• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Особые дети в садиках Надежды Самойловой Добавлено в рубрику: Детское здоровье

Особые дети в садиках Надежды Самойловой

Распечатать
(6 голосов: 4.33 из 5)

У моих знакомых растет особый ребенок, но они об этом не знают. Вернее, пока не хотят знать. Мальчику уже 2,5 года, но у него нет ни указательного жеста, ни речи (только вокализации), он не слушается, навыки самообслуживания совершенно не развиты. Робкие рекомендации родителям показать ребенка хотя бы неврологу ни к чему не приводят. К сожалению, это тот случай, когда все еще долго будет списываться на «сложный характер», юный возраст и «мальчики медленнее развиваются». Чушь!

Как бы там ни было, странности ребенка невозможно не замечать всю жизнь. Когда-нибудь их все-таки придется принять, а потом – начать что-то делать. И вот здесь начнется очень длинный и непростой путь постоянных поисков. Десятки врачей и педагогов, методик, центров, диет, сотни книг и море слез.

Одна из главных проблем в реабилитации и коррекции особого ребенка заключается в ее фрагментарности или, если хотите, кустарности. Недавно смотрела передачу доктора Е.О. Комаровского о детском аутизме, и он говорил, что в США при постановке такого диагноза ребенку в обычной поликлинике, собирается комиссия, и в течение 1 месяца родителям выдается программа, в которой расписан реабилитационный маршрут: где учиться, у кого наблюдаться, что есть и т.д. Это говорит о системном подходе решения проблемы инвалидности у детей на государственном уровне.

В нашей стране государство готово выделять деньги на реабилитацию детей-инвалидов (пенсия по инвалидности), а вот дальше – все сами. Сами ищем, сами находим, сами оплачиваем. В некоторых случаях – сами создаем. Я хочу рассказать как раз о последнем.

Надежда Самойлова – мама девочки с ДЦП. Ее путь начинался так же, как и у всех особых родителей. Постоянные разъезды, врачи, поиск все новых и новых методик, занятия, на которые уходили почти все деньги семьи. Наконец, отказ в приеме ребенка в детский сад.

Есть такой болезненный момент в жизни, пожалуй, каждого особого родителя – когда ты вдруг осознаешь, что твой особый ребенок никогда не будет, как все. Не начнет говорить, не научится читать и писать, не сможет ходить в школу, не заведет семью. Он всегда будет с тобой. И всегда будет в тебе нуждаться. И эти мысли вдруг предстают такими очевидными и однозначными, что становится тяжело дышать от боли и обиды, и руки опускаются. Именно в этот момент происходит принятие очень важного решения, и родитель с отчаянным спокойствием говорит себе: «Нет. Так – не будет!»

Надежда в свое время тоже приняла решение в пользу максимальной реабилитации своей дочери, но подошла к этому вопросу иначе – создала собственный садик для особых детей.

— Вы очень смелая, — сказала я Надежде, когда мы встретились. – Садик – это большая ответственность и огромное количество хлопот. Почему вы решили его открыть?

— Потому что поняла, что сама я не смогу заниматься с Лесей часами каждый день. Хотя надо! Да я и не умею. Мне проще организовать других, чтобы они это делали, а самой быть просто мамой Леси.

— Я видела Лесю, — сказала я, стараясь выбрать правильную интонацию. – Как вообще динамика?

— Супер! – обрадованно ответила Надежда. – Вы не представляете, что было раньше!

Дальше я пошла знакомиться с садиком. Мое внимание привлекло большое расписание на стене.

— Это расписание отражает индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. Вот, например, — Надежда показывает мне расписание одного из детей. – Этот мальчик ходит к нам три раза в неделю. Днем не спит, поэтому у него в это время поставлены занятия – психолог и дефектолог.

— Это индивидуальные занятия? – уточняю я.

— Да, конечно. В группе занятия у детей тоже есть, но они не всем подходят. Индивидуальная работа все-таки более эффективна, хотя группа тоже нужна. Каждый ребенок получает 2-3 индивидуальных занятия и столько же групповых занятий в день.

— Кстати, про группы. Судя по расписанию, выделенных групп просто нет, они смешанные.

— Да, так и есть. Сначала это было сделано просто для удобства. Чтобы у всех родителей была возможность выбирать график посещения сада, да и у специалистов только так есть возможность провести индивидуальные занятия с каждым ребенком в течение дня. А потом мы заметили хороший терапевтический эффект от этого явления. Дети лучше адаптируются в таких условиях. Они не успевают привыкать к какой-то одной группе, им приходится учиться взаимодействовать с разными детьми, зато в уже знакомой обстановке.

— К вам ведь ходят очень разные дети. По возрасту, уровню развития, с разными диагнозами. Такая инклюзия оправданна?

— Обычно — да. Хотя бывают исключения. За все время был один случай, когда мы отказали одному ребенку – у него была шизофрения. Он был опасен для себя, других детей и воспитателей. К сожалению, мы не умеем работать с такой проблемой, и ничем помочь не могли. В остальном, инклюзия помогает детям неплохо дополнять друг друга и в то же время позволяет им на контрасте выделиться в мини-группы или пары. То есть, в пару могут объединиться два аутичных ребенка или два ребенка с ДЦП, потому что в этой группе они находят того, с кем они похожи.

Мне показали комнату для уединения (если какому-то ребенку становилось тяжело в группе, его уводил воспитатель в отдельную комнату, чтобы малыш мог успокоиться и отдохнуть, не мешая другим), спальню, спортивно-танцевальный зал, кабинеты психолога, логопеда и дефектолога, живой уголок – там чирикали волнистые попугайчики.

— Насколько результативен ваш подход? – в лоб спрашиваю я.

— У нас есть шкала, по которой мы оцениваем результаты наших ребят. Мы ее заполняем, когда ребенок только пришел в садик, и далее ежемесячно в виде отчета – это делают все специалисты по каждому ребенку. В среднем, через 3 месяца посещения садика результаты становятся лучше на 80%. Но хорошая динамика видна и без отчетов. Вы загляните в группу!

Я направилась в игровую, где оставила собственного ребенка на время моего общения с Надеждой, директором садика. У моего мальчика в 2,5 года был поставлен диагноз РАС (расстройство аутистического спектра), сейчас – ЗПРР (задержка психического и речевого развития). Проблемы с речью, коммуникацией, выстраиванием отношений с другими детьми, легкие стереотипии.

Открыла дверь. Дети возились возле большого пластикового домика. Мой сын катал мяч с другим мальчиком, у которого был синдром Дауна.

Они. Вместе. Играли. В мяч.

Ольга Горячева

Метки 2 917 На форум
Оставить комментарий » 2 комментария
  • Татьяна, 08.11.2016

    Все хорошо и замечательно, но только Надежда, к сожалению, не доводит до сведения родителей, что в ее центре нет ни одного сертифицированного специалиста для работы с ребенком у которого диагноз — аутизм. Обычные специалисты (логопеды и дефектологи), имея они хоть двадцать два высших образования, без специальной профессиональной переподготовки  ПРАВИЛЬНО работать не умеют! А это ооочень важно!

    Ответить »
    • Надежда Самойлова, 14.11.2016

      Это очень важное замечание, Татьяна. Мы действительно встречаемся с многими трудностями, особенно с детьми, имеющими РАС. Специалисты, работающие с детьми, постоянно повышают свой уровень квалификации (не только по РАС, но и др категориям детей с ОВЗ) Сотрудникам центра непросто удовлетворить запросы всех родителей. Бывает, что ожидания родителей и возможности садика расходятся. Благо, что в Петербурге есть и другие организации, работающие с аутистами, и у родителей есть выбор: обратиться в центр, практикующий АВА терапию или в наш детский сад, где мы гибко используем разные подходы к обучению. Так как к нам приходят разные дети.

      Мы не скрываем уровень образования специалистов, вы можете познакомиться с их подготовкой в нашей группе или на сайте.

      Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики


Календарь беременности

Средняя продолжительность цикла:

Первый день последней менструации:

См. также тест на беременность

Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.