Мифы о ДЦП
реабилитолог Катя Шабуцкая

Мифы о ДЦП

(4 голоса5.0 из 5)

Катя Шабуцкая, реабилитолог и речевой терапевт из Германии прокомментировала ряд заблуждений, которыми пестрит отечественная неврология.

Миф №1. На месте погибших нейронов новые не вырастут (или еще в народе «нервные клетки не восстанавливаются»).

НЕТ, вырастут. Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги», которые увеличиваются в размерах и компенсируют утраченные функции. Осталось только научиться ими пользоваться, наработать нужные связи.

Миф №2. До года заниматься не нужно/нельзя.

МОЖНО И НУЖНО! Представьте себе навыки четырёхмесячного здорового ребенка. А теперь годовалого. Кто умеет больше? А если надо догнать, что сложнее догнать? Навыки четырехмесячного или годовалого? Конечно, четырехмесячного. И вот какое удивительное дело — организм человека устроен так, что как только он догнал, дальнейшее развитие происходит само. Нет, нужна коррекция, и физическая, и психологическая. Ведь тяжелая болезнь — чудовищный стресс для младенца, и испуг, страх смерти наложит свой отпечаток. Да и даваться физическое развитие будет не так легко, как другим. Но если вы четырехмесячного младенца научили переворачиваться, подниматься на руках, тянуть ручку и делать все то, что нужно делать в 4 месяца, это уже 80 процентов успеха. Дальше следующим навыкам он будет учиться, как обычный ребенок или чуточку медленнее. С нашей помощью — точно как обычный. Начнем в 2 года — будем догонять навыки двухлетнего, и это сложнее.

Миф №3. 5–6‑7 лет (и так далее вплоть до старости) — это уже поздно.

НЕ ПОЗДНО. Да, в пункте 2 объясняется, почему это трудно. Однако во-первых, можно добиться огромных успехов. Во-вторых, одной из основных задач реабилитации является улучшение качества жизни пациента и опекунов (в равной степени). В частности, увеличение степени независимости пациента и улучшение коммуникации. Например, если мы научили лежачего десятилетнего ребенка сидеть, пусть и с опорой, это очень облегчит жизнь родителям. Научили стоять — еще больше облегчили. Если мы научили неподвижного ребенка кашлять — мы уменьшили угрозу смерти от пневмонии (и немного успокоили родителей). Если мы научили неречевого ребенка показывать да и нет или пользоваться коммуникатором или карточками, чтобы объясниться — облегчили жизнь родителям неимоверно. Скорость нейрогенеза, то есть производства новых нейронов, хотя и снижается во взрослом возрасте, однако не падает до нуля.

Миф №4. «Он никогда не заговорит, у него разрушен речевой центр» (или не пойдет, и т.д.)

ЗАГОВОРИТ И ПОЙДЕТ, вполне вероятно. Даже не говоря о том, что на месте погибших нейронов при правильном подходе вырастают новые, никакой жесткой привязки области в мозгу к функции в итоге нет. Любой подходящий по свойствам участок мозга возьмет на себя функции утраченного, если мы создадим в этом потребность. Создать потребность — задача реабилитации.
Пример: ребенок после левой гемисферотомии (удаления или изоляции левого полушария) в течение нескольких недель вновь обретает контроль над правыми конечностями. Полушария, управлявшего ими, больше нет. Откуда же взялся контроль? Его приняло на себя левое полушарие. То же самое будет и с любой другой функцией. В том числе, с речью.

Миф №5. С эпилепсией заниматься нельзя.

МОЖНО и необходимо. При эпилепсии нейроны, которым положено обрабатывать двигательную или, скажем, визуальную информацию, заняты эпилептическим патологическим возбуждением. Два дела сразу нейрон делать не может. Либо эпиактивность, либо, например, управление конечностью. Или обработка визуальной информации. Если мы во время реабилитации в момент, когда эпиактивность не очень сильна (нет приступа), переключаем нейрон на его прямой род деятельности, то эпивозбуждению там места уже нет. Если мы это делаем постоянно и регулярно, то возбуждение, «гуляющее» по нейронам, понемногу будет гаснуть, поскольку каждый следующий нейрон, занятый прямым делом, не будет от предыдущего нейрона возбуждение перенимать — «я занят, своих дел полно». То есть при правильной реабилитации эпиактивность будет снижаться, главное, не множить возбуждение, потому что оно быстро переходит в эпиактивность. Баланс важен, но реабилитация необходима и очень полезна. И как можно раньше.

Миф №6. Надо поддержать ребенка кортексином, церебрализином (запрещенными во всем мире) и прочими ноотропами.

НИКОГДА НЕ НАДО! При эпилепсии, спастике, травмах и инфекционных/токсических поражениях головного мозга, инсультах, хронических болях без реального актуального источника боли все это запрещено. Улучшая проводимость между нейронами вы в первую очередь улучшаете распространение патологического возбуждения от нейрона к нейрону, характерного для всех этих состояний.

Миф №7. Обязательно нужен массаж и лфк. Надо накачать мышцы. Ничего, что больно, зато полезно.

НЕ НУЖНО И ВРЕДНО. Эти техники устроены так, что множат патологическое возбуждение, в особенности болевые техники. Мышцы управляются мозгом. Если они мозгу нужны, если он готов ими управлять, то организм способен построить нужные мышцы за несколько часов. В объеме, достаточном для движения. Нужно более мощное движение с бОльшей амплитудой? Об этом посылает сигнал мозг. Реабилитация создает условия для того, чтобы мозг имел возможность управлять телом. Массаж не может быть применен как самостоятельная техника. А вот усилить эпиактивность — это запросто. Любые болезненные методики лфк множат патологическую активность в мозге.

Миф №8. «Этот навык мы уже отрабатывали, им заниматься не нужно».

НУЖНО, пока человек не начинает использовать этот навык в жизни, а не по заданию реабилитолога. Главное правило мозга, это экономия ресурсов (потому что мозг — самый энергозатратный орган). Use it or loose it. Используй или потеряешь. Это, кстати, относится и к здоровым людям. Люди среднего возраста плохо лазают через забор не потому, что «старые», а потому что очень редко это делают. И плохо учат языки, потому что последний раз они напряженно скрипели мозгами в институте. Подвижная и интересная старость абсолютно реальна, если постоянно лазать через забор и глубоко, как в институте, постоянно изучать новые предметы или языки (лучше, чем в институте, там все ленились).

Итак, нервные клетки восстанавливаются (как центральной, так и периферической нервной системы), заниматься надо с рождения или момента постановки диагноза и до смерти. В том числе, и при эпилепсии. Не надо множить патологическое возбуждение всякими кортексинами и массажами, тем более болевыми техниками. Надо отрабатывать навык, пока он не включится в жизнь и не станет автоматическим.

Какую реабилитацию искать? Ищите методики: Бобат, Бломберг Терапию Ритмичным Движением, Войта, Падован, Петьо (кондуктивная педагогика), Фельденкрайс, Occupational Therapy, речевую терапию (она совсем не про речь). Это методики с большой клинической базой и доказанной эффективностью. Ищите комбинации. Иногда работает одно или комбинация двух, а третье не работает совсем. Человек — не машина. Ищите свое.
Реабилитация не обещает чудесного исцеления. Но она может очень многое, и всеми ее ресурсами необходимо воспользоваться.

Источник: kaza.com.ua

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.