Польза йоги для здоровья надумана
психолог Наталья Ярасова

Польза йоги для здоровья надумана

(7 голосов4.4 из 5)

Извест­но, что йога берёт своё нача­ло в древ­ней Индии, её глав­ны­ми источ­ни­ка­ми счи­та­ют­ся Веды (сбор­ник свя­щен­ных писа­ний инду­из­ма), Упа­ни­ша­ды (древ­не­ин­дий­ские рели­ги­оз­но-фило­соф­ские трак­та­ты), «Махаб­ха­ра­та», «Бха­га­вад­ги­та», «Йога-сут­ры» Патан­джа­ли (раджа-йога). Поз­же, в сред­не­ве­ко­вой Индии сфор­ми­ро­ва­лось уче­ние хатха-йоги. В древ­них рели­ги­оз­ных текстах йога пред­став­ля­ет­ся как спо­соб духов­но­го само­со­вер­шен­ство­ва­ния чело­ве­ка путём очи­ще­ния разу­ма и кон­тро­ля над чув­ства­ми и телом.

Но та йога, кото­рая широ­ко рас­про­стра­не­на в наши дни во мно­гих стра­нах, кото­рой само­заб­вен­но зани­ма­ют­ся в йога-цен­трах и фит­нес-клу­бах жите­ли Аме­ри­ки, Евро­пы, Рос­сии, появи­лась лишь в ХХ веке. Она пред­став­ля­ет собой сплав восточ­ных рели­ги­оз­ных прак­тик и совре­мен­ных эзо­те­ри­че­ских уче­ний. По сути, совре­мен­ная йога – маги­че­ская прак­ти­ка, так как обе­ща­ет оздо­ров­ле­ние через гар­мо­ни­за­цию энер­ге­ти­че­ских пото­ков, про­ни­зы­ва­ю­щих чело­ве­ка и при­ро­ду. Ком­мер­ци­а­ли­за­ция йоги при­ве­ла к тому, что йога выда­ет­ся за оздо­ро­ви­тель­ный ком­плекс упраж­не­ний, при­прав­лен­ных эле­мен­та­ми пси­хо­ло­ги­че­ских и меди­цин­ских теорий.

На сво­ей родине – в Индии – йога мало рас­про­стра­не­на. По сло­вам гуру шко­лы «Мок­ша Йога» Ача­рии Винай, йогу прак­ти­ку­ют в основ­ном пожи­лые жите­ли дере­вень и мона­хи: «Моло­дёжь из мега­по­ли­сов вро­де Дели или Мум­бая ей не зани­ма­ет­ся, счи­тая «стар­че­ской блажью». 

«Попу­ляр­ность йоги в Индии, даже вопре­ки всем уси­ли­ям госу­дар­ства, направ­лен­ным на пре­вра­ще­ние её в при­ну­ди­тель­ный вари­ант школь­ной и про­из­вод­ствен­ной гим­на­сти­ки, стре­мит­ся к нулю. На уровне лич­но­го опы­та: за 10 лет <про­жи­ва­ния в Индии>  я не встре­чал НИ ОДНОГО инду­са, кото­рый бы в лич­ной жиз­ни прак­ти­ко­вал йогу! Ни одно­го! Учи­те­лей (гуру) йоги – пруд пру­ди, осо­бен­но в тури­сти­че­ских реги­о­нах, а так что­бы само­му по соб­ствен­ной воле зани­мать­ся йогой – уволь­те» (йогин Сер­гей Голу­биц­кий, уче­ник бом­бей­ско­го гуру Лакшмана).

При этом за пре­де­ла­ми Индии йога полу­чи­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди поклон­ни­ков раз­лич­ных эзо­те­ри­че­ских уче­ний и людей, не склон­ных все­рьез заду­мы­вать­ся о сущ­но­сти сво­их заня­тий. Сто­рон­ни­ки запад­ных форм йоги (нью-эйд­жев­ской йоги и фит­нес-йоги) убеж­де­ны, что йога – это спо­соб здо­ро­во­го обра­за жизни.

Мно­гие люди, прак­ти­ку­ю­щие йогу, даже не пони­ма­ют смыс­ла того, что дела­ют. Они про­сто при­ни­ма­ют на веру сло­ва сво­их инструк­то­ров, зара­жа­ясь их уве­рен­но­стью в поль­зе йоги как прак­ти­ки, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щей здо­ро­вье и целост­ность лич­но­сти, гар­мо­ни­зи­ру­ю­щей отно­ше­ния с миром и т. п. Но даже у тех, кто про­дви­га­ет йогу как метод ЗОЖ, объ­яс­не­ния полез­но­сти йоги оккульт­ны по суще­ству. Поэто­му осо­бен­но уди­ви­тель­но, что даже сре­ди пра­во­слав­ных людей мно­го поклон­ни­ков йоги, искренне непо­ни­ма­ю­щих, поче­му это йога несов­ме­сти­ма с Православием.

Для оправ­да­ния сво­е­го увле­че­ния сто­рон­ни­ки йоги заяв­ля­ют, что йога ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное вли­я­ние на здо­ро­вье. Йога пред­став­ля­ет­ся ими фак­ти­че­ски спо­со­бом «вол­шеб­но­го оздоровления».

Но йога – не оздо­ро­ви­тель­ный гим­на­сти­че­ский ком­плекс, а чуж­дая Пра­во­сла­вию рели­ги­оз­ная фило­со­фия.

Йога – это «систе­ма дыха­тель­ных упраж­не­ний и осо­бой гим­на­сти­ки, исполь­зу­ю­щей ста­ти­че­ские позы, что долж­но спо­соб­ство­вать посте­пен­но­му отре­ше­нию духов­но­го нача­ла от телес­но­го <…> на пути к осво­бож­де­нию от уз сан­са­ры <кру­го­во­ро­та рож­де­ний и смер­тей>» (мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев): Исто­рия рели­гий).

Заня­тия йогой недо­пу­сти­мы для пра­во­слав­ных людей. Невоз­мож­но сов­ме­щать хри­сти­ан­скую веру с нехри­сти­ан­ски­ми веро­ва­ни­я­ми и практиками.

Что же каса­ет­ся вли­я­ния йоги на здо­ро­вье, то не суще­ству­ет серьез­ных науч­ных иссле­до­ва­ний, под­твер­жда­ю­щих её пользу.

С одной сто­ро­ны, воз­дей­ствие любой рели­ги­оз­ной прак­ти­ки на здо­ро­вье чело­ве­ка вооб­ще труд­но иссле­до­вать, как мини­мум, из-за невоз­мож­но­сти изме­рить глу­би­ну и каче­ство духов­ной жиз­ни. В духов­ной сфе­ре слиш­ком мно­го фак­то­ров, непро­ве­ря­е­мых науч­ным методом.

С дру­гой сто­ро­ны, в йоге есть эле­мен­ты, резуль­та­ты при­ме­не­ния кото­рых мож­но наблю­дать и про­ве­рять вполне объ­ек­тив­но. Это каса­ет­ся вли­я­ния на здо­ро­вье чело­ве­ка пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских тех­ник, исполь­зу­е­мых в йоге (раз­лич­ные позы, дыха­тель­ные упраж­не­ния, фик­са­ция зре­ния). И вот в этой обла­сти, кото­рая отно­сит­ся уже не к рели­гии, а к меди­цине, есть опре­де­лен­ные досто­вер­ные данные.

Сами йоги при­во­дят нема­лое коли­че­ство яко­бы науч­ных дока­за­тельств в поль­зу йоги. Одна­ко фак­ти­че­ски все суще­ству­ю­щие на дан­ный момент иссле­до­ва­ния йоги носят част­ный харак­тер, в боль­шин­стве сво­ем они про­ве­де­ны поклон­ни­ка­ми йоги и не соот­вет­ству­ют науч­ным тре­бо­ва­ни­ям даже в той части, где это воз­мож­но. Напри­мер, иссле­до­ва­ние, выявив­шее выра­бот­ку зна­чи­тель­но­го коли­че­ства про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных цито­ки­нов у прак­ти­ку­ю­щих йогу в тече­ние года (2017 год, Rashmi Supriya, Angus P. Yu, Paul H. Lee, Christopher W. Lai, Kenneth K. Cheng, Sonata Y. Yau, Lawrence W. Chan, Benjamin Y. Yung, Parco M. Siu), не учи­ты­ва­ет боль­шин­ство сопут­ству­ю­щих фак­то­ров и совер­шен­но не дока­зы­ва­ет, что эти цито­ки­ны выра­ба­ты­ва­ют­ся имен­но бла­го­да­ря йоге, а, напри­мер, не эффек­ту пла­це­бо, или вооб­ще под вли­я­ни­ем каких-то дру­гих явле­ний («эффек­та наблю­да­те­ля», био­ло­ги­че­ской обрат­ной свя­зи и пр.). В этом же иссле­до­ва­нии уста­нов­ле­но сни­же­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния у гипер­то­ни­ков (како­вы­ми и были все 97 обсле­ду­е­мых людей) в той груп­пе, что зани­ма­лась йогой (52 чело­ве­ка). Одна­ко, опять-таки, непра­во­мер­но при­пи­сы­вать этот эффект йоге как тако­вой. Само­ре­гу­ля­ция арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния может про­ис­хо­дить, напри­мер, из-за регу­ляр­но­го исполь­зо­ва­ния дыха­тель­ных тех­ник, кото­рые не явля­ют­ся пре­ро­га­ти­вой исклю­чи­тель­но йоги. И даже еже­ме­сяч­ный внеш­ний кон­троль состо­я­ния в соче­та­нии с уве­рен­но­стью в поль­зе йоги (пла­це­бо) мог ока­зать пози­тив­ное вли­я­ние на стрес­со­вос­при­я­тие испы­ту­е­мых, и, соот­вет­ствен­но, улуч­шить пока­за­те­ли арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния. Не гово­ря уж о том, что дан­ный опыт про­во­дил­ся на слиш­ком малень­кой выбор­ке. Улуч­ше­ние неко­то­рых пара­мет­ров здо­ро­вья все­го у полу­сот­ни чело­век, да еще без уче­та вли­я­ния огром­но­го коли­че­ства сто­рон­них усло­вий, с игно­ри­ро­ва­ни­ем дру­гих воз­мож­ных при­чин полу­чен­ных резуль­та­тов, не явля­ет­ся дока­за­тель­ством поло­жи­тель­но­го вли­я­ния йоги. То же самое мож­но ска­зать об иссле­до­ва­нии, где срав­ни­ва­ли груп­пу йогов с груп­пой бегу­нов, пока­зав­шее, что йога намно­го эффек­тив­нее регу­ляр­но­го бега.

И фак­ти­че­ски все, надо ска­зать весь­ма немно­го­чис­лен­ные, доступ­ные на меди­цин­ских пор­та­лах отче­ты об иссле­до­ва­ни­ях, «под­твер­жда­ю­щих» поль­зу йоги, име­ют такой же недо­сто­вер­ный харак­тер. Их авто­ры пыта­ют­ся выявить реаль­ное улуч­ше­ние каче­ства жиз­ни у йоги­нов. Одна­ко имен­но это, воз­мож­но, и при­во­дит к некор­рект­но­сти наблю­де­ний – жела­ние дока­зать поль­зу пере­ве­ши­ва­ет стрем­ле­ние к объ­ек­тив­но­сти и при­во­дит к фаль­си­фи­ка­ции дан­ных, воз­мож­но, не все­гда намеренной.

Боль­шин­ство же вос­хва­ле­ний йоги исхо­дят от самих йоги­нов, обыч­но не име­ю­щих ника­ко­го отно­ше­ния к нау­ке, но жела­ю­щих дока­зать свою точ­ку зре­ния. Они посто­ян­но ссы­ла­ют­ся на какие-то «иссле­до­ва­ния», не уточ­няя, о каких иссле­до­ва­ни­ях речь. Или же при­во­дят при­ме­ры част­ных незна­чи­тель­ных иссле­до­ва­ний, кото­рые все­рьез науч­но не про­ве­ря­лись и не име­ют ника­кой объ­ек­тив­ной ценности.

Более того, есть серьез­ные осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что утвер­жде­ния о несо­мнен­ной и без­услов­ной поль­зе йоги для здо­ро­вья явля­ют­ся выдуманными.

То, что «про­фес­си­о­наль­ные» йоги боле­ют не мень­ше дру­гих людей, дока­за­но уже давно.

«Все­об­щая дис­пан­се­ри­за­ция, кото­рая была в Индии (пер­вый и послед­ний раз) в 1980‑х годах, пока­за­ла, что йоги­ны, кото­рых там несколь­ко мил­ли­о­нов чело­век, живут в сред­нем даже мень­ше, чем обыч­ный житель Индии, и стра­да­ют к тому же, мас­сой забо­ле­ва­ний. Напри­мер, ката­рак­той глаз, пото­му что посто­ян­но кон­цен­три­ру­ют­ся на солн­це, выви­ха­ми суста­вов, арт­ри­та­ми и арт­ро­за­ми из-за часто­го нахож­де­ния подол­гу в про­ти­во­есте­ствен­ных позах. Йоги стра­да­ют буке­том забо­ле­ва­ний верх­них дыха­тель­ных путей и желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та» (иерей Миха­ил Плот­ни­ков, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры фило­со­фии рели­гии и рели­ги­оз­ных аспек­тов куль­ту­ры БФ, доцент кафед­ры рели­гио­ве­де­ния МФ ПСТГУ).

Во вра­чеб­ной прак­ти­ке накоп­ле­но доста­точ­но фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла, что­бы утвер­ждать, что йога потен­ци­аль­но опас­на для здоровья.

Ещё несколь­ко десят­ков лет назад появи­лось поня­тие «йога-болез­ней», опи­са­ние кото­рых пуб­ли­ко­ва­лось в ува­жа­е­мых меди­цин­ских жур­на­лах: «Нев­ро­ло­гия», «Бри­тан­ский меди­цин­ский жур­нал», жур­нал Аме­ри­кан­ской меди­цин­ской ассоциации.

Напри­мер, в 1972 году Рич Рас­сел, ней­ро­фи­зио­лог из Окс­фор­да, опуб­ли­ко­вал ста­тью в Бри­тан­ском меди­цин­ском жур­на­ле о том, что неко­то­рые позы йоги могут стать при­чи­ной инсуль­та у отно­си­тель­но моло­дых здо­ро­вых людей. Рас­сел обна­ру­жил, что избы­точ­ные изги­бы шеи, кото­рые при­ме­ня­ют­ся в этих позах (напри­мер, бхуд­жан­га­са­на – поза коб­ры), могут трав­ми­ро­вать позво­ноч­ные арте­рии с после­ду­ю­щим повре­жде­ни­ем моз­га. При­ме­ры инсуль­та от йоги при­ве­де­ны и в рабо­те извест­но­го спе­ци­а­ли­ста по реа­би­ли­та­ции из меди­цин­ско­го кол­ле­джа Кор­ну­эль­ско­го уни­вер­си­те­та Вил­ли­баль­да Наг­ле­ра еще в 1973 году. В меди­цин­ском иссле­до­ва­нии при­чин нару­ше­ний моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния док­тор меди­ци­ны Сти­вен Х. Ханус (Илли­нойс) сде­лал вывод: «Йога долж­на рас­смат­ри­вать­ся как воз­мож­ная при­чи­на инсульта».

Нема­ло про­блем у йогов воз­ни­ка­ет с суста­ва­ми, вплоть до пол­ной поте­ри подвиж­но­сти и имплан­та­ции про­те­зов. В Аме­ри­ке были неле­пые слу­чаи, когда инструк­то­ры йоги из-за про­блем со спи­ной про­во­ди­ли обу­че­ние лежа. “Теп­ло­вые” упраж­не­ния бикрам-йоги повы­ша­ют риск рас­тя­же­ний и повре­жде­ний муску­лов и свя­зок: избы­точ­ная рас­тяж­ка свя­зок не поз­во­ля­ет им вос­ста­нав­ли­вать­ся, воз­вра­щать преж­нюю фор­му, и уве­ли­чи­ва­ет веро­ят­ность их над­ры­ва, выви­хов и сме­ще­ний. В резуль­та­те базо­вой аса­ны «поза соба­ки мор­дой вниз» могут повре­дить­ся ахил­ло­вы сухо­жи­лия. Уси­лен­ная прак­ти­ка вад­жра­са­ны (сиде­ния на коле­нях) спо­соб­на повре­дить седа­лищ­ный нерв. Кли­ни­ци­ста­ми даже исполь­зу­ет­ся осо­бый тер­мин: “йогов­ский отказ ног” (yoga foot drop).

В 2009 году уче­ные из меди­цин­ско­го кол­ле­джа Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та опуб­ли­ко­ва­ли резуль­та­ты опро­са несколь­ких сотен людей. Они спро­си­ли учи­те­лей йоги и вра­чей: «С каки­ми серьез­ны­ми про­бле­ма­ми, вызван­ны­ми йогой, вам при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся?» Опрос пока­зал, что самое повре­жда­е­мое в резуль­та­те йоги место – низ спи­ны (231 слу­чай сре­ди опро­шен­ных). Дру­гие часто повре­жда­е­мые места – пле­чи (219), коле­ни (174), шея (110). Затем идут инсуль­ты. В 4 слу­ча­ях йогов­ские экс­тре­маль­ные упраж­не­ния при­ве­ли к повре­жде­нию моз­га той или иной степени.

Реаль­ную трав­ма­тич­ность йоги пока­зы­ва­ют и обзо­ры Аме­ри­кан­ской Комис­сии по без­опас­но­сти потре­би­тель­ских това­ров (USCPSC), обра­ща­ю­щей вни­ма­ние на то, что по мере рас­про­стра­не­ния йоги, чис­ло свя­зан­ных с йогой обра­ще­ний в травм­пунк­ты быст­ро растет.

Одна­ко, при­ме­няя йогу для сво­е­го соб­ствен­но­го здо­ро­вья, люди ред­ко учи­ты­ва­ют свои про­ти­во­по­ка­за­ния к раз­лич­ным позам. Подоб­ная лег­ко­мыс­лен­ность порож­де­на иллю­зи­ей, что йога абсо­лют­но без­опас­на.  В «клас­си­че­ских учеб­ни­ках» по йоге (Джа­ган­натх Ганеш Гун «Йога-миман­са», «Аса­ны» (1931 г); Индра Деви «Быть веч­но моло­дым, веч­но здо­ро­вым» (1953 г); Б. К. С. Айен­гар «Свет на Йоге», 1965 г., Сва­ми Шива­нан­да, Пат­таб­хи Джойс и Бикрам Чоуд­х­ури) эта прак­ти­ка пред­став­ля­ет­ся в радуж­ных тонах чуть ли не как пана­цея от всех бед. О воз­мож­ной опас­но­сти йоги в них даже не упо­ми­на­ет­ся. Напри­мер, Сва­ми Шива­нан­да, индий­ский гуру и йогин, осно­ва­тель «Обще­ства боже­ствен­ной жиз­ни», утвер­ждал, что: «Насто­я­щая йога так же без­опас­на как мате­рин­ское молоко».

Более совре­мен­ные авто­ры уже зна­ют о мно­же­стве постра­дав­ших от йоги, поэто­му пишут об её опас­но­сти в сво­их кни­гах, обос­но­вы­вая воз­мож­ный вред непра­виль­ным исполь­зо­ва­ни­ем техники:

«Я дол­жен обра­тить­ся к неко­то­рым прак­ти­ку­ю­щим хатха-йогу со стро­гим пре­ду­пре­жде­ни­ем. Мно­гие люди полу­чи­ли неиз­ле­чи­мые болез­ни и даже сошли с ума, пото­му что дела­ли упраж­не­ния йоги без при­ве­де­ния души и тела в над­ле­жа­щее состо­я­ние. Кни­ги по йоге пол­ны таких пре­ду­пре­жде­ний… Напри­мер, Геран­да Сам­хи­та объ­яв­ля­ет, что если некто нач­нет упраж­нять­ся в жар­кую, холод­ную или дожд­ли­вую пого­ду, то это при­ве­дет к болез­ни; так­же если нет уме­рен­но­сти в пище и желу­док более чем напо­ло­ви­ну напол­нен тяже­лой пищей… “Хатха-йога пра­дипи­ка” гово­рит, что уста­нав­ли­вать кон­троль за дыха­ни­ем нуж­но посте­пен­но, “как при­ру­ча­ют львов, сло­нов и тиг­ров”, в про­тив­ном слу­чае “экс­пе­ри­мен­та­тор будет убит”; а при любых ошиб­ках воз­ни­ка­ют кашель, аст­ма, голов­ные боли, боли в гла­зах и ушах и мно­гие дру­гие болез­ни». «Я дол­жен ясно ска­зать, что я не реко­мен­дую эти упраж­не­ния, так как счи­таю, что хатха-йога очень опас­на» (Эрнест Вуд «Семь школ йоги»).

В послед­ние годы про­тив повсе­мест­но­го рас­про­стра­не­ния йоги под видом оздо­ро­ви­тель­ной про­це­ду­ры высту­па­ют даже круп­ные запад­ные йогов­ские гуру, пре­ду­пре­жда­ю­щие о вре­де этой прак­ти­ки для боль­шин­ства людей.

В 2003 году Кэрол Кру­кофф, йога-инструк­тор и врач меди­цин­ско­го цен­тра Уни­вер­си­те­та Дюка (Север­ная Кали­фор­ния), рас­ска­за­ла о сво­ем опы­те. На одной из теле­пе­ре­дач она демон­стри­ро­ва­ла слож­ную позу йоги и надо­рва­ла под­ко­лен­ное сухо­жи­лие. На вос­ста­нов­ле­ние ноги ей пона­до­бил­ся целый год.

Ряд откро­ве­ний о том, как йога повре­ди­ла их здо­ро­вью, был сде­лан сотруд­ни­ка­ми извест­но­го жур­на­ла «Yoga Journal».

Редак­тор «Йоги» Кейт­лин Куи­ст­га­ард рас­ска­за­ла, как надо­рва­ла связ­ку в клас­се йоги. По ее сло­вам, после это­го она реаль­но осо­зна­ла, как йога может не толь­ко помо­гать, но и кале­чить, о чём ранее мно­го­крат­но слы­ша­ла от сво­их коллег.

Зна­ме­ни­тый йогин Род­жер Коул, док­тор фило­со­фии, сер­ти­фи­ци­ро­ван­ный пре­по­да­ва­тель йоги Айен­га­ра из Yoga Del Mar (Сан-Диего), пси­хо­лог, не раз писал в «Yoga Journal» и сооб­щал в Аме­ри­кан­ском кол­ле­дже спор­тив­ной меди­ци­ны о том, что клас­си­че­ские позы йоги опас­ны и могут повре­дить мыш­цы, связ­ки, позво­ноч­ные дис­ки. Коул пред­ла­га­ет моди­фи­ци­ро­вать позы йоги для сни­же­ния рис­ков. Напри­мер, в «стой­ке на пле­чах» он реко­мен­ду­ет под­кла­ды­вать под пле­чи сло­жен­ные поло­тен­ца, что­бы умень­шить угол меж­ду голо­вой и телом.

Одна­ко Тимо­ти Мак­Колл, врач, меди­цин­ский редак­тор «Yoga Journal», назвал стой­ки вниз голо­вой, неза­ви­си­мо от моди­фи­ка­ций, слиш­ком опас­ны­ми для обыч­ных клас­сов йоги: «К несча­стью, отри­ца­тель­ные эффек­ты стой­ки на голо­ве могут быть крайне непред­ска­зу­е­мы». Сам Мак­Колл испы­тал на себе послед­ствия пере­жа­тия нер­вов в резуль­та­те стой­ки на голо­ве. После отме­ны этой позы болез­нен­ная симп­то­ма­ти­ка у него исчез­ла. По сло­вам Мак­Кол­ла, стой­ка на голо­ве спо­соб­на вызвать деге­не­ра­тив­ный арт­рит заты­лоч­ной части позво­ноч­ни­ка и повре­жде­ние сет­чат­ки из-за повы­шен­но­го внут­риг­лаз­но­го давления.

Зна­ме­ни­тый аме­ри­кан­ский йогин Гленн Блэк, обу­чав­ший­ся йоге в Индии у Б. К. С. Айен­га­ра, сам име­ю­щий «звезд­ных» уче­ни­ков, высту­пил на кон­фе­рен­ции в Оме­га Инсти­тьют, рас­ска­зав о соб­ствен­ной йога-болез­ни. Он мно­го­крат­но сооб­щал обще­ствен­но­сти (напри­мер, через New York Times, NBC News и др.) об огром­ном коли­че­стве травм от йоги, с кото­рым он стал­ки­вал­ся в сво­ей прак­ти­ке. Он не раз видел, как не толь­ко начи­на­ю­щие, но и «про­дви­ну­тые» йоги­ны кале­чи­ли свое здо­ро­вье поза­ми йоги, и сам был вынуж­ден прой­ти через серьез­ную опе­ра­цию на повре­жден­ном йогой позво­ноч­ни­ке. Гленн Блэк откры­то заяв­ля­ет о серьез­ном вре­де йоги для тех, кто зани­ма­ет­ся ею лишь как оздо­ро­ви­тель­ной гим­на­сти­кой, и для тех, кто непра­виль­но пони­ма­ет уче­ние йоги (себя со сво­и­ми трав­ма­ми он, ско­рее все­го, само­кри­тич­но отно­сит имен­но к этой груп­пе «непро­свет­лен­ных). Г. Блэк навлек на себя огром­ное коли­че­ство обви­не­ний, оскорб­ле­ний и даже смер­тель­ных угроз за свое утвер­жде­ние, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство прак­ти­ку­ю­щих йогу долж­но пре­кра­тить ею зани­мать­ся пол­но­стью, так как йога опас­на для их здо­ро­вья. По сло­вам Блэка, йога под­хо­дит толь­ко для людей в отлич­ной спор­тив­ной фор­ме, наце­лен­ных на духов­ные прак­ти­ки. Для тех же, кто наде­ет­ся с помо­щью йоги оздо­ро­вить­ся, сбро­сить вес и т. д., вме­сто йоги нуж­на лечеб­ная физ­куль­ту­ра или даже лечение.

То есть «рефор­ма­то­ры» из йогов­ско­го сооб­ще­ства не отка­зы­ва­ют­ся от йоги как тако­вой, а гово­рят, что весь вред от непра­виль­но­го пони­ма­ния йоги. Они наста­и­ва­ют на том, что нель­зя отно­сить­ся к ней как к физи­че­ской дис­ци­плине, телес­ным упраж­не­ни­ям. Они под­чер­ки­ва­ют «духов­ный» харак­тер йоги и при­зы­ва­ют стре­мить­ся к ее «выс­шим сту­пе­ням»: «Миф, что без­опас­но делать аса­ны без осо­знан­но­сти и созна­ния» (Гленн Блэк).

По мне­нию опыт­ных йогов­ских гуру, еще одной при­чи­ной вре­да от йоги ста­ло то, что из «серьез­ной духов­ной прак­ти­ки» она ста­ла биз­нес-систе­мой. Это при­ве­ло к появ­ле­нию огром­но­го коли­че­ства «наштам­по­ван­ных» учи­те­лей йоги (Гленн Блэк как-то про­во­дил ана­ло­гию с саран­чой, а в самой Индии «чис­ло учи­те­лей (гуру) мно­го­крат­но пре­вос­хо­дит коли­че­ство мест­ных адеп­тов»). Инструк­то­ры йоги в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве сво­ем не име­ют меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния, что не меша­ет им исполь­зо­вать йогу, выда­вая её за оздо­ро­ви­тель­ную тех­ни­ку – разу­ме­ет­ся, без како­го-либо серьез­но­го отсле­жи­ва­ния состо­я­ния здо­ро­вья дове­рив­ших­ся им «уче­ни­ков». Так­же мало кто из учи­те­лей йоги полу­чил спе­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние фит­нес-тре­не­ра или тре­не­ра по реа­би­ли­та­ции здо­ро­вья. И даже сер­ти­фи­ци­ро­ван­но­го «йоги­че­ско­го» обра­зо­ва­ния эти инструк­то­ры зача­стую не име­ют. Уже не раз упо­мя­ну­тый Гленн Блэк не скры­ва­ет того, что он не име­ет ника­ко­го под­твер­жде­ния сво­ей ква­ли­фи­ка­ции: «У меня совсем нет доку­мен­тов. Я не полу­чил сер­ти­фи­ка­цию в йоге Айен­га­ра…». «Эти сер­ти­фи­ка­ты <…> ниче­го не сто­ят, пото­му что <…> если кто-то не обла­да­ет даром, или врож­ден­ным пони­ма­ни­ем, или глу­би­ной опы­та, они будут про­сто пере­ска­зы­вать то, что они узна­ли, и при­ме­нять это к встре­тив­шей­ся ситу­а­ции». То есть широ­ко рас­про­стра­нен­ная йога – это абсо­лют­но бес­кон­троль­ная прак­ти­ка «учи­тель­ства», в кото­рой обес­це­ни­ва­ет­ся необ­хо­ди­мость спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния, тера­пев­ти­че­ской и даже про­стой чело­ве­че­ской ответ­ствен­но­сти за здо­ро­вье дру­гих людей. Учи­те­лем может стать любой, кто увле­чен йогой, име­ет боль­шой опыт ее исполь­зо­ва­ния и счи­та­ет себя доста­точ­но про­дви­ну­тым для того, что­бы учить других.

При этом в йогов­ском сооб­ще­стве есть те, кто при­зы­ва­ет ради устра­не­ния опас­но­сти пре­об­ра­зо­вать йогу: изме­нить позы, исполь­зо­вать сред­ства, смяг­ча­ю­щие их вред­ное воз­дей­ствие и т. п. Они игно­ри­ру­ют тот факт, что систе­ма йогов­ских поз завя­за­на на оккульт­ном пред­став­ле­нии об «энер­ге­ти­че­ских пото­ках» в чело­ве­че­ском теле:

«Нити пра­ни­че­ской энер­гии про­ни­зы­ва­ют все чело­ве­че­ское тело. Про­ле­гая внут­ри нер­вов, вдоль позво­ноч­ни­ка, они соеди­ня­ют­ся в шесть чакр, в осно­ва­нии кото­рый рас­по­ло­жен источ­ник энер­гии огня – кун­да­ли­ни. Про­буж­де­ние его дару­ет чело­ве­ку осво­бож­де­ние, радость, гар­мо­нию и покой, кото­рые явля­ют­ся конеч­ной целью изу­че­ния всех йогов­ских прак­тик йоги» (Yoga Journal).

Клас­си­че­ские позы йоги пред­на­зна­че­ны как раз для это­го «осво­бож­де­ния», то есть вос­ста­нов­ле­ния «нару­шен­ных энер­ге­ти­че­ских потоков»:

«Аса­на — это поло­же­ние тела, в кото­ром, с пози­ций индий­ской фило­со­фии и рели­гии, управ­ле­ние энер­ги­ей и физио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми в орга­низ­ме осу­ществ­ля­ет­ся за счёт пере­рас­пре­де­ле­ния натя­же­ний, сжа­тий и напря­же­ний в теле».

При­чем, соглас­но уче­нию йоги, аса­ны не про­сто были выбра­ны чело­ве­ком, как самые удоб­ные и рав­но­вес­ные позы (к тому же, боль­шин­ство поз йоги совер­шен­но неудоб­ны). Аса­ны – это резуль­тат «боже­ствен­но­го выбора»:

«Шива гово­рил о 8400000 аса­нах и толь­ко он знал их. Из это­го чис­ла он ото­брал 84, из кото­рых 4 явля­ют­ся наи­бо­лее важ­ны­ми и полез­ны­ми» (по сло­вам Горак­ша­натха — покро­ви­те­ля всех йогинов).

Изме­не­ние поз йоги лиша­ет эти позы смысла.

Но таких йогов (йоги­нов) мало вол­ну­ет, что моди­фи­ци­ро­ван­ная йога фак­ти­че­ски пере­ста­ет быть йогой: как раз они и отно­сят­ся к йоге ско­рее как к «оздо­ро­ви­тель­ной методике».

Одна­ко в таком слу­чае воз­ни­ка­ет вопрос: а какой смысл тогда зани­мать­ся имен­но йогой? Попыт­ки сде­лать из йоги «оздо­ро­ви­тель­ную физ­куль­ту­ру» неле­пы, хотя бы из-за её потен­ци­аль­но­го вре­да для здо­ро­вья. Есть мно­же­ство раз­ра­бо­тан­ных вра­ча­ми, без­опас­ных для тела физи­че­ских ком­плек­сов, в тот чис­ле с исполь­зо­ва­ни­ем ста­ти­че­ских поз.

Вот сло­ва одно­го опыт­но­го инструк­то­ра йоги:

«Целям, кото­рые ста­вит перед собой нор­маль­ный чело­век, рав­но­душ­ный к восточ­ной фило­со­фии, боль­ше отве­ча­ет обыч­ная аэро­би­ка, тан­цы, атле­ти­ка и дру­гой нор­маль­ный спорт, без «духов­но­сти» в нагрузку».

Те поло­жи­тель­ные эффек­ты йоги, кото­рые неред­ко при­во­дят в каче­стве аргу­мен­та в поль­зу этой прак­ти­ки, вполне объ­яс­ня­ют­ся сопут­ству­ю­щи­ми йоге действиями.

Напри­мер, дыха­тель­ные тех­ни­ки, как уже было ска­за­но, спо­соб­ству­ют само­ре­гу­ля­ции и сни­же­нию уров­ня стрес­са. Но дыха­тель­ные тех­ни­ки мож­но исполь­зо­вать и безо вся­кой йоги.

Изме­не­ние режи­ма пита­ния (неко­то­рые виды йоги пред­по­ла­га­ют осо­знан­ный под­ход к пита­нию и даже веге­та­ри­ан­ство) помо­га­ет изба­вить­ся от лиш­не­го веса. Но соста­вить полез­ную дие­ту мож­но и без йоги.

Более спо­кой­ное состо­я­ние, сни­же­ние уров­ня тре­вож­но­сти и про­чие пси­хо­ло­ги­че­ские эффек­ты йоги во мно­гом свя­за­ны с вне­се­ни­ем орга­ни­зо­ван­но­сти в свою жизнь (йога пред­по­ла­га­ет систе­ма­тич­ность заня­тий, чет­кий ритм тру­да-отды­ха, уме­ние пере­клю­чать вни­ма­ние и т. п.). Одна­ко те же самые эффек­ты могут обес­пе­чить и дру­гие регу­ляр­ные заня­тия физ­куль­ту­рой, рабо­та над сво­им пси­хо­ло­ги­че­ским здо­ро­вьем и, глав­ное, осо­знан­ная духов­ная жизнь.

«Мно­гие упраж­не­ния йоги ока­зы­ва­ют неболь­шое поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на опре­де­лен­ных людей, по край­ней мере, такое, кото­рое ока­зы­ва­ют и упраж­не­ния дру­гих ком­плек­сов. Но, вооб­ще гово­ря, эти упраж­не­ния вхо­дят в струк­ту­ру инду­из­ма и явля­ют­ся эта­па­ми более широ­ко­го и обще­го духов­но­го вос­хож­де­ния. Их конеч­ная цель – нечто боль­шее, чем про­сто хоро­шее физи­че­ское само­чув­ствие… Ведь и коле­но­пре­кло­не­ния нашей молит­вен­ной тра­ди­ции не явля­ют­ся про­сты­ми тело­дви­же­ни­я­ми, а свя­за­ны с более глу­бо­ки­ми про­цес­са­ми и выра­жа­ют опре­де­лен­ный настрой и состо­я­ние души, стре­мя­щей­ся к духов­ным целям; точ­но так же и более слож­ные упраж­не­ния йоги свя­за­ны с инду­ист­ски­ми веро­ва­ни­я­ми и индий­ским духов­ным, рели­ги­оз­ным опы­том» (Архи­епи­скоп Албан­ский Ана­ста­сий (Янну­ла­тос).

Сто­ит еще раз повто­рить: «серьез­ные йоги­ны» наста­и­ва­ют на том, что йога «нико­гда не была эле­мен­том физи­че­ской куль­ту­ры и нико­гда тера­пев­ти­че­ский эффект от заня­тий аса­на­ми (поза­ми) и пра­на­я­мой (дыха­тель­ной гим­на­сти­кой) не моти­ви­ро­вал­ся забо­той о здо­ро­вье. Более того, вли­я­ние йоги на чисто физи­че­ский аспект жиз­ни чело­ве­ка, в луч­шем слу­чае ней­траль­но, в худ­шем (при систе­ма­ти­че­ских ошиб­ках в прак­ти­ке) – пагуб­но» (Сер­гей Голу­биц­кий). Йога – это рели­ги­оз­ная прак­ти­ка. На про­тя­же­нии сто­ле­тий она раз­ви­ва­лась как дхар­ма, что в широ­ком смыс­ле сло­ва озна­ча­ет «путь к пости­же­нию боже­ствен­но­го», при­чем, путь, несов­ме­сти­мый с Пра­во­сла­ви­ем.

Не сто­ит лег­ко­мыс­лен­но отно­сить­ся к подоб­ным пре­ду­пре­жде­ни­ям и обма­ны­вать­ся воз­мож­но­стью исполь­зо­вать йогу как оздо­ро­ви­тель­ный метод. «Йога – это не утрен­няя физ­куль­ту­ра и не мод­ное сред­ство дер­жать себя в тону­се» (гуру Ача­рия Винай). 

Духов­ные послед­ствия заня­тий йогой обыч­но хоро­шо замет­ны при обще­нии с йоги­на­ми: их миро­вос­при­я­тие име­ет ряд харак­тер­ных черт, кото­рые мало отли­ча­ют­ся в раз­лич­ных фор­мах йоги, даже при пара­док­саль­ных попыт­ках при­ми­рить йогу и христианство:

«Фран­цуз­ский монах-бене­дик­ти­нец Дешане напи­сал о сво­ем опы­те пре­вра­ще­ния йоги в «хри­сти­ан­ское» уче­ние… Любой пони­ма­ю­щий при­ро­ду пре­ле­сти, или духов­но­го заблуж­де­ния, узна­ет в этом опи­са­нии «хри­сти­ан­ской йоги» точ­ные харак­те­ри­сти­ки тех, кто духов­но сбил­ся с пути… То же стрем­ле­ние к «свя­тым и боже­ствен­ным чув­ствам», та же откры­тость и готов­ность быть «вос­хи­щен­ным» неким духом, те же поис­ки не Бога, а «духов­ных уте­ше­ний», то же само­опья­не­ние, кото­рое оши­боч­но при­ни­ма­ет­ся за «состо­я­ние бла­го­да­ти», та же неве­ро­ят­ная лег­кость, с кото­рой чело­век ста­но­вит­ся «созер­ца­те­лем» или «мисти­ком», те же «мисти­че­ские откро­ве­ния» и псев­до­ду­хов­ные состо­я­ния. Это общие харак­тер­ные при­зна­ки тех, кто впал имен­но в это состо­я­ние духов­но­го заблуж­де­ния…» (иеро­мо­нах Сера­фим (Роуз).

Точ­но так же прак­ти­ку­ю­щие буд­дий­ско-инду­ист­скую йогу или йогу под видом эзо­те­ри­че­ской прак­ти­ки скон­цен­три­ро­ва­ны на сво­их чув­ствах, экзаль­ти­ро­ван­но откры­ты миру, ищут вме­сто Бога «духов­ных уте­ше­ний», регу­ляр­но вво­дят себя в «состо­я­ние бла­го­да­ти», взра­щи­ва­ют в себе неве­ро­ят­ную созер­ца­тель­ную лег­кость, жаж­дут пси­хо­ло­ги­че­ских или даже эзо­те­ри­че­ских, мисти­че­ских откро­ве­ний. «Даже свои мыс­ли и чув­ства они объ­яс­ня­ют для себя на язы­ке йоги» (прот. Димит­рий Смир­нов). Всё это – вме­сто духов­ной жиз­ни ради «еди­не­ния с Трии­по­стас­ным Богом в лице Гос­по­да наше­го Иису­са Христа».

«Гово­ря о духов­ной опас­но­сти от заня­тий йогой, мож­но крат­ко ска­зать так: если будешь зани­мать­ся насто­я­щей инду­ист­ской или буд­дист­ской йогой – впа­дешь в само­обо­льще­ние – будешь счи­тать себя «богом», а если будешь зани­мать­ся нью­эй­д­жев­ской йогой так­же впа­дешь в пре­лесть… От заня­тий фит­нес-йогой серьез­ных духов­ных послед­ствий нет, впро­чем, как пра­ви­ло, фит­не­сом зани­ма­ют­ся люди, кото­рые вооб­ще не живут ника­кой духов­ной жиз­нью» (свя­щен­ник Миха­ил Плот­ни­ков. Йога для христианина). 

Ната­лья Яра­со­ва, пси­хо­лог Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

2 комментария

  • Еле­на, 14.03.2022

    Мно­го напи­са­но, очень умно, места­ми даже слиш­ком, НО! Имен­но заня­тия йогой поз­во­ля­ют мне удер­жи­вать гор­мо­наль­ный фон на том уровне, при кото­ром я могу более-менее снос­но жить (при моём забо­ле­ва­нии). Есте­ствен­но, я не прак­ти­кую ника­ких меди­та­ций, завы­ва­ний “ООООММММ” , я их про­сто не пони­маю и не вос­при­ни­маю, а вот гим­на­сти­ку, гор­мо­наль­ную — да, каж­дый день, ина­че уже про­тя­ну­ла бы ноги.

    Ответить »
    • Ната­лья Ярасова, 17.03.2022

      Йога – это не гим­на­сти­ка. Давай­те «пре­па­ри­ру­ем» йогу – ведь это ком­плекс, кото­рый мож­но раз­бить на части. Обо­зна­чим наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные эле­мен­ты йоги, даже если они встре­ча­ют­ся не во всех «шко­лах» (я не знаю, чем имен­но поль­зу­е­тесь Вы). Их мож­но раз­де­лить на две группы:

      1. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские тех­ни­ки и упражнения:

      - Спе­ци­аль­ные позы без исполь­зо­ва­ния под­руч­ных средств или при помо­щи опор, сту­льев, под­вес­ных гама­ков. Неко­то­рые шко­лы и йоги и отдель­ные йога-цен­тры выби­ра­ют для себя толь­ко отдель­ные позы, отка­зы­ва­ясь от опас­ных, или рас­ши­ря­ют репер­ту­ар поз, при­ду­мы­ва­ют свои, отли­ча­ю­щи­е­ся от клас­си­че­ских (в акро-йоге).
      — Дви­же­ния и жесты.
      — Растяжки.
      — Дыха­тель­ные упражнения.
      — Кон­цен­тра­ция взгляда.
      — Изме­не­ние режи­ма питания.
      — Тех­ни­ки релаксации.
      — Заня­тия при высо­кой тем­пе­ра­ту­ре и влаж­но­сти воз­ду­ха (в бикрам-йоге).
      — Фор­му­лы самовнушения.
      — Режим заня­тий йогой — систем­ность и регу­ляр­ность занятий.

      2. То, что назы­ва­ют «пони­ма­ние».

      - Усво­е­ние фило­со­фии йоги (пред­став­ле­ния о миро­устрой­стве, вклю­чая уче­ние о некой живой энергии).
      — При­ня­тие как осно­вы йоги уче­ния о крийе («внут­рен­нее дей­ствие», «дви­же­ние энер­гии по энер­ге­ти­че­ским кана­лам и чакрам»). Йога – это спо­соб «раз­бло­ки­ро­ва­ния» и «вос­ста­нов­ле­ния» это­го нару­шен­но­го движения.
      — Жела­тель­но изу­че­ние свя­щен­ных для йогов писаний.

      И вот при «ПОНИМАНИИ» про­сто позы ста­но­вят­ся поза­ми для меди­та­ции (аса­на­ми), дыха­тель­ные упраж­не­ния, кон­цен­тра­ция взгля­да, тех­ни­ки релак­са­ции, фор­му­лы само­вну­ше­ния ста­но­вят­ся МЕДИТАТИВНЫМИ тех­ни­ка­ми, меди­та­ции допол­ня­ют­ся ман­тра­ми (не во всех видах йоги), и всё это направ­ля­ет­ся на «рас­кры­тие чакр» и «вос­ста­нов­ле­ние пото­ка энергии». 

      При глу­бо­ком «пони­ма­нии» к заня­ти­ям йоги добав­ля­ют­ся еще «слу­же­ние миру» и «бес­ко­рыст­ный труд». У отдель­ных людей это искрен­нее устрем­ле­ние совер­шать бла­го дру­гим людям — не толь­ко на сло­вах, а у дру­гих мно­го слов о доб­ро­те, а на деле – стя­жа­тель­ство, мани­пу­ля­ции, агрес­сия. Ведь если чело­век зани­ма­ет­ся йогой, это не дела­ет его зло­де­ем, как не дела­ет и свя­тым (йоги­че­ское про­свет­ле­ние ниче­го обще­го со свя­то­стью не име­ет). Йоги – точ­но такие же люди, как и все. Есть доб­рые, есть злые. Есть умные, есть глу­пые. Есть чест­ные, есть обман­щи­ки. Но если гово­рить не о кон­крет­ных людях, а о йоги­че­ских общи­нах – там мно­го обма­на. Напри­мер, йоги из сек­ты криш­на­и­тов «бес­плат­но дарят» кни­ги – за пожерт­во­ва­ние. Весь­ма хоро­шее пожерт­во­ва­ние, порой боль­ше, чем цена кни­ги в мага­зине. А если не пожерт­ву­е­те, «пода­рен­ную» кни­гу забе­рут, что­бы «пода­рить» более щед­ро­му жерт­во­ва­те­лю. И нуж­но пони­мать, что под «слу­же­ни­ем миру» в йоге пони­ма­ет­ся не совсем то, что в Пра­во­сла­вии – там миро­устрой­ство по-дру­го­му видит­ся, душа по-дру­го­му видит­ся, и то, что для йога хоро­шо, для пра­во­слав­но­го может быть плохо.

      Но, воз­вра­ща­ясь к «ана­то­мии» йоги. Йога – это двух­ком­по­нент­ная, вклю­ча­ю­щая в себя и «упраж­не­ния», и оккульт­но-рели­ги­оз­ную фило­со­фию, прак­ти­ка, недо­пу­сти­мая для пра­во­слав­ных людей.

      Вы гово­ри­те, что зани­ма­е­тесь йогой – то есть «гор­мо­наль­ной» (не очень понят­но, что это зна­чит) гим­на­сти­кой безо вся­ких меди­та­ций и мантр. Если Вы при этом еще и не вери­те во вся­кие энер­гии и чак­ры, про­сто при­ни­ма­е­те позы, дви­га­е­тесь, дыши­те, кон­цен­три­ру­е­те вни­ма­ние, напри­мер, на теле, то Вы, дей­стви­тель­но, зани­ма­е­тесь гим­на­сти­кой и т. д. Физ­куль­ту­ра, релак­са­ция и дыха­тель­ные прак­ти­ки вооб­ще заме­ча­тель­но вли­я­ют на нерв­ную и гор­мо­наль­ную систе­мы (при из разум­ном исполь­зо­ва­нии). Но не путай­те, это – НЕ йога. 

      Йога ОБЯЗАТЕЛЬНО вклю­ча­ет в себя и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские прак­ти­ки, и «пони­ма­ние». Без «пони­ма­ния» все это оста­ет­ся поза­ми, дви­же­ни­я­ми, дыха­тель­ны­ми тех­ни­ка­ми, дие­той, режи­мом дня и тре­ни­ро­вок. Высо­кую тем­пе­ра­ту­ру и влаж­ность, напри­мер, мож­но в бане получить.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки