Стать Богом, получить много жен и планету. Рассказ бывшего мормонского пастора Олега Кожина

Стать Богом, получить много жен и планету. Рассказ бывшего мормонского пастора Олега Кожина

Олег Кожин в поис­ках Бога посе­щал собра­ния сви­де­те­лей Иего­вы и неопя­ти­де­сят­ни­ков, потом позна­ко­мил­ся с мор­мо­на­ми и девять лет про­вел в их сре­де, при­чем был не рядо­вым чле­ном общи­ны, а ее гла­вой. Чем при­вле­ка­ют мор­мо­ны новых адеп­тов? Как тол­ку­ют вопи­ю­щие про­ти­во­ре­чия «откро­ве­ний» сво­их про­ро­ков? Кто такие мор­мон­ские «боги»? Где пре­бы­ва­ет Дух Свя­той, а где толь­ко лож­ная уве­рен­ность в лич­ной свя­то­сти? Об этом и о том, как меня­ет­ся жизнь чело­ве­ка, при­шед­ше­го в Пра­во­слав­ную Цер­ковь после дол­гих духов­ных блуж­да­ний, – рас­сказ сего­дняш­не­го гостя программы.

Свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов: Здрав­ствуй­те! В эфи­ре пере­да­ча «Мой путь к Богу». Думаю, мно­гие наши зри­те­ли вре­мя от вре­ме­ни встре­ча­ли на ули­це моло­дых людей в костю­мах и с бей­джа­ми типа «ста­рей­ши­на Джим» или «ста­рей­ши­на Сер­гей». Это чле­ны «Церк­ви свя­тых послед­не­го дня», или мор­мо­ны. Наш сего­дняш­ний гость – чело­век, кото­рый зна­ет об этой орга­ни­за­ции не пона­слыш­ке, посколь­ку часть сво­ей жиз­ни свя­зал с ней. Олег Алек­сан­дро­вич, не мог­ли бы вы рас­ска­зать, с чего начал­ся ваш духов­ный поиск и как вы ока­за­лись в этой организации.

Олег Кожин: Если начи­нать с само­го нача­ла… Меня в дет­стве вос­пи­ты­ва­ла пра­во­слав­ная жен­щи­на – моя пра­ба­буш­ка, кото­рой я очень бла­го­да­рен, – бабуш­ка Мария. Она была негра­мот­ный чело­век, но все молит­вы зна­ла наизусть, соблю­да­ла посты и води­ла меня в храм, учи­ла меня вере, объ­яс­ня­ла очень про­сто: «Олег, на небе­сах у нас есть Божень­ка, Кото­рый нас всех любит, и если ты будешь слу­шать­ся папу и маму, Он будет любить и тебя и в жиз­ни у тебя будет всё хоро­шо. Но если ты папу и маму слу­шать­ся не будешь – при­дут страш­ные-страш­ные чер­ти и уне­сут тебя в очень некра­си­вое место и будет тебе там пло­хо». Я это­го очень боял­ся и хотел быть послуш­ным ребенком.

Отец Геор­гий: Запом­ни­лось на всю жизнь. (Сме­ет­ся.)

Олег Кожин: Да, это запом­ни­лось на всю жизнь, хотя это всё как-то ска­зоч­но было, но я до сих пор пом­ню ее сло­ва. И очень бла­го­да­рен ей за эти сло­ва. Когда мне было четы­ре годи­ка, она с раз­ре­ше­ния моих роди­те­лей кре­сти­ла меня в пра­во­слав­ном хра­ме. Я пом­ню свя­щен­ни­ка, кото­рый меня кре­стил, – это про­то­и­е­рей Ана­то­лий Шумов. Он кре­стил почти весь наш город того вре­ме­ни. Дру­го­го свя­щен­ни­ка у нас про­сто не было. Когда мне испол­ни­лось семь лет и я пошел в шко­лу, пра­ба­буш­ка была уже очень ста­рень­кая, нача­ла слеп­нуть, и в храм мы с ней ходить пере­ста­ли. В шко­ле я полу­чил дру­гое вос­пи­та­ние: октяб­ре­нок, пио­нер. Храм при­шлось забыть. Но когда насту­пил 1993 год, в мои руки попа­ла заме­ча­тель­ная кни­га – Библия.

Отец Геор­гий: Тогда достать ее было непросто.

Олег Кожин: Да, очень тяже­ло. Я даже пом­ню день, когда пер­вый раз о ней услы­шал. У меня был день рож­де­ния, и при­шла моя тетя и объ­яви­ла: «Я выпи­са­ла из Петер­бур­га Биб­лию!» Я гово­рю: «Серьез­но? Мож­но прий­ти посмот­реть на нее?» – «Конеч­но, при­хо­ди, посмот­ри». И позд­нее тетя при­гла­си­ла меня поси­деть со сво­ей малень­кой доче­рью, кото­рую не с кем было оста­вить. Я при­шел, думаю: «Чем же занять себя?» И вспом­нил про эту чудес­ную кни­гу. Достал Биб­лию, открыл Еван­ге­лие от Мат­фея и начал с пер­вой гла­вы. Дочи­тав до седь­мой гла­вы – то есть про­чи­тав Нагор­ную про­по­ведь, – я был потря­сен. Это были про­стые, но очень глу­бо­кие сло­ва. С это­го вре­ме­ни моя жизнь нача­ла менять­ся. Она ста­ла более осо­знан­ной. Я стал заду­мы­вать­ся о сво­их поступ­ках. Мне в то вре­мя было 23 года, и я уже успел погре­шить, вел доволь­но празд­ный, раз­гуль­ный образ жиз­ни. А про­чи­тав Нагор­ную про­по­ведь, я очень о мно­гом заду­мал­ся. И в один пре­крас­ный день мне так захо­те­лось про­чи­тать Биб­лию с само­го нача­ла, с Вет­хо­го Заве­та. Я при­шел к тете и попро­сил у нее эту кни­гу на вре­мя почи­тать. Она до сих пор у меня. Сей­час она вся истре­пан­ная, зачи­тан­ная, там отме­че­ны мои люби­мые сти­хи. Я ее бере­гу до сих пор – это память на всю жизнь.

И вот, когда я про­чел в Биб­лии о леви­тах, о свя­щен­ни­ках, мне само­му ужас­но захо­те­лось быть свя­щен­ни­ком. Это ста­ло меч­той моей. И я очень хотел поде­лить­ся теми впе­чат­ле­ни­я­ми, кото­рые я полу­чал, читая эту кни­гу. Но, к сожа­ле­нию, мои дру­зья были дале­ки от это­го. У нас нача­лись серьез­ные раз­но­гла­сия, спо­ры. В ито­ге с дру­зья­ми при­шлось рас­стать­ся. Я начал искать обще­ния с веру­ю­щи­ми. Взял Биб­лию под мыш­ку и пошел в пра­во­слав­ный храм. Это сей­час я пони­маю, что для Пра­во­сла­вия были очень тяже­лые вре­ме­на, но тогда мне это было непо­нят­но. Я при­шел туда со мно­ги­ми вопро­са­ми, хотел услы­шать отве­ты. Но вокруг меня сто­я­ли бабуш­ки, несколь­ко деду­шек, обра­тить­ся было не к кому. Я вооб­ще не пони­мал, что вокруг меня происходит.

Отец Геор­гий: А поче­му бы не подой­ти к священнику?

Олег Кожин: Я попро­бо­вал подой­ти к свя­щен­ни­ку. Чест­но ска­зать, я оби­дел­ся на него. Ему про­сто неко­гда было со мной раз­го­ва­ри­вать. Сей­час я пони­маю: ему одно­му было очень тяже­ло. Нуж­но было вос­ста­нав­ли­вать храм, и тут я еще при­шел со сво­и­ми вопро­са­ми. Он дей­стви­тель­но был очень заня­той чело­век. Но в то вре­мя я его не понял. Я ушел и решил боль­ше туда не воз­вра­щать­ся. Тут же нашлись дру­гие учи­те­ля в лице сви­де­те­лей Иего­вы. Был зво­нок, я открыл дверь: сто­ят муж­чи­на и жен­щи­на: «Мы хоте­ли бы с вами пого­во­рить о Боге». Я: «Вот как здо­ро­во! Я бы тоже хотел пого­во­рить о Боге». Я при­гла­сил их к себе домой, они ста­ли часто при­хо­дить ко мне со сво­и­ми уро­ка­ми. Но, сла­ва Богу, я с ними не остал­ся. Я почув­ство­вал какое-то силь­ное дав­ле­ние: они дави­ли на меня.

Отец Геор­гий: А в чем имен­но давили?

Олег Кожин: Они застав­ля­ли меня ходить на свои собра­ния: «При­хо­ди туда, делай это, читай это». И это было не с мяг­ко­стью, а с нажи­мом. И я ска­зал: «Изви­ни­те, я пока еще не готов к тому, что вы мне сей­час пре­под­но­си­те. Давай­те подо­ждем какое-то вре­мя. Мне нуж­но осмыс­лить. И потом я сам вас най­ду». Но, сла­ва Богу, мы с ними боль­ше нико­гда не встре­ти­лись. Затем я был на собра­нии у пяти­де­сят­ни­ков. Про­сто как сто­рон­ний наблю­да­тель. Слу­шал их пес­но­пе­ния… Мне дава­ли лите­ра­ту­ру, я читал ее. Но боль­шо­го уча­стия я в их жиз­ни не при­ни­мал. И в то же вре­мя я впер­вые встре­тил мормонов.

Отец Геор­гий: Как это произошло?

Олег Кожин: Один раз, воз­вра­ща­ясь домой, – это был 1999 год – я шел по ули­це и раз­мыш­лял, чем зай­мусь на сле­ду­ю­щий день. И уви­дел вда­ле­ке двух ребят в бело­снеж­ных рубаш­ках, с гал­сту­ка­ми. Иду и смот­рю на них. И они тоже пой­ма­ли мой взгляд и, когда мы порав­ня­лись, зада­ли мне вопрос: «Вы вери­те в Бога?» Я гово­рю: «Да, я верю в Бога». – «А вы чита­е­те Биб­лию?» – «Да, читаю». На то вре­мя я уже закан­чи­вал Откро­ве­ние Иоан­на Бого­сло­ва и счи­тал себя уже немнож­ко гра­мот­ным чело­ве­ком. «Вы слы­ша­ли что-нибудь о Церк­ви Иису­са Хри­ста свя­тых послед­них дней?» – был их вопрос. Я гово­рю: «Нет, нико­гда не слы­шал». – «Ну, а назва­ние “Цер­ковь мор­мо­нов” вам о чем-нибудь гово­рит?» Я гово­рю: «Нет, тоже нико­гда не слы­шал». – «А вы хоте­ли бы почи­тать кни­гу Мор­мо­на?» – «А что это за кни­га?» – «О, это новое откро­ве­ние. У нас есть про­рок, и он пере­вел эту кни­гу – это исто­рия аме­ри­кан­ско­го наро­да с откро­ве­ни­я­ми об Иису­се Хри­сте». Я гово­рю: «Как инте­рес­но!» – «А мож­но мы к вам при­дем?» – «Да, конеч­но, при­хо­ди­те. Я буду рад вас видеть». И они при­шли ко мне. Было инте­рес­но с ними общать­ся. По срав­не­нию со сви­де­те­ля­ми Иего­вы, это очень мяг­кие люди. Они заво­ра­жи­ва­ют сво­им отно­ше­ни­ем, сво­ей обхо­ди­тель­но­стью. Какой вопрос им ни задай – все­гда отве­ча­ют с радо­стью, улыбаются.

Через несколь­ко дней я встре­тил одно­го ста­ро­го това­ри­ща. Мы не виде­лись дол­гое вре­мя. И он спра­ши­ва­ет: «А ты Биб­лию когда-нибудь читал?» Я гово­рю: «Конеч­но. Вот и сей­час читаю». Он: «Я хожу в цер­ковь “Сло­во жиз­ни”. Ты слы­шал о ней что-нибудь?» Я гово­рю: «Нет, не слы­шал». Для меня всё это было ново и инте­рес­но. «А хотел бы со мной на собра­ние пой­ти?» – «Да, хотел бы». И я стал ходить одно­вре­мен­но на собра­ния мор­мо­нов и на собра­ния «Сло­ва жиз­ни» – это цер­ковь «хариз­ма­ти­че­ско­го» направ­ле­ния, неопя­ти­де­сят­ни­ки. Был узкий круг обще­ния, там соби­ра­лись, как я понял, их лиде­ры. Был пас­тор этой церк­ви, при­шли ребя­та с музы­каль­ны­ми инстру­мен­та­ми – ну, по типу рок-груп­пы. Игра­ли инте­рес­но. А я тогда увле­кал­ся рок-музы­кой, мне нра­ви­лось. И они вос­хва­ля­ли Бога рок-музы­кой. Затем они вста­ли в кру­жок: «Давай­те помо­лим­ся» – и нача­ли молить­ся на каком-то непо­ня­том язы­ке. И, что инте­рес­но, все одно­вре­мен­но гово­ри­ли. И это было «ля-ля-ля-ля» – что-то непонятное.

Отец Геор­гий: Так назы­ва­е­мая глоссолалия.

Олег Кожин: Да, глос­со­ла­лия. И пас­тор ска­зал: «Кто хочет пока­ять­ся? Сре­ди вас есть, знаю, новые люди». Я вышел: «Я хочу пока­ять­ся». Я дей­стви­тель­но очень хотел пока­ять­ся в сво­их гре­хах. «Вы хоти­те при­нять дар Свя­то­го Духа и очи­стить­ся?» – «Конеч­но, хочу!»

Отец Геор­гий: Кто бы отка­зал­ся?! (Сме­ет­ся.)

Олег Кожин: Конеч­но. Это была моя меч­та. Дей­стви­тель­но, я очень хотел очи­стить­ся от сво­их гре­хов. И пас­тор подо­шел ко мне, при­ло­жил к моей гру­ди руки и про­из­нес какие-то закли­на­тель­ные молит­вы. Нажал на мою грудь и «даро­вал мне дух». Я весь напряг­ся и изо всех сил ждал, когда же Он на меня сни­зой­дет, вспо­ми­ная, что было в день Пяти­де­сят­ни­цы, как я читал в кни­ге Дея­ний. Я ожи­дал чего-то подоб­но­го – что сей­час моя грудь заго­рит­ся, я почув­ствую откро­ве­ние, заго­во­рю так же, как они, вот эти­ми язы­ка­ми инте­рес­ны­ми… Ждал-ждал – и ниче­го не насту­пи­ло. Потом ото­шел. Пас­тор ска­зал: «Вот, теперь у нас есть новый брат. И он полу­чил такой же дар, как и мы. Он так же может гово­рить язы­ка­ми». И они сно­ва нача­ли молить­ся на этих «язы­ках». Я изо всех сил ста­рал­ся тоже заго­во­рить. У меня ниче­го не полу­ча­лось, но мне ста­ло стыд­но: поче­му же я не умею-то? И я начал ковер­кать язык – про­сто что­бы не отстать от них. И начал гово­рить какую-то чушь, про­сто ахи­нею. И пас­тор вос­клик­нул: «Вот, дар открыл­ся!» А мне смеш­но ста­ло. Да я такой язык знал с дет­ства. (Сме­ет­ся.) Это ниче­го не зна­ча­щее бор­мо­та­ние. С тех вре­мен я пере­стал туда ходить. И стал уже общать­ся толь­ко с мормонами.

У них есть цикл из шести бесед, в про­цес­се кото­ро­го они этап за эта­пом при­во­дят к сво­е­му кре­ще­нию. Нако­нец они мне зада­ли вопрос: «Вы гото­вы кре­стить­ся в “Церк­ви Иису­са Хри­ста свя­тых послед­них дней?» Я гово­рю: «Мне нуж­но поду­мать». Я думал какое-то вре­мя. Несколь­ко меся­цев не решал­ся на это. Я ждал, на что-то наде­ял­ся. Но так ника­ко­го откро­ве­ния или зна­ка и не полу­чил. И все-таки дал согла­сие. 6 декаб­ря 1999 года я кре­стил­ся у них. В бас­сейне «даро­ва­ли мне Свя­то­го Духа». Через какое-то вре­мя назна­чи­ли меня свя­щен­ни­ком. И так начал­ся мой путь вос­хож­де­ния к вер­ши­нам мор­мон­ской дея­тель­но­сти. Через какое-то вре­мя я стал лиде­ром моло­деж­но­го дви­же­ния, затем пер­вым совет­ни­ком пре­зи­ден­та при­хо­да, затем пре­зи­ден­том при­хо­да – это ко мно­го­му обя­зы­ва­ло. Про­по­ве­до­вать, узна­вать глу­би­ну «кни­ги Мормона».

Отец Геор­гий: Как раз хотел вас об этом спро­сить. Пото­му что «кни­га Мор­мо­на» – это то, что осо­бен­но отли­ча­ет мор­мо­нов. Это напи­са­но их «про­ро­ком» Сми­том. Так вот, когда вы чита­ли ее, не воз­ни­ка­ло ли како­го-то ощу­ще­ния, что это что-то не то по срав­не­нию с Библией?

Олег Кожин: Доволь­но-таки часто там встре­ча­ет­ся несо­гла­сие с Биб­ли­ей. И я, есте­ствен­но, зада­вал вопро­сы аме­ри­кан­ским мис­си­о­не­рам: «Что-то этот стих не похож на то, что напи­са­но в Биб­лии, и этот стих не похож…» Они отве­ча­ли: «Это новое откро­ве­ние, очень глу­бо­кое. Биб­лия несо­вер­шен­на. Ее пере­во­ди­ли, пере­во­ди­ли, пере­во­ди­ли – и мно­гие исти­ны поте­ря­лись. А “кни­га Мор­мо­на” име­ет всю пол­но­ту Еван­ге­лия. Если вы сей­час что-то не пони­ма­е­те, при­дет вре­мя – вам откро­ет­ся. Вы моли­тесь и узна­е­те боль­ше. Глав­ное – верь­те, что эта кни­га – истин­на». И я ста­рал­ся верить, что она истин­на. Со вре­ме­нем у меня воз­ни­ка­ли всё более глу­бо­кие вопро­сы. Я всё боль­ше нахо­дил про­ти­во­ре­чий. Но уже не мис­си­о­не­ры, а я сам себя убеж­дал: «Олег, навер­ное, ты непра­виль­но пони­ма­ешь. Нуж­но подо­ждать какое-то вре­мя – и откро­ет­ся. Нуж­но еще читать, нуж­но верить, молить­ся – и всё будет хоро­шо. Я пой­му. Когда-нибудь я это пойму».

Отец Геор­гий: Не вспом­ни­те какие-нибудь при­ме­ры противоречий?

Олег Кожин: Напри­мер, когда я встре­чал­ся с мис­си­о­не­ра­ми, они мне ни сло­ва не ска­за­ли, что мор­мо­на­ми когда-то прак­ти­ко­ва­лось мно­го­жен­ство. Я это услы­шал от посто­рон­них людей. Когда я начал спра­ши­вать о мно­го­жен­стве, отве­ча­ли: «Да, это было. Цер­ковь тогда была гони­ма, и нуж­но было ее рас­про­стра­нить. А какой спо­соб? Нуж­но было рож­дать очень мно­го детей. И бог дал откро­ве­ние – что­бы бра­ли боль­ше жен и жили с ними в пра­вед­но­сти и рож­да­ли как мож­но боль­ше детей. Но потом при­шло вре­мя, и это было отме­не­но. И мы сей­час даже не вспо­ми­на­ем об этом».

Читая «кни­гу Мор­мо­на», я нахо­дил вот такие инте­рес­ные сти­хи: «Этот народ всё более впа­да­ет в без­за­ко­ние. Они не пони­ма­ют свя­щен­ных писа­ний. Ибо, совер­шая блу­до­де­я­ния, ищут оправ­да­ние в том, что напи­са­но о Дави­де и о Соло­моне, сыне его. Вот, истин­но, Давид и Соло­мон име­ли мно­го жен и налож­ниц, что было мне про­тив­но, – речет гос­подь». Даль­ше: «Вот, ала­мо­ний­цы, ваши бра­тья, кото­рых вы нена­ви­ди­те за их нече­стие и за то, что они были про­кля­ты, став тем­но­ко­жи­ми, – пра­вед­нее вас, ибо они не забы­ли запо­ведь Гос­по­да, дан­ную наше­му отцу: не иметь более одной жены». Это «кни­га Мор­мо­на», кото­рую почи­та­ют за свя­щен­ное писа­ние и где мно­го­жен­ство осуждается.

А теперь откры­ва­ем кни­гу «Дра­го­цен­ная жем­чу­жи­на. Уче­ние и заве­ты», кото­рая счи­та­ет­ся даже выше «кни­ги Мор­мо­на» – здесь запи­са­ны откро­ве­ния Джо­зе­фа Сми­та. Чита­ем: «Истин­но, так речет гос­подь тебе, слу­га мой Джо­зеф: в виду того, что ты обра­тил­ся ко мне, что­бы узнать и понять, каким обра­зом я, гос­подь, оправ­дал слуг моих Авра­ама, Иса­а­ка, Иако­ва, а так­же Мои­сея, Дави­да и Соло­мо­на, слуг моих в том, что каса­ет­ся прин­ци­па и уче­ния, раз­ре­шив им иметь мно­го жен и налож­ниц. Я есть гос­подь и бог твой и отве­чу тебе на то, что каса­ет­ся это­го вопро­са. Поэто­му готовь­ся серд­цем полу­чить и пови­но­вать­ся настав­ле­ни­ям, кото­рые я наме­рен дать тебе, ибо все те, кому открыт этот закон, долж­ны пови­но­вать­ся ему. Ибо вот – я откры­ваю вам новый и веч­ный завет, и если вы не буде­те соблю­дать это­го заве­та, то буде­те про­кля­ты. Ибо никто не может отверг­нуть этот завет и полу­чить раз­ре­ше­ние вой­ти в сла­ву мою». Это про мно­го­жен­ство. В пре­ди­сло­вии перед раз­де­лом напи­са­но: «Откро­ве­ние, дан­ное через про­ро­ка Джо­зе­фа Сми­та в горо­де Наву, штат Илли­нойс. Запи­са­но 12 июня 1843 года и каса­ю­ще­е­ся ново­го и веч­но­го заве­та, вклю­чая веч­ность заве­та бра­ко­со­че­та­ния, так­же как и многоженства».

То есть в «кни­ге Мор­мо­на» – в их свя­щен­ном писа­нии – мно­го­жен­ство осуж­да­ет­ся. В дру­гом писа­нии, кото­рое счи­та­ет­ся веч­ным заве­том, про мно­го­жен­ство гово­рит­ся: «И будет про­клят каж­дый, отверг­нув­ший его». Через какое-то вре­мя мно­го­жен­ство было осуж­де­но зако­ном Соеди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки – тут же при­хо­дит «откро­ве­ние» одно­му из «про­ро­ков» церк­ви Уил­фор­ду Вудраф­фу: «В силу того, что Кон­грес­сом были при­ня­ты зако­ны, запре­ща­ю­щие мно­го­бра­чие, кои зако­ны объ­яв­ле­ны Кон­сти­ту­ци­он­ным вер­хов­ным судом, я насто­я­щим заяв­ляю свои наме­ре­ния под­чи­нить­ся этим зако­нам и упо­треб­лять свое вли­я­ние на чле­нов церк­ви, в кото­рой я пред­се­да­тель­ствую, что­бы они посту­па­ли подоб­ным обра­зом. В моих настав­ле­ни­ях церк­ви… за ука­зан­ный пери­од вре­ме­ни нет ниче­го, что мог­ло бы быть поло­жи­тель­но истол­ко­ва­но как нази­да­ние или поощ­ре­ние мно­го­жен­ства. Если какой-либо ста­рей­ши­на церк­ви когда-либо упо­тре­бил выска­зы­ва­ние, пере­да­ю­щее эту мысль, то он немед­лен­но полу­чит упрек. И я ныне пуб­лич­но заяв­ляю, что даю настав­ле­ние свя­тым послед­них дней воз­дер­жи­вать­ся от вступ­ле­ния в какой-либо брак, запре­щен­ный зако­ном страны».

Инте­рес­но полу­ча­ет­ся. Сна­ча­ла мно­го­жен­ство не поощ­ря­ет­ся, даже упре­ка­ет­ся гос­по­дом. Затем пишет­ся, что мно­го­жен­ство – это веч­ный закон и кто его не соблю­да­ет – будет изверг­нут. Далее опять откро­ве­ние при­хо­дит, что тот, кто живет в мно­го­жен­стве, – будет отлу­чен от церк­ви. Я не пони­маю. Ведь «Бог не чело­век, чтоб Ему лгать, и не сын чело­ве­че­ский, чтоб Ему изме­нять­ся» (Числ. 23: 19). Его сло­ва неиз­мен­ны. А здесь их меня­ют, как хотят.

Отец Геор­гий: Сто­ит под­черк­нуть, что хотя в Вет­хом Заве­те у неко­то­рых пат­ри­ар­хов и царей было несколь­ко жен, но нет ни одно­го слу­чая, когда бы это было след­стви­ем Боже­ствен­но­го уста­нов­ле­ния, когда бы Бог пред­пи­сы­вал мно­го­жен­ство. Моно­гам­ные бра­ки одно­знач­но утвер­жда­ют­ся Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом как един­ствен­но есте­ствен­ная и закон­ная фор­ма семьи, когда Он ссы­ла­ет­ся на то, что «в нача­ле созда­ния Бог муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их (Мк. 10: 6). А то было сво­е­го рода укло­не­ние древ­них людей по немо­щи. Но даже в Вет­хом Заве­те име­ют­ся места, кото­рые пря­мо ука­зы­ва­ют на неже­ла­тель­ность мно­го­жен­ства: «И что­бы не умно­жал себе жен, дабы не раз­вра­ти­лось серд­це его» (Втор. 17: 17). А в «откро­ве­нии» Сми­та об этом гово­рит­ся как о веч­ном заве­те. И он сам имел око­ло 30 жен, и мор­мон­ская цер­ковь офи­ци­аль­но раз­ре­ша­ла мно­го­жен­ство с 1852 по 1890 годы. Насколь­ко я знаю, есть и сей­час в США такие мор­мо­ны-рас­коль­ни­ки, отде­лив­ши­е­ся от основ­ной орга­ни­за­ции, кото­рые про­дол­жа­ют прак­ти­ко­вать мно­го­жен­ство, несмот­ря на то, что это запре­ще­но зако­но­да­тель­но. Это, конеч­но, яркий при­мер. Но если гово­рить в целом, сами эти «откро­ве­ния», кото­рые, с одной сто­ро­ны, мимик­ри­ру­ют под биб­лей­ские, а с дру­гой сто­ро­ны, про­ни­за­ны духом чисто аме­ри­кан­ских реа­лий, не вызы­ва­ли ли у вас како­го-то дис­со­нан­са в душе при срав­не­нии их с Библией?

Олег Кожин: Вызы­ва­ли. Ну вот, напри­мер, то, к чему стре­мят­ся все мор­мо­ны. Цель – стать впо­след­ствии богом. Не упо­до­бить­ся Богу, а стать богом. То есть, соглас­но их уче­нию, каж­дый, кто был достой­ным мор­мо­ном, соблю­дал все запо­ве­ди, пла­тил деся­ти­ну, впо­след­ствии, после вос­кре­ше­ния, ста­нет богом. Полу­чит в свое вла­де­ние какую-то пла­не­ту, кото­рой будет управ­лять как ее бог, будет иметь мно­го жен, рож­дать от них духов­ных детей, посы­лать их на ту пла­не­ту, кото­рая будет ему дана, и будет наблю­дать за ними так же, как Бог управ­ля­ет и наблю­да­ет за нами. Вот это цель их суще­ство­ва­ния здесь, на Земле.

И так же Бог Отец когда-то Сам был чело­ве­ком, по их уче­нию. Он так же про­шел какой-то жиз­нен­ный путь, затем полу­чил повы­ше­ние, стал богом, полу­чил гарем жен­щин. И вот мы рож­де­ны от какой-то из его небес­ных жен и сюда при­шли на Зем­лю про­хо­дить испы­та­ние здесь и полу­чить то же самое. И я зада­вал­ся вопро­сом: «Если Он был чело­ве­ком, зна­чит, у Него тоже есть бог? И у того бога тоже есть бог? И так бес­ко­неч­но. Так сколь­ко же богов у нас суще­ству­ет?» Это вооб­ще абсурд. Бог один, Он Аль­фа и Оме­га, нача­ло и конец.

Отец Геор­гий: Да уж, абсурд – это еще мяг­ко ска­за­но… А сколь­ко лет вы про­ве­ли у мормонов?

Олег Кожин: В общей слож­но­сти я был девять лет в этой сек­те. Семь лет из них я был пре­зи­ден­том при­хо­да. Мне, чест­но ска­зать, очень стыд­но. Стыд­но, что я мог верить этим бас­ням, читать эту чушь, кому-то доно­сить, кого-то убеж­дать. Я про­шу про­ще­ния у тех людей, кото­рых я сму­тил, кото­рых я при­вел к это­му, кото­рые до сих пор нахо­дят­ся в этой сек­те. Я у них про­шу про­ще­ние за мои сло­ва, за мои дей­ствия. И от всей души желаю, что­бы они быст­рее ушли отту­да и при­шли к Истин­ной Церк­ви, к Церк­ви наших отцов, к Апо­столь­ской Церк­ви, Православной.

Отец Геор­гий: А как про­изо­шел у вас про­цесс рас­ста­ва­ния с мор­мон­ской орга­ни­за­ци­ей? Ведь за девять лет пре­бы­ва­ния у вас весь круг обще­ния, навер­ное, состо­ял из мор­мо­нов. И долж­ны были быть серьез­ные осно­ва­ния для того, что­бы решить­ся порвать с этим.

Олег Кожин: Про­сто мои вопро­сы назре­ва­ли всё ост­рее. Я стал спо­рить, стал неуго­ден. Там стро­гая дис­ци­пли­на. Излиш­ние вопро­сы и ина­ко­мыс­лие пре­се­ка­ют­ся. Я понял, что посту­пил при­каз свер­ху: меня нуж­но убрать. Я это чув­ство­вал. Было дав­ле­ние – и от мис­си­о­не­ров, и от руко­вод­ства. Не слиш­ком явное, но оно чув­ство­ва­лось. Но я не сда­вал­ся и про­дол­жал спо­рить и наста­и­вать на своем.

Отец Геор­гий: О чем спо­ри­ли? Толь­ко ли о веро­учи­тель­ных вопро­сах или еще о каких-то других?

Олег Кожин: От меня тре­бо­ва­ли руко­по­ло­жить в «ааро­но­во свя­щен­ство» чело­ве­ка, про кото­ро­го я точ­но знал, что за неде­лю до это­го он совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние. Я отка­зал­ся. А кро­ме того, я устал от того, что из цен­тра всё вре­мя спус­ка­ли зада­ния, преду­смат­ри­ва­ю­щие уве­ли­че­ние побо­ров с рядо­вых чле­нов общи­ны. Мне было жал­ко сво­их при­хо­жан, это были в основ­ном пожи­лые и очень небо­га­тые люди. И вот об этом я тоже часто спо­рил. Затем меня сня­ли с руко­вод­ства. И в один пре­крас­ный момент я про­сто напи­сал заяв­ле­ние с прось­бой, что­бы мое имя было изъ­ято из всех спис­ков мор­мо­нов, а так­же име­на всех моих род­ствен­ни­ков, кото­рые были там кре­ще­ны. Они это сделали.

Отец Геор­гий: Итак, вы пере­ста­ли быть мор­мо­ном. А что заста­ви­ло вас посмот­реть в сто­ро­ну Пра­во­слав­ной Церкви?

Олег Кожин: Здесь я хотел бы ска­зать спа­си­бо мое­му дру­гу Эду­ар­ду. Он вовре­мя под­дер­жал меня и дал мне почи­тать хоро­шую кни­гу отца Иоан­на Крон­штадт­ско­го, как стать свя­тым. С этой кни­ги начал­ся мой путь в Пра­во­сла­вие. Мои гла­за откры­лись. Я понял, где Исти­на, а где ложь. Затем я начал читать боль­ше пра­во­слав­ной лите­ра­ту­ры, ходить в храм, инте­ре­со­вать­ся Таин­ства­ми. Всё нача­ло ста­но­вить­ся на свои места. Потом была пер­вая испо­ведь. Я пока­ял­ся в том, что был мор­мо­ном, отрек­ся от этой веры. Отец Амвро­сий, бла­го­чин­ный наше­го окру­га, про­чи­тал надо мной раз­ре­ши­тель­ную молит­ву. Я при­ча­стил­ся. Посту­пил учить­ся в вос­крес­ную шко­лу. Стал ходить в моло­деж­ный пра­во­слав­ный клуб. Меня там теп­ло встре­ти­ли. Сей­час эти ребя­та, орга­ни­зо­вав­шие клуб, мои близ­кие друзья.

Отец Геор­гий: А если срав­ни­вать то, что вы уви­де­ли в Церк­ви Пра­во­слав­ной, с пери­о­дом мор­мон­ства, что вы мог­ли бы отме­тить как самое боль­шое отличие?

Олег Кожин: Став пра­во­слав­ным, я почув­ство­вал бла­го­дать Божию. Я ощу­тил, что такое вея­ние Свя­то­го Духа. Насто­я­щее вея­ние Свя­то­го Духа, а не какое-то мисти­че­ское ощу­ще­ние, какой-то само­об­ман. Гово­ря пра­во­слав­ным язы­ком, преж­няя моя жизнь была жиз­нью в пре­ле­сти. Чему меня учи­ли? «Ты – пре­зи­дент при­хо­да сво­е­го горо­да. Зна­чит – ты про­рок сво­е­го горо­да». Пони­ма­е­те, к чему меня под­во­ди­ли? Когда посто­ян­но гово­рят: «Ты про­рок сво­е­го горо­да», чув­ству­ешь себя так: «Да, дей­стви­тель­но, ты можешь полу­чать откро­ве­ния для это­го горо­да». Это состо­я­ние глу­бо­кой пре­ле­сти. Сей­час я живу жиз­нью Церк­ви. И вот это дей­стви­тель­но глу­би­на. Боль­шая глу­би­на. Я читаю достой­ную лите­ра­ту­ру свя­тых отцов, пра­виль­ную трак­тов­ку Свя­щен­но­го Писа­ния. Биб­лию нель­зя читать одно­му. Ее нуж­но читать обя­за­тель­но с ком­мен­та­ри­я­ми свя­тых отцов – тех людей, кото­рые дей­стви­тель­но полу­чи­ли откро­ве­ния от Бога, кото­рые пра­виль­но пони­ма­ли их. А когда мы при­ни­ма­ем свои мыс­ли о Писа­нии, то они могут нас уве­сти в какие-то дебри.

Отец Геор­гий: Соб­ствен­но, мно­гие сек­ты, кото­рые появи­лись в мире, в том чис­ле и те, с кото­ры­ми вам дове­лось столк­нуть­ся, воз­ник­ли имен­но из таких круж­ков пони­ма­ния Писа­ния, где каж­дый тол­ко­вал его по-сво­е­му. Меж­ду тем в самом Свя­щен­ном Писа­нии, как мы зна­ем, апо­стол Петр гово­рил, что «ника­ко­го про­ро­че­ства в Писа­нии нель­зя раз­ре­шить само­му собою. Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Свя­тым» (2 Пет. 1: 20–21), поэто­му и тол­ко­вать их могут лишь те люди, в кото­рых дышит Дух Свя­той. А это, конеч­но, не так про­ис­хо­дит, что ты при­шел к мало­зна­ко­мым людям, один из них при­кос­нул­ся к тебе и ска­зал: «Вот, теперь на тебе Дух Свя­той»! Нет, надо серд­це свое очи­стить, надо жить по воле Божи­ей, надо вой­ти в под­лин­ную Цер­ковь Божию, где Дух Свя­той оби­та­ет. И тогда, по мере того, как чело­век не про­сто гово­рит о себе: «Я уже свя­той», а на деле ока­зы­ва­ет­ся таким, – тогда и про­ис­хо­дит стя­жа­ние Духа Свя­то­го, и так появ­ля­ют­ся те, кого мы зна­ем как свя­тых. И им Сам Гос­подь объ­яс­ня­ет Свое сло­во. Я сам убеж­дал­ся в этом. Когда откры­ва­ешь свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние, то видишь такую глу­би­ну про­ник­но­ве­ния в текст Свя­щен­но­го Писа­ния, что пони­ма­ешь: «Вот я бы до это­го нико­гда не доду­мал­ся». А у них это полу­ча­лось так про­сто, пото­му что Сам Гос­подь им откры­вал. А когда чело­век по сво­е­му уму тол­ку­ет Писа­ние, тогда сбы­ва­ет­ся дру­гое сло­во апо­сто­ла Пет­ра: «Во всех посла­ни­ях… есть нечто неудо­бо­вра­зу­ми­тель­ное, что невеж­ды и неутвер­жден­ные, к соб­ствен­ной сво­ей поги­бе­ли, пре­вра­ща­ют, как и про­чие Писа­ния» (2 Пет. 3: 16).

Олег Кожин: Да, так оно и есть.

Отец Геор­гий: А не было ли у вас предубеж­де­ний в отно­ше­нии Пра­во­сла­вия, сло­жив­ших­ся за то вре­мя, что вы про­ве­ли у мормонов?

Олег Кожин: Были. Я каюсь в этом. Я дей­стви­тель­но очень нега­тив­но отно­сил­ся к Пра­во­сла­вию, осо­бен­но к ико­но­по­чи­та­нию, почи­та­нию мощей свя­тых. Счи­тал, что это вооб­ще при­ми­тив­ная рели­гия для неда­ле­ких бабушек.

Отец Геор­гий: И как уда­лось это пре­одо­леть? Не было ли каких-то пси­хо­ло­ги­че­ских труд­но­стей, что­бы, напри­мер, пой­ти при­ло­жить­ся к иконам?

Олег Кожин: Да как-то боль­ших про­блем не было. Когда я про­чи­тал вот ту кни­гу свя­то­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, мое серд­це откры­лось. Мои гла­за откры­лись. Мое пони­ма­ние откры­лось. И я еще раз хочу побла­го­да­рить сво­е­го дру­га Эду­ар­да, кото­рый мне помо­гал. Мы вме­сте ходи­ли на служ­бу. Он гово­рил: «Не стес­няй­ся, шепо­том зада­вай мне вопро­сы, если что-то не пони­ма­ешь. Я буду рас­ска­зы­вать, что здесь про­ис­хо­дит». Я так и делал. Гово­рю: «Эдик, куда они пошли?» – «Они кадят. Это сим­вол того, что Свя­той Дух нис­хо­дит». – «А что сей­час свя­щен­ник дела­ет?» – «А он дела­ет то-то». И так он мне объ­яс­нял шаг за шагом. Мне всё было инте­рес­но. Затем, когда я был в коман­ди­ров­ке, мне попал­ся в руки пол­ный пра­во­слав­ный молит­во­слов. И это был мой пер­вый опыт молит­вы. Я стал читать молит­вы и вдруг ощу­тил: вро­де бы молит­ва напи­са­на, но такое чув­ство, что она идет изнут­ри меня, как буд­то это мои род­ные сло­ва. Они вышли Свя­тым Духом через серд­це, через душу. Каж­дое сло­во здесь необ­хо­ди­мо, и каж­дая молит­ва нуж­на. Так что я очень быст­ро при­шел в Пра­во­сла­вие. Я посту­пил в вос­крес­ную шко­лу, там были хоро­шие учи­те­ля, они доход­чи­во всё доно­си­ли. И имен­но об ико­нах. С тех пор я очень люб­лю ико­ны. Вы зна­е­те, сколь­ко у меня дома икон? У меня вся сте­на уве­ша­на. Я всё их при­но­шу и при­но­шу. Моя супру­га гово­рит: «Олег, куда вешать? Боль­ше мест нет». Ну, мест нет – я их скла­ды­ваю. И когда насту­па­ет день почи­та­ния это­го свя­то­го, я достаю его ико­ну, став­лю на цен­траль­ное место – как дела­ет­ся это в хра­ме – и читаю канон, ака­фист это­му святому.

Отец Геор­гий: Олег Алек­сан­дро­вич, спа­си­бо вам за ваш рас­сказ. Дай Бог, что­бы и дру­гие люди, кото­рые нахо­дят­ся в той же орга­ни­за­ции, зада­ли себе такие же вопро­сы, кото­рые вы зада­ва­ли. Мы долж­ны пом­нить, что самое глав­ное в этой жиз­ни – най­ти Исти­ну и после­до­вать за ней. Это то, для чего мы роди­лись. Быва­ет так, что люди даже начи­на­ют чув­ство­вать, что в той орга­ни­за­ции, где они нахо­дят­ся, что-то не так. Но вклю­ча­ет­ся внут­рен­няя цен­зу­ра: «Я не буду об этом думать, это может повре­дить моей вере». Неко­то­рым тяже­ло быва­ет сде­лать этот шаг. Пото­му что это при­ве­дет к раз­ры­ву с окру­же­ни­ем, поте­ре при­выч­но­го тече­ния жиз­ни. Но все-таки надо сле­до­вать за Исти­ной – ведь это та жем­чу­жи­на, ради кото­рой сто­ит про­дать всё, что име­ешь, что­бы при­об­ре­сти ее (см.: Мф. 13: 45–46).

 

С Оле­гом Кожи­ным бесе­до­вал Свя­щен­ник Геор­гий Максимов

Источ­ник: Православие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки