впе­ре­ди нет ника­ко­го про­све­та. Посто­ян­ная суе­та и мораль­ное напря­же­ние угне­та­ли, и душа тяну­лась к Богу. Вме­сте с женой Люд­ми­лой гла­ва семей­ства стал молить­ся, соблю­дать посты, ходить в цер­ковь.

– 3 янва­ря 1994 года я со сво­и­ми ком­па­ньо­на­ми – отцом и дву­мя сыно­вья­ми дол­жен был лететь в Моск­ву, – рас­ска­зы­ва­ет отец Сер­гий. – Уже и биле­ты на руках были, но в послед­ний момент меня как буд­то что-то отве­ло. Нача­лась силь­ней­шая лихо­рад­ка, какой ни разу не было. Нака­нуне я позво­нил и ска­зал, что не могу лететь, впер­вые за несколь­ко лет, и ком­па­ньо­ны поле­те­ли без меня. Это был тот самый ТУ-154, кото­рый через 12 минут после выле­та из иркут­ско­го аэро­пор­та вре­зал­ся в молоч­ную фер­му в посел­ке Мамо­ны. Погиб­ли эки­паж и пас­са­жи­ры – более 120 чело­век. Какое еще вра­зум­ле­ние после ТАКОГО нуж­но? Гос­подь дал понять, что чело­ве­че­ская жизнь – мгно­ве­ние. Люди стро­ят пла­ны, стре­мят­ся к чему-то, но все может раз­ру­шить­ся в одно­ча­сье. Я понял, насколь­ко Бог тер­пе­лив, как дол­го он ждал меня. Понял, что все наши стрем­ле­ния к мате­ри­аль­ным бла­гам – пустое, глав­ное – душа, доро­же нет ниче­го. И Гос­подь дал мне воз­мож­ность спа­сти свою душу.

Где крестился, там и… пригодился

Если загля­нуть в исто­рию семьи наше­го героя, ста­нет понят­но, что инте­рес к рели­гии у него воз­ник не на пустом месте. Его пра­дед, казак из Ростов­ской обла­сти, в награ­ду за служ­бу полу­чил зем­лю в Сиби­ри и осно­вал боль­шую семью в деревне Коты. И взрос­лые, и дети рабо­та­ли, помо­га­ли по хозяй­ству наня­тые помощ­ни­ки – батра­ки. Когда гря­ну­ла Вели­кая Октябрь­ская соци­а­ли­сти­че­ская рево­лю­ция, надев­шие кожан­ки батра­ки взя­ли нага­ны и при­шли рас­стре­ли­вать хозя­и­на-кула­ка. Но он остал­ся в живых, хотя аре­ста не избе­жал. Дом забра­ли, дети раз­бре­лись, кто куда. Бабуш­ка С. Кан­ды­би­на попа­ла в мона­стырь, там встре­ти­ла и вышла замуж за крас­но­ар­мей­ца. Оба были людь­ми веру­ю­щи­ми, поэто­му вен­ча­лись, кре­сти­ли детей, отме­ча­ли рели­ги­оз­ные празд­ни­ки. Деда назна­чи­ли путе­об­ход­чи­ком, и семья посе­ли­лась в буд­ке на даль­нем желез­но­до­рож­ном пере­гоне без назва­ния. Чет­ве­рых детей кре­стил в той же буд­ке свя­щен­ник, про­хо­див­ший мимо.

– Я пом­ню, как у икон в доме моли­лась бабуш­ка, когда мы при­ез­жа­ли к ней или уез­жа­ли домой, но тогда не отно­сил­ся к это­му серьез­но, – при­зна­ет­ся свя­щен­ник. – Одна­ко стрем­ле­ние к Богу у меня при­сут­ство­ва­ло все­гда, и, когда учил­ся в деся­том клас­се, я кре­стил­ся – здесь, в Тель­ме, в Ангар­ске тогда дей­ству­ю­щих церк­вей не было. Молил­ся, но непра­виль­но, не так, как необ­хо­ди­мо. Ведь как быва­ет: чело­век не вспо­ми­на­ет о Боге, когда у него все хоро­шо, а обра­ща­ет­ся, если что-то хочет попро­сить, вме­сто того что­бы послу­жить Гос­по­ду. Испо­ве­до­вал­ся, при­ча­стил­ся, но даль­ше не пошел, хотя чело­век, при­ни­мая кре­ще­ние, дает при­ся­гу Богу и сам реша­ет, сле­до­вать ей или нет.
В труд­ные момен­ты наш герой посто­ян­но искал под­держ­ки в вере, малень­ки­ми шаж­ка­ми про­дви­га­ясь к ней все бли­же и бли­же. И пол­но­стью поме­нял образ жиз­ни после того памят­но­го собы­тия янва­ря 1994-го. Обвен­чал­ся с женой, стал при­слу­жи­вать и помо­гать в хра­ме. Нес послу­ша­ние, окон­чил духов­ную семи­на­рию, полу­чил сна­ча­ла сан дья­ко­на, затем свя­щен­ни­ка. Слу­жил в Ангар­ске, Иркут­ске, Шеле­хо­ве, а немно­гим боль­ше деся­ти лет назад пере­ехал в Тель­му, став насто­я­те­лем при­хо­да. Гля­дя на сына, повен­ча­лись и ста­ли жить хри­сти­ан­ской жиз­нью родители.

Возвращение тельминского храма

На про­тя­же­нии шести лет на пожерт­во­ва­ния нерав­но­душ­ных к судь­бе хра­ма людей шло прак­ти­че­ски вос­ста­нов­ле­ние из руин церк­ви Казан­ской ико­ны Божьей мате­ри – при под­держ­ке и под неусып­ным кон­тро­лем отца Сер­гия. Раз­ру­ше­но было почти все, осталь­ное нуж­да­лось в рестав­ра­ции, и вто­рую жизнь хра­му пода­ри­ли луч­шие рестав­ра­то­ры и худож­ни­ки. Теперь это один из луч­ших хра­мов Сиби­ри и Даль­не­го Восто­ка. Но наш герой уве­рен: его заслуг в этом нет, все обу­стро­ил и укра­сил Гос­подь волею своей.

Сле­ду­ю­щий этап – откры­тие духов­но-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра через доро­гу от церк­ви. Зда­ние постро­е­но, но пред­сто­ит еще внут­рен­няя отдел­ка поме­ще­ний. А вре­мя не тер­пит, уже сей­час биб­лио­те­ка при хра­ме с тру­дом вме­ща­ет посе­ща­ю­щих Вос­крес­ную шко­лу детей, кото­рых ста­но­вит­ся все боль­ше. Их при­во­дят роди­те­ли, они при­хо­дят сами и с боль­шим жела­ни­ем при­об­ща­ют­ся к вере, зани­ма­ясь твор­че­ством, позна­вая закон Божий.

– Чело­век глу­бо­ко рели­ги­оз­ный пони­ма­ет, что Гос­подь даст все, если его искать, – уве­рен С. Кан­ды­бин. – И когда роди­те­ли ищут Бога, вос­пи­та­ние детей при­ло­жит­ся. Не надо твер­дить детям, что сле­ду­ет почи­тать отца и мать, нуж­но сна­ча­ла научить их преды­ду­щим пяти запо­ве­дям, и тогда они сами пой­мут, что роди­те­лей надо ува­жать. Мы ста­ра­ем­ся при­вить детям рели­ги­оз­ный опыт. А про­рас­тет наше «зер­ныш­ко» или нет, зави­сит от поч­вы, в кото­рую оно попадет.

Под опекой церкви – старики и дети

Во всем под­дер­жи­ва­ет и помо­га­ет мужу матуш­ка Люд­ми­ла, когда-то рабо­тав­шая вос­пи­та­те­лем – хозяй­ствен­ных забот в при­хо­де все­гда хва­та­ет. В тра­пез­ной, напри­мер, посто­ян­но гото­вят еду, что­бы накор­мить голод­ных ребя­ти­шек и оди­но­ких немощ­ных ста­ри­ков. Послед­них, кста­ти, в Тель­ме не при­ня­то остав­лять один на один со сво­и­ми про­бле­ма­ми – о них забо­тят­ся, за ними уха­жи­ва­ют, помо­га­ют по дому. Отец Сер­гий может лич­но и частич­ку Бла­го­дат­но­го огня при­вез­ти при­хо­жа­нам, кото­рые сами не могут добрать­ся до церкви.

Раз­рос­лась и семья свя­щен­ни­ка. Доче­ри вырос­ли, вышли замуж и теперь вос­пи­ты­ва­ют сво­их детей. У Татья­ны рас­тут сын и доч­ка, у Вик­то­рии – сын. Но дедуш­ка с бабуш­кой наде­ют­ся, что семьи детей еще раз­рас­тут­ся, и в доме будет посто­ян­но зву­чать дет­ский смех.

Теперь, когда уже понят­но, что духов­но-про­све­ти­тель­ский центр будет рабо­тать, в пла­нах у насто­я­те­ля при­хо­да еще одна идея – открыть при­ют для детей-сирот. Пока же есть лишь пусту­ю­щее зда­ние в раз­ру­шен­ном состо­я­нии, лишен­ное ком­му­ни­ка­ций. Тре­бу­ют­ся нема­лые день­ги, что­бы при­ве­сти его в поря­док и сде­лать при­год­ным для про­жи­ва­ния. Но важ­нее дру­гое – най­ти высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных педа­го­гов, кото­рые смо­гут круг­ло­су­точ­но забо­тить­ся о вос­пи­тан­ни­ках при­ю­та. Гля­дя на то, что уже сде­ла­но про­то­и­е­ре­ем С. Кан­ды­би­ным, мож­но не сомне­вать­ся, что и это бла­гое дело он дове­дет до кон­ца. И обя­за­тель­но най­дут­ся люди, кото­рые ему в этом помо­гут. Как, напри­мер, помо­га­ет мастер Иван Зуев, еже­год­но даря свой, осо­бен­ный пода­рок – ледя­ные скульп­тур­ные ком­по­зи­ции, наве­ян­ные биб­лей­ски­ми сюже­та­ми. В этот раз тель­мин­цу помо­га­ли кол­ле­ги из раз­ных угол­ков Иркут­ской обла­сти, устро­ив сво­е­го рода кон­курс, и, если вы еще не успе­ли уви­деть это руко­твор­ное чудо, при­ез­жай­те и посмот­ри­те. Зай­ди­те в храм, и пусть в душе вашей воца­рят­ся мир, покой и любовь.

 

Инна Про­ко­пен­ко

Источ­ник: Усоль­ская город­ская газета

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки