Россия изменяет законодательство для защиты прав инвалидов
М.Г. Осокин

Россия изменяет законодательство для защиты прав инвалидов

(7 голосов4.4 из 5)

Конвенция ООН о защите прав инвалидов была ратифицирована более двух лет назад. И лишь теперь вносятся весомые изменения в законодательство страны. Но это лишь начало пути. Об этом рассказывает председатель Владимирского регионального отделения ВОИ Михаил Геннадьевич ОСОКИН.

«Конвенция о правах инвалидов» была принята Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 г. Конвенция была подписана Россией в сентябре 2008 г. К документу присоединились 110 стран.

Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. В этом документе особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов, как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

– Михаил Геннадьевич, какие же изменения внесены в законодательство и что они реально изменяют? На сайте ВОИ говорится лишь об изменениях в федеральном Законе о социальной защите инвалидов…

– Это не совсем так. На самом деле, принятый в минувшем декабре закон затронул множество нормативных актов. Произошла масса существенных изменений. Еще больше будет в ближайшей перспективе.

Изменения в Закон о социальной защите инвалидов внесены, приводят его в соответствие с требованиями конвенции. Появились изменения и в сфере оказания социальных услуг. Теперь социальные услуги имеют право предоставлять не только государственные учреждения, но и общественные, и коммерческие организации.

– Почему так долго «запрягали»?

– Действительно, Конвенция ООН о правах инвалидов была ратифицирована в мае 2012 года. Изначально прозвучало, что в нашей стране законодательство столь в целом продвинуто, что менять в нем в принципе ничего не стоит. Но все оказалось не так просто.

Всех тонкостей, которые нужно было учесть, изначально никто не мог даже предположить.

Социальная защита инвалидов – комплексная вещь. Ведь кроме федеральных законов, нужно было изменить массу подзаконных актов, связанных с ними. Это очень большой и сложный массив работы. Поэтому изменения коснулись не только федерального Закона о социальной защите инвалидов, а даже тех законов, которые к инвалидам, казалось бы, не имеют прямого отношения. Например, Градостроительный кодекс или законодательство по транспорту.

После того, как проанализировали всё до деталей, выяснилось, что в законы и подзаконные акты необходимо внести более двух тысяч изменений. Кропотливая и сложная работа по их подготовке продолжалась практически два года. В ней приняли участие органы социальной защиты, общественные организации, органы юстиции.

Львиная доля изменений уже внесена. Другие вступят в силу позже. Мы стоим на пороге реального исполнения Конвенции на территории России.

– Итак, по порядку. Расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые уже происходят.

– Во-первых, у нас скоро появится Единый реестр инвалидов Российской Федерации. К сожалению, до сегодняшнего момента в стране неизвестно, сколько у нас инвалидов и каковы их потребности. Существует несколько таких баз данных в различных ведомствах, которые между собой практически не связаны. Передача необходимой информации от ведомства к ведомству сопряжена с массой проблем. Нередко чиновники предпочитали обращаться в общественные организации, чтобы получить определенную информацию. К примеру, сколько у нас инвалидов-колясочников. Это не праздный интерес, потому что эти данные должны лежать в основе управленческих решений. А значит, должны планироваться финансовые расходы бюджетов. База, конечно же, не будет общедоступной, но заинтересованные ведомства получат достоверную информацию о реальном положении дел.

Важно, что с нововведениями принципиально меняется подход к доступности социальной инфраструктуры. До сегодняшнего дня под этим понималось наличие тех же пандусов, других технических приспособлений. На самом деле важно, чтобы человек, попадающий в учреждение, смог получить услугу, которая ему необходима.

Это обуславливается рядом обстоятельств: физической доступностью учреждения, информационной доступностью – человек должен знать, что именно здесь он сможет ее получить, а также доступностью с точки зрения управления. Последнее означает, что в учреждении должны быть специалисты, умеющие общаться с инвалидами различных категорий. К 2016 году этот подход должен начать действовать.

Соответственно, и изменяется подход к оценке доступности. Допустим, подъезжает колясочник к аптеке, расположенной в старинном здании, охраняемом государством. Понятно, что переделать его, чтобы здание было доступно для малоподвижных категорий населения, нельзя. Зато можно предусмотреть возможность доставки лекарств на дом, вариант интернет-аптеки и так далее. Если в таком учреждении отказывают в продаже лекарства, можно будет заявлять о факте дискриминации. В качестве резюме: теперь все учреждения – государственные или частные, неважно, обязаны продумать, как оказывать услуги инвалидам.

Другой пример. Представьте гостиницу, в которой есть номер для инвалидов. Если колясочник туда заселился, узнал, к примеру, о том, что для всех постояльцев в качестве бесплатной услуги предоставляется сауна. Но на самом деле она не приспособлена для таких инвалидов, потому ему отказывают в ее посещении. А значит, этот человек будет иметь право для обращения в суд по поводу уменьшения стоимости номера и возмещения морального вреда. Уверен, это будет одной из самых действенных мер обеспечения доступности инфраструктуры и услуг. Всероссийское общество инвалидов выступило с инициативой о проведении собственниками учреждений так называемой добровольной сертификации доступности услуг. ВОИ уже зарегистрировало эту систему, имеет право на ее проведение. Надеюсь, что в области в течение нынешнего года подготовим достаточное число специалистов и сможем проводить сертификацию.

Принято решение о продлении государственной программы «Доступная среда» до 2020 года. В ней тоже есть существенные изменения. Теперь ее исполнение в регионах будет оцениваться не только по числу установленных пандусов, но и по количеству трудоустроенных инвалидов, получивших образование и какие-то дополнительные возможности, способствующие их социальной адаптации.

Касаются ли изменения сферы медицины, реабилитации, назначения инвалидности?

– Здесь также масса серьезных нововведений и изменений. Много лет на всех уровнях Говорилось о субъективности медико-социальных комиссий при экспертизе инвалидности. Не так давно Министерство труда, в ведении которого находится МСЭ, издало приказ, в котором жестко расписаны параметры назначения инвалидности при тех или иных заболеваниях и травмах. Россия переходит к международному стандарту в этой части. Понятно, что эти изменения вступят в силу не в один день. Необходимо переобучить сотни своих специалистов, переналадить всю систему определения нетрудоспособности и назначения инвалидности.

Что касается реабилитации. Все мы переживали, когда в 2004 году реабилитация пропала из нашего законодательства. Точнее, она «растворилась» в массе подзаконных актов. Теперь она четко обозначена в качестве государственной задачи по защите инвалидов и включена в специальные профильные программы. Одновременно введено, новое для России, но не для мира понятие – абилитация.

Реабилитация – восстановление утраченных из-за болезни или травмы возможностей. Абилитация – это развитие навыков, которых у инвалида не было ранее. И это не только медицинские мероприятия, санаторно-курортное и диспансерное обеспечение. Человек, став инвалидом, испытывает большие психологические проблемы. Став колясочником, он понятия не имеет, как передвигаться в коляске. Потеряв трудоспособность по привычной специальности, он мог бы работать в иной сфере, но это требует переобучения. Словом, реабилитация может быть эффективной только, как комплексная система помощи инвалиду. Сегодня этим в той или иной степени занимаются разные ведомства, не связанные между собой. Эту практику важно преодолеть. Нужно добиться того, чтобы действовала такая же система «единого окна», как при получении госуслуг. Инвалиду было бы удобно обратиться в одну организацию, где скоординировали все нужные аспекты реабилитации. Пока в стране к этому не готовы. Это дело отдаленной перспективы.

Когда такие глобальные изменения происходят, не лишне спросить: а в чем «подводные камни», о чем не подозревают российские инвалиды и члены их семей?

– Не без этого. Когда система заработает по-настоящему, не исключено, что у кого-то будет снята инвалидность, к примеру, после реабилитационных мероприятий. Также при жестких критериях назначения инвалидности будут исключены случаи, когда пенсионеру эксперт «из жалости» устанавливает группу в качестве материальной поддержки к скромной пенсии.

Вот зарубежная практика. Так, в США, если инвалиду-ампутанту установили современные протезы и он смог самостоятельно на них передвигаться, снимаются все социальные льготы, он далее не считается инвалидом. Глухой человек с хорошим слуховым аппаратом также не считается инвалидом.

Жестко?! Я не сторонник настолько суровых мер, но факт в том, что система, которая сейчас отстраивается, ориентирована именно на такие подходы. В отдаленной перспективе. И это надо понимать.

Беседовал А. Клыгин

Социальная газета “Сочувствие”

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.