Михаил Хасьминский: “Лишняя информация бесполезна, она губит людей психологически”

Михаил Хасьминский: “Лишняя информация бесполезна, она губит людей психологически”

(6 голосов4.8 из 5)

Кризисный психолог Михаил Хасьминский — психологическая поддержка во время эпидемии коронавируса

Кри­зис (греч. krisis) — это реше­ние, пово­рот­ный пункт, суд. То есть это ситу­а­ция, в кото­рой по-ста­ро­му мы уже не можем, а по-ново­му ещё не научи­лись. Это пово­рот, пора пере­ход­но­го состо­я­ния, пере­лом, при кото­ром ситу­а­ция крайне неустой­чи­ва. Чело­век как буд­то сто­ит на одной ноге: мож­но толк­нуть в любую сто­ро­ну. В дан­ном слу­чае люди спо­соб­ны менять­ся: вос­при­ни­мать инфор­ма­цию, менять миро­воз­зре­ние, пред­став­ле­ние о каких-то вещах, что в обыч­ной жиз­ни они не дела­ют. Я, напри­мер, мно­го раз хотел сде­лать свой канал, но всё как-то руки не дохо­ди­ли. Кри­зис­ная ситу­а­ция про­изо­шла, и тут же стал делать.

Кри­зи­сы были все­гда: наси­лие, смерть близ­ко­го, все мы пере­жи­ва­ли воз­раст­ные кри­зи­сы, энер­ге­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские… Какие-то нас каса­лись, какие-то нет. Жерт­вы этих кри­зи­сов, без­услов­но, были. Чума была в 1664 году, выко­си­ла 85% насе­ле­ния Моск­вы, затем через 40 лет повто­ри­лась. Холе­ра, испан­ка… Очень мно­го вся­ких ситу­а­ций было.

На мой взгляд, с нами про­изо­шло то, что нуж­но понять самим и доне­сти до наших детей. Сей­час школь­ни­ки ходят на под­ключ­ке, посто­ян­но в науш­ни­ках, сами про­во­дят стри­мы. Им посто­ян­но нужен какой-то фон, музы­ка. Я видел нема­ло таких детей, их при­во­ди­ли ко мне и моим кол­ле­гам. Зна­е­те, в чём ужас это­го все­го? Когда такой чело­век оста­ёт­ся без науш­ни­ков, он теря­ет­ся. Если это­го моло­до­го чело­ве­ка (или девуш­ку) отве­сти в лес и пред­ло­жить послу­шать птиц, для него это будет кош­мар, он не будет знать, что делать. Поче­му? Пото­му что они боят­ся сами себя. Не зна­ют себя, свою душу, не могут нахо­дить­ся в тишине. Тако­му чело­ве­ку невоз­мож­но пере­клю­чить вни­ма­ние на позна­ние себя.

И вот теперь нас ждут откры­тия. Когда этот фон из потре­би­тель­ства, каких-то несу­свет­ных дел, посто­ян­ной гон­ки для мно­гих несколь­ко стих, они чув­ству­ют жут­кий дис­ком­форт, пото­му что зна­ко­мят­ся с собой. В неко­то­рых слу­ча­ях со сво­и­ми детьми, даже с дру­зья­ми, пото­му что сра­зу вид­но, кто есть какой друг в этой ситу­а­ции. И нас дей­стви­тель­но ждут откры­тия, пото­му что мно­гие люди живут, как нар­ко­ма­ны. Теперь про­ис­хо­дит абсти­нен­ция. Эти раз­вле­ка­тель­ные цен­тры, кра­со­та, ноготочки…

Теперь всем понят­но, кто такие учи­те­ля и как к ним надо отно­сить­ся. И кто такие вра­чи. Вра­чей уже заува­жа­ли. Учи­те­лей, я думаю, тоже ско­ро заува­жа­ют. Мы изменимся.

Это то, о чём я хотел в пре­ам­бу­ле ска­зать. Теперь перей­дём к вопросам.

Страх полиции и штрафов

Пишет жен­щи­на, кото­рая нахо­дит­ся в эпи­цен­тре этой исто­рии с коро­на­ви­ру­сом в Италии.

“На меня лич­но очень давит при­сут­ствие поли­ции на всех углах, выхо­дить мож­но толь­ко в бли­жай­шие супер­мар­ке­ты. Если идёшь в даль­ний, можешь нарвать­ся на круп­ный штраф 600‑2000 евро. В ново­стях пере­да­ют, сколь­ко людей уже оштра­фо­ва­но. Иду в мага­зин, как по мин­но­му полю. Вижу изда­ле­ка поли­цей­скую маши­ну, обхо­жу её сто­рон­кой, что­бы избе­жать штра­фа. Мой муж лег­че к это­му отно­сит­ся, а у меня не полу­ча­ет­ся. Как изме­нить своё отношение?”

Чело­век сам себя пуга­ет. Жен­щи­на про­сто боит­ся поли­цию. Помни­те, как у Михалкова:

Ведь неда­ром сторонится
Мили­цей­ско­го поста
И мили­ции боится
Тот, чья совесть не чиста…

Я далёк от мыс­ли, что эта жен­щи­на с нечи­стой сове­стью. Тогда чего она боит­ся? Когда ты скры­ва­ешь­ся и кра­дёшь­ся, поли­цей­ские всё рав­но это уви­дят, они про­фес­си­о­на­лы. Это вызо­вет допол­ни­тель­ные подо­зре­ния и про­бле­мы. Когда чело­век кра­дёт­ся, он мыс­лен­но при­ду­мы­ва­ет себе, что будет, если поли­цей­ский его задер­жит, как он будет оправ­ды­вать­ся и т.д. Его муча­ют его же лич­ные фантазии.

Обой­ти поли­цей­ских невоз­мож­но. Есть очень про­стая тех­ни­ка: лечь на диван, пред­ста­вить себе, что ты идёшь в мага­зин. Пол­но­стью пред­став­ля­ешь весь путь в мага­зин в вооб­ра­же­нии. Это ведь наше вооб­ра­же­ние, мы пред­став­ля­ем, что хотим. Ты нахо­дишь­ся в без­опас­ной обста­нов­ке на диване, но в вооб­ра­же­нии идёшь и встре­ча­ешь­ся с поли­цей­ской маши­ной, но не бежишь от неё, а спо­кой­ным шагом про­хо­дишь мимо и захо­дишь в мага­зин. Потом ещё раз так сде­лать, лёжа на диване. Это очень хоро­шо помо­га­ет закре­пить опре­де­лён­ное соб­ствен­ное пове­де­ние и не под­дать­ся страху.

Страх ирра­ци­о­на­лен, боять­ся тебе нече­го, ты не пре­ступ­ник. Ты обыч­ный чело­век, кото­рый идёт в мага­зин. Ско­рее все­го, у этой жен­щи­ны был некий опыт, может быть даже нега­тив­ный фильм, кото­рый при­вёл её к появ­ле­нию страха.

Тревога из-за статистики заболевших и умерших

“Давит ста­ти­сти­ка умер­ших, забо­лев­ших. Ста­ти­сти­ка пада­ла, и все ста­ли наде­ять­ся, что вот он — свет в кон­це тон­не­ля, а потом пошёл рост забо­лев­ших. Два дня уже по каж­до­му отдель­но­му дню по 6 тыс. зара­жён­ных. Сего­дня 900 с лиш­ним умер­ших. Свод­ки, как с вой­ны, кон­ца и края не вид­но. Это про­сто в отча­я­ние приводит”. 

Что давит? Не болезнь чья-то, а ста­ти­сти­ка. Давай­те заду­ма­ем­ся, кто эту ста­ти­сти­ку дела­ет и зачем. Я, напри­мер, нашёл фейк вче­ра — фото­гра­фию со сто­я­щи­ми гро­ба­ми в ряд в Ита­лии. Ока­зы­ва­ет­ся, это фото­гра­фия 2013 года, бежен­цы отку­да-то пере­плы­ва­ли и уто­ну­ли. Спра­ши­ва­ет­ся, зачем ита­льян­цам вбра­сы­ва­ют эти гро­бы, пуга­ют их? Я не могу вам дать ответ, зачем пуга­ют, для меня тоже это пока загадка.

Когда пуга­ют ста­ти­сти­кой, сра­зу нуж­но поду­мать, какое это отно­ше­ние име­ет ко мне? Я спро­сил девуш­ку, кото­рая нахо­дит­ся в эпи­цен­тре: а есть у тебя лич­но кто-то, кто постра­дал от коро­на­ви­ру­са? Суть отве­та при­мер­но: у мое­го мужа есть тёт­ка, у неё есть пер­вый муж, кото­рый ходит в орга­ни­за­цию с бабуш­ка­ми и вот там две бабуш­ки умер­ло. От чего они умер­ли, непо­нят­но. Это седь­мая вода на кисе­ле. Нуж­но боять­ся, когда меш­ки цело­фа­но­вые мимо тебя носят, а вот так, на мой взгляд, людей пугают.

Когда пада­ет ста­ти­сти­ка, люди наде­ют­ся, ждут, про­хо­дят эта­пы… Я думаю, мно­гие из вас их зна­ют: шок, отри­ца­ние, агрес­сия, депрес­сия, при­ня­тие. В слу­чае таких ост­рых ситу­а­ций это может быст­ро про­хо­дить (за несколь­ко недель, а у них каран­тин уже око­ло меся­ца). Вот в этом слу­чае они про­шли все ста­дии, появил­ся свет в кон­це тон­не­ля, но опять всё пло­хо, и всё начи­на­ет­ся зано­во. Опять шок, опять отри­ца­ние и пошло-поехало…

Ещё раз, не циф­ры долж­ны пугать. Вот к это­му смя­те­нию, стра­ху, кото­рый чело­ве­ка давит пси­хо­ло­ги­че­ски, надо отно­сить­ся раци­о­наль­но. Все­гда зада­вать вопрос: какое отно­ше­ние это име­ет кон­крет­но к тебе? Сколь­ко ты лич­но зна­ешь людей, сколь­ко из них забо­ле­ло, сколь­ко умер­ло? И вот он, ответ. Всё ста­но­вит­ся рациональным.

И конеч­но самое глав­ное — отклю­чить этот теле­ви­зор. Систе­ма опо­ве­ще­ний нуж­на, но необ­хо­ди­мо отклю­чить бес­ко­неч­ную инфор­ма­цию. Люди гоня­ют, ана­ли­зи­ру­ют, что-то пыта­ют­ся сопо­ста­вить… Инфор­ма­цию может сопо­став­лять толь­ко тот, кто ком­пе­тен­тен. У боль­шин­ства из нас нет такой ком­пе­тент­но­сти. Лиш­няя инфор­ма­ция бес­по­лез­на, она губит людей психологически.

Страх за будущее

“Гне­тёт неопре­де­лён­ность ситу­а­ции, не вид­но кон­ца и края её раз­ре­ше­ния. Без­услов­но, у мно­гих есть страх за буду­щее. Мно­гие рабо­ту поте­ря­ли, мно­гие её боят­ся поте­рять, а в такой кри­зис­ной ситу­а­ции каран­ти­на рабо­ту най­ти про­сто невозможно”.

Сно­ва боят­ся того, чего нет. Того, что ещё не про­изо­шло, фан­та­зий в голо­ве. Никто не зна­ет, что будет. Может, наобо­рот, рабо­ты будет, хоть отбав­ляй. Мы вооб­ще буду­ще­го знать не можем. Понят­но, что на Божью помощь мы не можем наде­ять­ся, пото­му что такие вот мы нын­че христиане.

Фан­та­зии, что чело­век забо­ле­ет, умрёт, не най­дёт рабо­ту, жена его бро­сит или слу­чит­ся ещё какой-то ката­клизм, надо все­гда раци­о­на­ли­зи­ро­вать. Нуж­но зада­вать тако­му чело­ве­ку вопро­сы (или что­бы он сам себе их зада­вал): ска­жи, пожа­луй­ста, ты зна­ешь буду­щее? Как ты дума­ешь, насколь­ко ты можешь его знать? (он отве­ча­ет, напри­мер, “я уве­рен”) Насколь­ко ты уве­рен? Ты можешь все эти фак­то­ры меж­ду собой сопо­став­лять? Какие это факторы?

Если чело­ве­ка на этом пой­мать, то будет очень хоро­шо. Никто из людей не может знать буду­ще­го. Мож­но чело­ве­ку объ­яс­нить, что сей­час его пуга­ет тень. Мета­фо­ра есть такая: когда чело­век ночью идёт мимо клад­би­ща, ему страш­но, пото­му что он не зна­ет, что в тем­но­те. Он боит­ся, что вдруг выле­зет покой­ник, схва­тит и т.д. А днём, когда идёт там же, то ниче­го не боит­ся. Поче­му? Пото­му что дале­ко всё вид­но, всё извест­но, всё хоро­шо. Эта мета­фо­ра хоро­шо объ­яс­ня­ет, чего мы боимся.

Тревога за здоровье детей, когда нельзя выходить на улицу

“У мое­го млад­ше­го (сына, я так пони­маю) гла­за устро­е­ны так, что ему нуж­но боль­ше гулять, так гово­ри­ли офталь­мо­ло­ги, что­бы силь­но не упа­ло зре­ние. У папы наше­го по при­чине того, что с ним почти не гуля­ли, зре­ние ниже плин­ту­са. Млад­ший эту осо­бен­ность уна­сле­до­вал. Я бес­по­ко­юсь и пани­кую из-за зре­ния млад­ше­го сына. Как не паниковать?”

Та же самая исто­рия. Может так быст­ро испор­тить­ся зре­ние, если он не погу­лял? А если он про­сто смот­рит на ули­цу, не обя­за­тель­но бега­ет, а про­сто смот­рит? Мож­но ведь в окно посмот­реть даже в таком жёст­ком каран­тине, как сей­час в этом горо­де. Не навсе­гда этот каран­тин? Давай­те позво­ним офталь­мо­ло­гу и спро­сим, за какое вре­мя ребё­нок может поте­рять зрение?

Я конеч­но не знаю, о какой болез­ни идёт речь и не явля­юсь вра­чом, но очень сомне­ва­юсь, что зре­ние может упасть, если ребё­нок не гуля­ет месяц. Месяц он может вооб­ще про­бо­леть какой-то дру­гой болез­нью и про­сто не выхо­дить на ули­цу. Это не так тра­гич­но. То есть пуга­ют опять химе­ры, кото­рые чело­век сам себе при­ду­мы­ва­ет. И начи­на­ет пани­ко­вать, пото­му что не зна­ет, что делать. Угро­жа­ю­щая ситу­а­ция в его фан­та­зии очень пуга­ет его.  Здесь надо про­сто обра­тить вни­ма­ние на суть — задать себе несколь­ко логич­ных вопро­сов и дать на них (самим или с помо­щью спе­ци­а­ли­стов) логич­ные отве­ты. Тогда тре­во­га про­па­дёт. Пусть даже и не пол­но­стью, но в доста­точ­ной мере.

Срываюсь на детей, потому что ничего не успеваю

“У меня не хва­та­ет на всё вре­ме­ни. Пыта­юсь рас­пла­ни­ро­вать свой день, но всё рав­но ниче­го не успе­ваю, хотя и встаю рано. Поэто­му сры­ва­юсь на детях, кото­рые не садят­ся делать уро­ки. Их двое. При­хо­дит­ся с ними сидеть неот­рыв­но, кон­тро­ли­ро­вать и помо­гать. Я уста­ла жить не сво­ей жиз­нью, на себя совсем не оста­ёт­ся времени”.

Подоб­ные пись­ма напи­са­ли мно­гие люди, я выбрал типо­вое.  Очень мно­гие писа­ли об этой про­бле­ме: пол­ное исто­ще­ние за счёт того, что они вынуж­де­ны всё кон­тро­ли­ро­вать, в т.ч. с детьми, у них не оста­ёт­ся вре­ме­ни на свою жизнь. Что здесь мож­но ска­зать? Нуж­но задать вопрос: зачем всё кон­тро­ли­ро­вать? Вот рань­ше не всё кон­тро­ли­ро­вал, а теперь нуж­но всё абсо­лют­но кон­тро­ли­ро­вать. Это перфекционизм.

Когда “я дол­жен всё кон­тро­ли­ро­вать”, то совер­шен­но на это у чело­ве­ка нет ника­ких ресур­сов, пото­му что всё чело­век кон­тро­ли­ро­вать не может. Что изме­нит­ся, если ребё­нок, напри­мер, не будет так хоро­шо учить­ся? Ребён­ку тоже нуж­но при­вык­нуть к это­му фор­ма­ту, а для это­го нужен мини­мум 21 день (пси­хо­ло­ги меня пой­мут). Это самый минимум.

Вче­ра сиде­ли в шко­ле, а зав­тра — раз и ста­ли учить­ся через уда­лён­ный доступ. Ну, ста­нет он чуть поху­же учить­ся, что поме­ня­ет­ся-то прин­ци­пи­аль­но? Он от это­го дру­гим ста­нет? Мень­ше от это­го его любить надо? В чём проблема?

Когда люди начи­на­ют искать отве­ты на эти вопро­сы, то при­хо­дят к выво­ду, что про­бле­ма-то в них. В жела­нии всё контролировать.

Надо реко­мен­до­вать таким людям рас­сла­бить­ся. Ника­кой ката­стро­фы не будет, если это не систе­ма, если это разо­вая ситуация.

Страх за людей, которые не верят в существование вируса

Сле­ду­ю­ще­го чело­ве­ка волнует:

“У меня куча наро­ду, кото­рый всё ещё не верит в суще­ство­ва­ние виру­са. Есть даже в Ита­лии такие. Гово­рят, что это всё бред и каран­тин не помо­жет. Меня в общем их мне­ние не очень вол­ну­ет, но есть пара чело­век в Рос­сии, кото­рых бы хоте­лось убе­речь от виру­са. Я за них очень пере­жи­ваю, они не соби­ра­ют­ся ниче­го пред­при­ни­мать и в вирус не верят. Не знаю, как быть”.

Что зна­чит верю/не верю в вирус? Я не знаю людей, кото­рые не верят в коро­на­ви­рус, пото­му что он изве­стен ещё со вре­мён “царя Горо­ха”, а вот в каран­тин, напри­мер, не очень-то верит, я так пони­маю, пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Бела­русь Алек­сандр Гри­го­рье­вич Лука­шен­ко. В Таджи­ки­стане, кста­ти, ни одно­го слу­чая не было (на момент эфи­ра 7.04.2020 г.) В Южной Корее не всё закры­ва­ли, были немно­го дру­гие каран­тин­ные мероприятия.

Поче­му чело­век хочет кого-то обя­за­тель­но убе­дить в сво­ём миро­ви­де­нии? Может быть так, что люди оши­ба­ют­ся? Может быть. Мож­но посо­ве­то­вать ски­ды­вать сво­им зна­ко­мым какие-то мате­ри­а­лы, если его это так силь­но бес­по­ко­ит. Но не навя­зы­вать эту инфор­ма­цию, не пытать­ся кого-то убе­дить. Сохра­нить в себе мир. Бог каж­до­му дал сво­бо­ду выбо­ра, не надо ни в чём насиль­но убеж­дать. Кро­ме того, у людей из дру­гих стран мог­ли быть дру­гие ста­дии пере­жи­ва­ния это­го кри­зи­са. Воз­мож­но, они ещё не при­вык­ли. Так давай­те про­сто инфор­ма­цию, а люди пусть сами дума­ют, какие дей­ствия пред­при­ни­мать, во что верить. Чест­но гово­ря, попыт­ки навя­зать — это немнож­ко диковато.

Усталость и напряжение на карантине

Пишет ещё одна женщина:

“Очень тяже­ло. У меня лич­но — маль­чи­ки. Без дви­же­ния они схо­дят с ума. В одной из ком­нат рабо­та­ет наш папа, у кото­ро­го быва­ют пере­го­во­ры, и ему нуж­на тиши­на. Всё это тоже день за днём накап­ли­ва­ет уста­лость и напряжение.”

Есте­ствен­но, это тяже­ло. Бега­ли, ходи­ли, гуля­ли, к како­му-то рит­му при­вык­ли, потом раз и сели дома. Вопрос: а поче­му долж­но быть лег­ко и при­ят­но все­гда? Вот это, кста­ти, очень инте­рес­ный вопрос. Поче­му чело­век дума­ет, что вооб­ще труд­но­стей ника­ких быть не долж­но? Конеч­но долж­но, и они обя­за­тель­но будут. Это неминуемо.

Сей­час как раз тот момент, когда мож­но научить­ся слу­шать дру­гих, научить маль­чи­ков не бес­по­ко­ить папу в свя­зи со сло­жив­шей­ся ситу­а­ци­ей. Всё при­ме­нять к поль­зе, а не видеть во всём толь­ко какой-то ужас. Как у Паи­сия Свя­то­гор­ца: мухи видят извест­ный про­дукт на поле, а пчё­лы видят нек­тар на цвет­ках. И вот здесь та же самая исто­рия. “Пло­хо…” — Да, пло­хо. А не все­гда будет хоро­шо, и это пози­тив­ный момент. Если убе­дить жен­щи­ну немно­го по-дру­го­му на это посмот­реть, то будет хоро­шо. Маль­чи­ки может и не ста­нут непо­движ­ны­ми, но во вся­ком слу­чае научат­ся вести себя спокойно.

Дети видят негативные эмоции родителей

“У неко­то­рых рус­ских мам дети в пери­од каран­ти­на ста­ли про­сы­пать­ся по ночам с кри­ка­ми, им снят­ся кош­ма­ры. Гово­рят, что дети не долж­ны видеть наших пло­хих эмо­ций, пере­жи­ва­ний, что­бы спать спо­кой­но и не зара­жать­ся от роди­те­лей эмо­ци­о­наль­но. Но лич­но мне очень тяже­ло всё запи­хи­вать внутрь и сдер­жи­вать­ся изо дня в день. Уже пла­чу порой и перед ними, хотя знаю, что не права”.

Клю­че­вое сло­во здесь “не пра­ва”. Эта жен­щи­на счи­та­ет, что перед детьми нель­зя пла­кать. А поче­му? Давай­те поду­ма­ем, как эти дети будут даль­ше жить? Можем мы сде­лать мир, в кото­ром не будет смер­ти, печа­ли? Это как раз тот момент, когда мож­но ребён­ку объ­яс­нить в зави­си­мо­сти от воз­рас­та, что насту­пи­ли тяжё­лые вре­ме­на и пока­зать ему, как эти вре­ме­на про­хо­дят­ся. Не пока­зы­вать, что ты желез­ный какой-то чело­век, кото­ро­го пло­хие эмо­ции не касаются.

Если мы сей­час не пока­жем ребён­ку, что можем рас­стра­и­вать­ся, пла­кать и пере­жи­вать, то когда он под­рас­тёт, тоже будет счи­тать, что не надо это­го пока­зы­вать. Если он будет так жить, это пря­мой путь к пси­хо­со­ма­ти­ке, ко вся­ко­го рода серьёз­ным про­бле­мам. Сей­час огром­ная воз­мож­ность ребён­ка научить сопе­ре­жи­вать, жерт­во­вать чем-то ради мамы, пони­мая её эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, объ­яс­нить, что этот мир не про­сто рай какой-то. Очень опас­но для детей счи­тать, что в этом мире нет ниче­го пло­хо­го, ни слёз, ни про­блем. Они рас­тут так, а потом когда дей­стви­тель­но стал­ки­ва­ют­ся с кри­зи­сом, не зна­ют, как на это реа­ги­ро­вать. С ними это не про­ис­хо­ди­ло, роди­те­ли не научи­ли их это про­жи­вать. Пре­крас­ный момент, когда это­му мож­но ребён­ка научить.

Мама абсо­лют­но пра­ва, что она пла­чет. Если она не будет отре­а­ги­ро­вать какие-то эмо­ции, то в ито­ге её имму­ни­тет может сни­зить­ся. Могут появить­ся дру­гие про­бле­мы — и пси­хо­со­ма­ти­ка, и про­бле­мы в семье, и всё, что угод­но. Зачем это нужно?

Конеч­но, перед детьми нуж­но выра­жать эмо­ции. Но не пугать их этим. Пугать нель­зя. Надо объ­яс­нять понят­ным язы­ком, как устро­ен мир. Для это­го, конеч­но, нуж­но пости­гать этот мир самому.

Дети хуже собак?

“Как не раз­дра­жать­ся на собач­ни­ков? Голо­вой пони­маю, что они тут ни при чём, но у них есть воз­мож­ность 2–3 раза выгу­ли­вать собак, а роди­те­ли детей выгу­ли­вать не могут. Дети хуже собак получаются.”

Речь о том, что собак мож­но выгу­ли­вать, а детей нель­зя. Как не раз­дра­жать­ся?  Да, вот с точ­ки зре­ния зако­но­да­тель­ства, в дан­ном слу­чае ита­льян­ско­го, види­мо дети хуже собак. Но зако­но­да­тель в дан­ном слу­чае исхо­дит не из инте­ре­сов собак, а из инте­ре­сов детей, кото­рые могут зара­зить друг дру­га, при­не­сти зара­зу и т.д. Поэто­му не дают им вый­ти на ули­цу и играть. Если всё-таки понять, что это из инте­ре­сов детей, то я думаю, чело­ве­ку будет гораз­до про­ще это всё принять.

Ежедневно одно и то же

“Не хочет­ся утром про­сы­пать­ся, все дни — одно и то же на про­тя­же­нии уже доволь­но дли­тель­но­го вре­ме­ни. Мож­но ли что-то сде­лать, что­бы не про­сы­пать­ся в таком раз­би­том состо­я­нии? Нор­маль­но ли это?”

По вопро­су, нор­маль­но ли это. Такое тяжё­лое про­буж­де­ние — один из симп­то­мов депрес­сии. Дей­стви­тель­но, день на день похож: рань­ше был опре­де­лён­ный режим рабо­ты. Сей­час у людей сби­тый режим, кото­рый будет при­во­дить к про­бле­мам, свя­зан­ным с нару­ше­ни­ем сна и про­буж­де­ния. Нуж­на гиги­е­на сна, душ за час, на ночь что-то хоро­шее… Вре­мя перед сном — это крайне важ­ная вещь.

Кро­ме того, нужен вооб­ще режим. Если в усло­ви­ях само­изо­ля­ции у чело­ве­ка нет режи­ма, всё раз­ба­лан­си­ру­ет­ся, даль­ше уже не собе­рёшь ниче­го тол­ком. Это пло­хая исто­рия. Поэто­му здесь бы сна­ча­ла нала­дить режим, доста­точ­ные физи­че­ские нагруз­ки, пусть даже в этих усло­ви­ях. Далее рабо­та­ем тех­ни­ка­ми по пре­одо­ле­нию стрес­са и если это не про­хо­дит, то тогда мож­но поду­мать, что это дей­стви­тель­но депрес­сия. В этом слу­чае, воз­мож­но, нуж­на будет лекар­ствен­ная терапия.

Острее ощущается бездетность

“По меди­цин­ским при­чи­нам я не смог­ла стать мате­рью - пишет жен­щи­на, ей 50 лет. —  Сей­час, нахо­дясь в изо­ля­ции, меня это осо­бен­но гне­тёт. Дома гне­ту­щая мёрт­вая тиши­на. Как мне спра­вить­ся с этим?”

Нач­нём с того, с чего нача­ли — тиши­на наедине с собой. Ска­жи­те, пожа­луй­ста, вы напи­са­ли, что ребён­ка нет. А ребё­нок для чего нужен, что­бы шум созда­вать  раз­ве? Нет. Ребё­нок нужен, что­бы для него чем-то жерт­во­вать. Пра­виль­но? Что-то ему отда­вать, чему-то научить.

Мож­но сей­час в этих усло­ви­ях себя кому-то отда­вать и кого-то чему-то научить? У вас есть интер­нет? Есть. Вы може­те быть волон­тё­ром в этой обла­сти? Може­те, без­услов­но. Но я ещё раз ска­жу, что эта ситу­а­ция отто­го, что чело­век боит­ся сам с собой наедине оста­вать­ся, его это муча­ет, ему это страш­но. Свя­тые, зна­е­те, ухо­ди­ли в пустынь, спо­кой­но моли­лись, им никто не нужен как раз был, они для это­го и ухо­ди­ли. Пото­му что они были зна­ко­мы с собой, со сво­ей душой и т.д. А вот совре­мен­ные люди без исклю­че­ний, навер­ное, (я и себя к этим людям при­чис­ляю) не зна­ко­мы с собой. Мы с собой нахо­дим­ся мало, и нас откры­тия пугают.

Може­те тво­рить доб­ро? Сей­час как раз такое вре­мя, когда надо кому-то тво­рить доб­ро. Волон­тёр­ская рабо­та, какое-нибудь твор­че­ство… Исполь­зуй­те пол­ной мерой. И не думай­те, что вы бед­ная из-за отсут­ствия детей. У мно­гих людей не было детей, и это не лиша­ло их ни смыс­ла жиз­ни, ни воз­мож­но­сти помо­гать. Помо­ли­тесь, пожа­луй­ста, за всех, в том чис­ле за детей, кото­рые нахо­дят­ся в труд­ной ситу­а­ции. Это тоже то, что веру­ю­щий чело­век может сде­лать. Мож­но все­гда помочь детям чьим-то в такой непро­стой ситу­а­ции. Это тоже зави­сит от зако­но­да­тель­ства и дру­гих возможностей.

Взрослый сын нарушает самоизоляцию

“Как объ­яс­нить вели­ко­воз­раст­но­му детине в 19 лет, что само­изо­ля­ция отча­сти важ­на для каж­до­го, если он не верит ни в Бога, ни в коро­на­ви­рус, ни в самоизоляцию?…”

Может попро­бо­вать его про­сто отсе­лить? При­звать его к ответ­ствен­но­сти, что мол вирус через тебя может дел наде­лать, поэто­му будь добр, веди себя так в лод­ке, как долж­но. Зна­е­те, в ситу­а­ции кри­зис­ной кто-то дол­жен быть глав­ным и кто-то дол­жен при­ка­зы отда­вать. Толь­ко так может на самом деле коман­да существовать.

Конеч­но, надо пого­во­рить о его ответ­ствен­но­сти. Если реко­мен­ду­ет­ся делать так, зна­чит, навер­ное, так надо делать. Если не пони­ма­ет, то “раз ты такой умный в 19 лет, то давай мы тебя куда-нибудь высе­лим на вре­мя, вот там и живи”. Я думаю, как-то так при­мер­но, но здесь конеч­но нуж­но боль­ше ввод­ных данных.

Злорадство о заражении священников

“Как ком­мен­ти­ро­вать людям, кото­рые зло­рад­ству­ют, что батюш­ки зара­зи­лись вирусом?”

Слу­шай­те, а что батюш­ки виру­сом не боле­ют? Батюш­ки боле­ют всем тем же самым. Свя­щен­ни­ки не из кос­мо­са. Если кто-то счи­та­ет, что батюш­ка — это свя­той столп, кото­рый не боле­ет, изре­ка­ет толь­ко исти­ну все­гда и во всех слу­ча­ях, не гре­шит, то это какое-то абсурд­ное пред­став­ле­ние о свя­щен­ни­ках. Что-то непра­виль­ное у чело­ве­ка в созна­нии. Поэто­му нуж­но объ­яс­нять, что свя­щен­ни­ки — такие же люди.

Нежелание студентов учиться дистанционно

“Как загнать сту­ден­тов учить­ся дистан­ци­он­но, если у них нет моти­ва­ции? Я психолог.”

Если у них нет моти­ва­ции, то никак вы не заго­ни­те. Сво­им руко­во­ди­те­лям так же нуж­но откры­то ска­зать: “Я не могу ходить по домам и всем пин­ков раз­да­вать, что­бы они шли к ком­пью­те­ру учить­ся”. Это невоз­мож­но сде­лать, если нет моти­ва­ции. Надо фор­ми­ро­вать эту моти­ва­цию. В каж­дом слу­чае она фор­ми­ру­ет­ся по-сво­е­му в зави­си­мо­сти от того, что чело­век хочет на выхо­де. Если он хочет хоро­шо сдать ЕГЭ, то я думаю, он будет нор­маль­но видео-кон­фе­рен­ции слушать.

Во всех слу­ча­ях стра­шит неиз­вест­ность. Если есть тре­вож­ность по пово­ду коро­на­ви­ру­са, нуж­но про­го­во­рить все тре­во­ги, выде­лить, что самое страш­ное может слу­чить­ся и обсу­дить эти вопросы. 

________

Под­пи­сы­вай­тесь на youtube-канал Миха­и­ла Хась­мин­ско­го “Пси-имму­ни­тет”, а так­же Вкон­так­те и на Фейс­бу­ке.

Текст: Ека­те­ри­на Соловьева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки