Эликсир бессмертия

(16 голосов4.4 из 5)

Идея продления жизни и омоложения волнует человечество с давних времен. Этими идеями пронизаны сюжеты разных народных эпосов и сказаний. В действительности многие люди предпринимали попытки найти «эликсир молодости», «эликсир бессмертия» «эссенцию жизни». В настоящее время в СМИ сообщается об успехах в разработках технологий продления жизни. Но возможно ли искусственно продлить жизнь? Об этом в программе “Слово” кандидат биологических наук, кандидат богословия, преподаватель биоэтики Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Константин Константинов. Дата эфира: 12.03.2017.

Расшифровка передачи

Екатерина Соловьева:

Здравствуйте дорогие телезрители, в эфире программа «Слово». Идея продления жизни или омоложения волнует человечество с давних пор. Многие люди предпринимали попытки найти эликсир молодости или эликсир бессмертия. в настоящее время в СМИ говорится об успехах в развитии технологии продления жизни, Но можно ли нашу жизнь продлить искусственно? Об этом и поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиереем Константином Константиновым. Здравствуйте, батюшка.

Протоиерей Константин Константинов:

Здравствуйте.

Екатерина Соловьева:

Почему люди стареют и что ученые говорят по этому поводу?

Протоиерей Константин Константинов:

Существующие взгляды на причины старения достаточно разнообразны. Вообще говоря, что такое в принципе старение — вот если говорить языком формальным, языком прагматичным, то это, скажем так, утрата органами эффективности своей деятельности, то есть вот та деятельность, к которой они призваны, которую должны исполнять Она ими выполняется весьма неэффективно. С чем это связано? Это связано с тем, что просто-напросто происходит гибель тех клеток, которые является наполняющими элементами этого органа, которые, собственно, и осуществляют необходимую деятельность, собственной задачей которой деятельность органа и является. То есть гибнут клетки, функция та или иная Физиологическая не осуществляется или осуществляется с гораздо меньшей эффективностью.

Но почему гибнут клетки? Возникает очень интересный вопрос. Одна из популярных точек зрения заключается в следующем: в клетках постепенно накапливаются ошибки, накапливаются повреждения. Вот есть на свете такая модная «свободно-радикальная» теория, которая говорит о том, что накапливаются такие активные формы кислорода, которые вызывают различные молекулярные повреждения в самых разных молекулярных механизмах клетки – будь то геном, будь то какие-то органоиды и другие элементы этой сложной молекулярной машины; во всяком случае, вот основной взгляд этой теории заключается в том, что накапливается ошибки, и в целом хоть — и каждая ошибка является процессом случайным, — но их накопление приводит к постепенной порче генома, постепенному повреждению всего клеточного механизма. Альтернативная точка зрения заключается в том, что процесс старения неслучаен, что он развивается буквально согласно некоторым преднаписанным правилам. Получается следующее: что буквально с самого первого появления клетки (мы здесь можем немножко вспомнить, как вообще появляется организм — встречаются две клетки: мужская и женская, возникает одна целая; постепенно делясь, эта клетка становится зрелым организмом) и здесь необходимо отметить, чтобы по мере деления клеток включаются механизмы, ограничивающие количество этих делений, очень интересно, то есть включается как бы механизм клеточных часов. Это очень интересное время, о нем можно много и долго говорить, это явление открыто в шестидесятых годах прошлого века, суть этого явления заключается в том, что в геноме каждой клетке буквально прописано количество делений этой клетки, после чего она просто погибает. Вот это вторая, альтернативная точка зрения на процесс старения — то есть этот процесс не случайный, он запрограммированный, и он развивается согласно некоторому, ну, скажем так, плану, который находится в геноме всех организмов — во всяком случае, всех высших многоклеточных организмов. Вы знаете, действительно у этой точки зрения есть достаточно оснований, потому что биологи знают удивительнейшие явления, которые протекают в клеточных геномах. Ну, например, явление запрограммированной клеточной гибели. Можете себе представить: оказывается, клетки обладают таким интересным механизмом, который включает как бы саморазборку клетки в той ситуации, когда клетка не может преодолеть ошибки работы генома. Представьте себе: клетка существует в каких-то экстремальных условиях, мы знаем, что в геноме находится программа ее деятельности и по каким-то причинам эта программа оказалась поврежденной. И заметим, представляете — у клетки есть механизмы, исправляющие эти повреждения, они называются механизмы репарации. Биологи о них прекрасно знают, то есть как бы существует механизмы информационной защиты. Хочется воскликнуть: кто открыватель первых информационных технологий, разве мы их придумали? Нет, они уже давно предложены. Кстати, они весьма эффективны, во всяком случае, ученым понятно, что процесс старения — довольно сложное явление. Но в целом как бы доминируют всё-таки две крайние точки зрения. Одна из них — это как бы взгляд на старение как процесс случайный или стохастический, то есть это накопление неких случайных ошибок в клетках в органах. Другая альтернативная точка зрения рассматривает старение как процесс запрограммированный. Вот это наиболее интересное, как мне кажется, с духовной точки зрения.

Екатерина Соловьева:

А какова духовная оценка явления старения и смерти?

Протоиерей Константин Константинов:

Точка зрения Церкви, точка зрения христианства на этот процесс как раз в корне отличается от взгляда на старение как процесса случайного. Мы с вами знаем, что после грехопадения Господь ограничивает жизнь первых людей. Говорится о том, что «смертью умрете» — тем самым проводится это черта, во всяком случае, земной жизни человека. Более того, этот процесс ограничения земной жизни продолжается, и, как мы с вами знаем из Священного Писания, после Всемирного потопа Господь еще раз ограничил продолжительность жизни на Земле. Какой можно сделать вывод из всего этого? Следующий — что явление старения и смерти есть ограничение жизни на земле, процесс или явление не случайный, а буквально это черта, это ограничение, данное Богом. И совершенно очевидно, что раз это явление дано Богом, то у него есть совершенно очевидные некие смыслы. Еще раз важно подчеркнуть, что существует принципиальное ограничение продолжительности земной жизни — и не только человека — вообще земных существ. Вот такова точка зрения Церкви. То есть есть принципиально непреодолимое ограничение продолжительности жизни на Земле.

Екатерина Соловьева:

А может быть ученые придумают какие-нибудь эффективные способы продления жизни – например, если мы будем заменять устаревшие органы на новые. Может быть, тогда достигнем бессмертия?

Протоиерей Константин Константинов:

Вы знаете, действительно, конечно, человеческий разум — это одно из самых неограниченных явлений на земле. Помните, Достоевский говорил: «широк человек» — вот это точно так, и как бы разум человека пределов не терпит. Если есть предел — обязательно его надо преодолеть. В свое время физики пытались преодолеть предел механических устройств, пытались сделать вечный двигатель, и физиками было доказано, что это невозможно.

Но вот в нынешнее время физиологами, учеными предпринимаются попытки создать технология бессмертия. Может быть, мы сейчас немножко утрируем, но, во всяком случае, действительно, разрабатывают технологии продления жизни, омоложения организма человека — не будем перечислять всех из предлагаемых технологий, упомянем действительно такую технологию, связанную с трансплантологией. В самом деле, если орган какой-то пришел в негодность, поизносился, то совершенно логично взять его и заменить. Успешные примеры этому есть, существуют. Кстати, вспоминается, одна из древних фресок, из древних икон — если не ошибаюсь, XV века, Косьмы и Дамиана, на которой изображена, наверное, одна из первых операций по трансплантации, которую совершают святые Косьма и Дамиан. Кстати, на одном из этих оснований зиждется положительная оценка Церкви самой этой операции или этой технологии трансплантации. То есть Церковь приемлет трансплантацию органов.

Итак, если последовательно развивать эту мысль, действительно получается, что орган испортился — давайте его заменим. Правда, возникает вопрос о донорстве, об источнике органов. Вот здесь возникает ряд физиологических или биологических проблем. Дело в том, что мы с вами знаем: есть иммуноотторжение и так далее, то есть определенные сложности, которые, конечно же, преодолеваются, и очень может быть, что в будущем будут созданы технологии, которые позволят, например, успешно выращивать новые органы – там, легкие, сердце, печень — замечательно. Но вот есть один такой орган, который собственно даже органом трудно назвать, одно такое устройство в теле человека, который замене не подлежит. Это мозг. Мы знаем, прекрасно понимаем, что, хоть может быть, это и очень спорно, но во многом психическая жизнь человека связана с деятельностью мозга, во многом личностное начало человека так или иначе связано всё-таки с деятельностью мозга. Конечно, это вопросы очень сложные и очень неоднозначные, но, во всяком случае, вывод напрашивается следующий, что, может быть, даже и все органы удастся заменить, а вот мозг заменить, пожалуй, не удастся. Кстати, может быть именно по этой причине в странах Европы, в Америке, в Японии весьма интенсивно развиваются и технологии, и вообще исследования направлены на изучение сугубо тонких механизмов работы мозга — может быть, отчасти в надежде, что вот удастся что-то подправить, как-то предотвратить процессы старения мозга. Но, во всяком случае, многие исследованиями отмечается, что старение организма — лучше даже говорить, старение личности, во многом связано со старением, в частности мозга — например, со старением его интеллектуальной или умственной деятельности. Поэтому желающим продлить свою жизнь можно пожелатькак можно более интенсивной внутренней эмоциональной, интеллектуальной личностной деятельности.

Екатерина Соловьева:

Спасибо, батюшка, за сегодняшнюю беседу, но нам, к сожалению, пора прощаться.

Протоиерей Константин Константинов:

До свидания.

Екатерина Соловьева:

Дорогие телезрители, развитие медицины способно увеличивать продолжительность жизни. Продолжительность жизни зависит и от самого человека и от условий окружающей среды. Но у земной жизни есть предел, он был установлен Богом после грехопадения, именно этот предел заставляет человечество задавать вопросы и находить ответы о смысле бытия. Спасибо что были с нами, до новых встреч!

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки