В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения.

В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения.

(3 голоса5.0 из 5)

Пси­хи­ат­рия… Пожа­луй, нет в меди­цине такой нау­ки, судь­ба кото­рой была бы срав­ни­ма с судь­бой пси­хи­ат­рии. Ибо в фоку­се тео­рии и прак­ти­ки пси­хи­ат­ров душа чело­ве­ка. То, что выде­ля­ет нас над всем живот­ным миром, что созда­но по обра­зу и подо­бию Божи­е­му. Поня­тие болез­ни в пси­хи­ат­рии было и оста­ет­ся неот­де­ли­мо от миро­воз­зре­ния вра­чей и уче­ных, от самых раз­но­об­раз­ных соци­аль­ных, обще­ствен­ных и поли­ти­че­ских фак­то­ров и условий.
Д.А. Авде­ев

 

Психиатрия и духовность

Пси­хи­ат­рия… Пожа­луй, нет в меди­цине такой нау­ки, судь­ба кото­рой была бы срав­ни­ма с судь­бой пси­хи­ат­рии. Ибо в фоку­се тео­рии и прак­ти­ки пси­хи­ат­ров душа чело­ве­ка. То, что выде­ля­ет нас над всем живот­ным миром, что созда­но по обра­зу и подо­бию Божи­е­му. Поня­тие болез­ни в пси­хи­ат­рии было и оста­ет­ся неот­де­ли­мо от миро­воз­зре­ния вра­чей и уче­ных, от самых раз­но­об­раз­ных соци­аль­ных, обще­ствен­ных и поли­ти­че­ских фак­то­ров и условий.

Я пом­ню слу­чай, когда еще в нача­ле моей вра­чеб­ной рабо­ты мне при­шлось для выступ­ле­ния на кон­фе­рен­ции воро­шить кипу исто­рий болез­ни. Меня инте­ре­со­ва­ли лишь неко­то­рые дан­ные отно­си­тель­но пола, воз­рас­та и диа­гно­за паци­ен­тов, нахо­див­ших­ся на ста­ци­о­нар­ном лече­нии в пси­хи­ат­ри­че­ской кли­ни­ке. И вот как-то непро­из­воль­но я вчи­тал­ся в одну из них. Речь шла о моло­дом чело­ве­ке, кото­ро­го напра­ви­ли на обсле­до­ва­ние док­то­ра из воен­ко­ма­та, не на шут­ку обес­по­ко­ив­ши­е­ся пси­хи­че­ским состо­я­ни­ем 18-лет­не­го парень­ка. Фак­ты, кото­рые заста­ви­ли вра­чей насто­ро­жить­ся, были тако­вы: бро­сил инсти­тут, уехал в дерев­ню послуш­ни­ком к свя­щен­ни­ку, стро­го соблю­да­ет посты и риту­а­лы. В исто­рии болез­ни в каче­стве воз­мож­ных симп­то­мов фигу­ри­ро­ва­ла вера в Бога и загроб­ную жизнь, в бес­смер­тие чело­ве­че­ской души. Мне ста­ло страш­но за это­го пар­ня, за вра­чей, ста­ра­тель­но опи­сав­ших “сума­сше­ствие”, за судь­бы дру­гих людей… Поз­же я бли­же позна­ко­мил­ся с этим милым и доб­рым юно­шей, твер­до решив­шим стать пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком, если будет на то Божия воля. Я обра­до­вал­ся тому, что Алек­сан­дру (так его зва­ли) уда­лось избе­жать непри­ят­но­стей и он начал гото­вить­ся к всту­пи­тель­ным экза­ме­нам в Духов­ную семи­на­рию. Саше помог­ли пере­ме­ны в стране, а сколь­ко было таких как он, постра­дав­ших за веру Хри­сто­ву, осме­ян­ных, пре­сле­ду­е­мых, но счаст­ли­вых и не слом­лен­ных, пото­му что постра­да­ли за Христа.

Сего­дня мало кто из исто­ри­ков меди­ци­ны вспо­ми­на­ет, что пер­вый этап ста­нов­ле­ния пси­хи­ат­рии име­ну­ет­ся мона­стыр­ским. Со всей Руси в мона­сты­ри сво­зи­ли душев­но­боль­ных и бес­но­ва­тых. В оби­те­лях с хри­сти­ан­ской любо­вью облег­ча­ли их стра­да­ния. Боль­ной был не лиш­ним и не чужим чело­ве­ком, а бра­том во Хри­сте, кото­рый нуж­да­ет­ся в помо­щи. Из исто­рии меди­ци­ны извест­но, что ста­нов­ле­ние вра­че­ва­ния на Руси как осо­бой соци­аль­ной систе­мы попе­че­ния о боля­щих нераз­рыв­но свя­за­но с про­ник­но­ве­ни­ем в быт и нра­вы людей хри­сти­ан­ства. С момен­та кре­ще­ния Руси вра­че­ва­ние нахо­ди­лось под непо­сред­ствен­ным покро­ви­тель­ством Пра­во­слав­ной Церкви.

На Сто­гла­вом собо­ре 1551 года Иван Гроз­ный потре­бо­вал ока­за­ния содей­ствия в при­зре­нии нищих и боль­ных, к кото­рым отно­си­лись и “лишен­ные разу­ма”. По поста­нов­ле­нию Сто­гла­во­го собо­ра мона­сты­ри взя­ли на себя попе­че­ние о пси­хи­че­ски боль­ных, в част­но­сти, совер­шив­ших пре­ступ­ле­ния. Эти функ­ции мона­сты­ри выпол­ня­ли и рань­ше, но поста­нов­ле­ния Сто­гла­во­го собо­ра уточ­ни­ли и рас­ши­ри­ли их обязанности.

“Вели­кий князь Вла­ди­мир в сво­ем Уста­ве (996 г.) объ­яв­лял боль­ни­цы учре­жде­ни­я­ми, а “леч­цов” (вра­чей) — людь­ми цер­ков­ны­ми, под­власт­ны­ми епи­ско­пу. В пред­став­ле­нии людей хри­сти­ан­ские запо­ве­ди мило­сер­дия, состра­да­ния, люб­ви к ближ­не­му свя­зы­ва­лись с попе­че­ни­ем о боля­щих, забо­той о вдо­вах, ста­ри­ках, сиро­тах. Свя­той князь Вла­ди­мир, кре­стив­шись, стро­ил церк­ви и боль­ни­цы, устра­и­вал деся­ти­ну, кото­рая шла на содер­жа­ние бога­де­лен, стран­но­при­им­ных домов, боль­ниц, и, как сви­де­тель­ству­ют лето­пи­си, велел разыс­ки­вать по горо­ду боль­ных и достав­лять им на дом пропитание.

Устав кня­зя Вла­ди­ми­ра, опи­рав­ший­ся на пра­ви­ла и зако­ны Пра­во­слав­ной гре­че­ской Церк­ви, стал осно­ва­ни­ем для устрой­ства бла­го­тво­ри­тель­ных учре­жде­ний в Рос­сии вплоть до 18 века” (К. В. Зорин).

Про­цесс отде­ле­ния пси­хи­ат­рии от Церк­ви начал­ся при­мер­но с кон­ца XVIII века. При­ме­ча­тель­но, что в это же вре­мя нача­лась секу­ля­ри­за­ция куль­ту­ры в Рос­сии. Худож­ник, как пишет доцент Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии М. М. Дуна­ев, стал созна­вать себя как бы само­сто­я­тель­ным твор­цом, но он уже не мог чер­пать энер­гию для твор­че­ско­го акта в глу­би­нах собор­но­го созна­ния и ста­но­вил­ся сла­бым копи­и­стом заим­ство­ван­ных форм.

Такие же мета­мор­фо­зы про­изо­шли и с пси­хи­ат­ри­ей и пси­хи­ат­ра­ми. Пси­хи­ат­рия пред­по­чла стать более “объ­ек­тив­ной”, а уче­ные и прак­ти­ки — опе­реть­ся толь­ко на фак­ты, дан­ные кли­ни­че­ских и лабо­ра­тор­ных наблю­де­ний. Не уда­лось удер­жать­ся име­ни­тым про­фес­со­рам от иску­ше­ния все­му най­ти раци­о­наль­ный ответ и поста­вить точ­ки над “i”.

Вот что об этом пишет извест­ный пра­во­слав­ный писа­тель Сер­гей Нилус в кни­ге “Вели­кое в малом”: “Слу­чай­ность, извест­ное сте­че­ние обсто­я­тельств, пси­хи­че­ская реак­ция, нер­вы, дряб­лость раз­нуз­дан­но­го бари­ча, ата­визм и мно­го дру­го­го, оди­на­ко­во мало объ­яс­ня­ю­ще­го, при­ве­дут муд­ре­цы века сего в объ­яс­не­ние пси­хо­ло­гии дан­но­го момен­та. Но они даже и не дадут себе тру­да объ­яс­нить его: им доро­га не исти­на, а усво­ен­ная ими их псев­до­на­уч­ная точ­ка зре­ния. Отка­зать­ся от нее — зна­чит при­знать свою несо­сто­я­тель­ность, а у кого из них на это хва­тит муже­ства? В жиз­ни ари­сто­кра­тиз­ма мыс­ли, в кото­ром они узур­пи­ро­ва­ли себе пер­вое место, им дела нет до поги­ба­ю­ще­го в создан­ных ими заблуж­де­ни­ях чело­ве­че­ства, — сохра­не­но было бы за ними их пер­вен­ство, их руко­во­дя­щее вли­я­ние над лег­ко­мыс­лен­ной толпой.

Вне­зап­ную болезнь здо­ро­во­го орга­низ­ма они уме­ют объ­яс­нить зараз­ным нача­лом, нахо­дя­щим­ся вне орга­низ­ма и извне в него про­ни­ка­ю­щим, но мик­ро­ба духов­ной зара­зы, — откры­то­го дав­но и извест­но­го вра­чам духов­ным, вели­ким молит­вен­ни­кам Церк­ви, един­ствен­ным духов­ным вра­че­ва­те­лям мяту­щей­ся чело­ве­че­ской души, — не дано открыть вновь совре­мен­ным лже­це­ли­те­лям. Закры­ты отступ­ни­че­ством и неве­ри­ем их духов­ные очи — и “видя не видят, и слы­ша не разумеют”.

Октябрь 1917 года и ком­му­ни­сти­че­ское уче­ние, кра­е­уголь­ным кам­нем кото­ро­го явля­ет­ся ате­изм, при­нес­ли извест­ные миру дра­ма­ти­че­ские послед­ствия. Что же про­изо­шло в меди­цине, в пси­хи­ат­рии? Чело­век был све­ден к плот­ской реаль­но­сти (мозг, био­ло­ги­че­ские жид­ко­сти, нерв­ные узлы, внут­рен­ние орга­ны, рефлек­сы и пове­ден­че­ские реак­ции). Лич­ность так­же ста­ла рас­смат­ри­вать­ся с физио­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных точек зре­ния. Духов­ное пони­ма­ние вся­кой болез­ни было окон­ча­тель­но низ­верг­ну­то. А вза­мен ему при­шло биологическое.

Чело­век стал вос­при­ни­мать­ся вин­ти­ком боль­шой маши­ны (госу­дар­ства). В ста­лин­ские вре­ме­на иссле­до­ва­те­ли и вра­чи с боль­шой осто­рож­но­стью про­из­но­си­ли такие сло­ва, как душа, внут­рен­ний мир, лич­ность, опа­са­ясь пре­сле­до­ва­ний. Изго­ня­лось и уни­что­жа­лось все, что мог­ло поме­шать пар­тий­цам и их вла­сти. С дет­ских лет людям вну­ша­лось, что малень­кий отре­зок вре­ме­ни дли­ною в 60—70 лет — един­ствен­ное богат­ство чело­ве­ка, и, соот­вет­ствен­но, карье­ра, день­ги, власть ста­но­ви­лись кри­те­ри­я­ми благополучия.

От внут­рен­ней жиз­ни и иска­ния Бога был сде­лан реши­тель­ный пово­рот к жиз­ни внеш­ней, к поро­кам, гре­хам и стя­жа­тель­ству. Ком­му­ни­сти­че­ская фило­со­фия, про­воз­гла­сив­шая основ­ной зада­чей рост мате­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния, зашла в тупик, попут­но иска­ле­чив судь­бы мил­ли­о­нов людей.

Обста­нов­ка в зару­беж­ной пси­хи­ат­рии как бы спо­соб­ство­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию “обнов­лен­че­ских взгля­дов”. В Евро­пе пси­хи­ат­рия раз­ви­ва­лась на осно­ве раци­о­на­ли­сти­че­ских идей. Душев­ные про­бле­мы и болез­ни ста­ли состав­лять исклю­чи­тель­но ком­пе­тен­цию пси­хи­ат­рии. Свя­щен­ник и цер­ков­ные Таин­ства ока­зы­ва­лись как бы и не нуж­ны. Извест­ные про­фес­со­ра напе­ре­бой пыта­лись выра­зить свое нега­тив­ное отно­ше­ние к религии.

Вот лишь несколь­ко при­ме­ров. Шнай­дер: “Про­яв­ле­ния рели­ги­оз­ной жиз­ни — пси­хи­че­ская болезнь”; Рейн: “Рели­ги­оз­ные идеи — это навяз­чи­во­сти”. Для Фрей­да рели­гия была мас­со­вым безумием.

Шло вре­мя, деся­ти­ле­тие сме­ня­ло деся­ти­ле­тие, и к трид­ца­тым-соро­ко­вым годам в сре­де пси­хи­ат­ров, да и уче­ных дру­гих спе­ци­аль­но­стей, за ред­ким исклю­че­ни­ем, скла­ды­ва­лась послуш­ная уста­нов­ка на без­бо­жие и ате­изм. Но и в то тяже­лое вре­мя были сре­ди круп­ных уче­ных-меди­ков насто­я­щие подвиж­ни­ки, сумев­шие про­не­сти глу­бо­кую веру в Бога и хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие через всю жизнь. Это, к при­ме­ру, про­фес­сор-пси­хи­атр Д. Е. Мели­хов, хирур­ги С. С. Юдин и ныне про­слав­лен­ный в лике свя­тых архи­епи­скоп Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий), ака­де­мик-офталь­мо­лог В. П. Фила­тов и дру­гие. Их молит­ва­ми и молит­ва­ми всех веру­ю­щих сохра­нил нас Господь.

В послед­ние годы по мило­сти Божи­ей в пси­хи­ат­рии вновь заго­во­ри­ли о духов­но­сти. Так, была откры­та молель­ная ком­на­та в НИИ кли­ни­че­ской пси­хи­ат­рии, вос­ста­нов­лен храм на тер­ри­то­рии ММА им. И. М. Сече­но­ва. Освя­щен храм в инсти­ту­те им. В. П. Серб­ско­го. Духов­ное окорм­ле­ние боль­ных про­ис­хо­дит и в боль­нич­ных церк­вах кли­ник им. П. П. Кащен­ко, им. О. В. Кер­би­ко­ва, Науч­ном Цен­тре Пси­хи­че­ско­го Здо­ро­вья. Совер­ша­ют­ся бого­слу­же­ния в боль­нич­ном хра­ме во имя св. муче­ни­ка Вони­фа­тия в Област­ной пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це. Теперь неред­ко про­во­дят­ся науч­ные и науч­но-бого­слов­ские кон­фе­рен­ции с уча­сти­ем духо­вен­ства и вра­чей-пси­хи­ат­ров. Этой про­бле­ме был посвя­щен ряд очень полез­ных встреч в изда­тель­ском отде­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. В декаб­ре 1995 года состо­ял­ся пер­вый семи­нар по мона­стыр­ской меди­цине с при­гла­ше­ни­ем пси­хи­ат­ров. Этой теме был посвя­щен пас­тыр­ский семи­нар, про­хо­див­ший в Свя­то-Дани­ло­вом мона­сты­ре в нача­ле 1997 года.

В пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской энцик­ло­пе­дии, вышед­шей в свет в 1999 году, поме­ще­на солид­но­го объ­е­ма ста­тья под назва­ни­ем “Пра­во­слав­ная психотерапия”.

В 1996 году начал свою дея­тель­ность Душе­по­пе­чи­тель­ский центр во имя св. пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го. Опуб­ли­ко­ван ряд книг, бро­шюр и ста­тей, осве­ща­ю­щих про­бле­мы духов­но­сти в пси­хи­ат­рии, пси­хо­те­ра­пии, психологии.

Сло­вом, рабо­та в этом важ­ном направ­ле­нии нача­лась, но мно­гое еще пред­сто­ит сделать.

Совре­мен­ный этап пси­хи­ат­рии созда­ет­ся сего­дня и зави­сит от нас, ува­жа­е­мые кол­ле­ги, от нашей веры и духов­но­сти. Гос­подь наш Иисус Хри­стос спро­сит нас за каж­дый день, за каж­до­го паци­ен­та. Во сла­ву ли Божию рабо­та­ем или нет? Вопрос этот оста­ет­ся пока открытым.

* * *

Лич­ность в хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии рас­смат­ри­ва­ет­ся в един­стве духов­ных, душев­ных и телес­ных про­яв­ле­ний. И это един­ство дости­га­ет­ся толь­ко при усло­вии пре­об­ла­да­ю­ще­го вли­я­ния сфе­ры духа.

По сло­вам преп. Нико­ди­ма Свя­то­гор­ца, “Дух твой, ищу­щий Бога Небес­но­го, да власт­ву­ет над душою и телом, назна­че­ние кото­рых устро­ить вре­мен­ную жизнь”. В этом един­стве — здо­ро­вье, нор­ма чело­ве­че­ско­го бытия.

По утвер­жде­нию свя­ти­те­ля Фео­фа­на Затвор­ни­ка, духов­ную сфе­ру в чело­ве­ке состав­ля­ют: бла­го­го­ве­ние и жизнь в стра­хе Божи­ем, совесть, иска­ние Бога.

“Дух есть, преж­де все­го, спо­соб­ность чело­ве­ка раз­ли­чать выс­шие цен­но­сти: доб­ро и зло, исти­ну и ложь, кра­со­ту и урод­ство. Если выбор в этой обла­сти сде­лан, то дух стре­мит­ся под­чи­нить сво­е­му реше­нию душу и тело. Через свой дух чело­век обща­ет­ся с Богом. Без обще­ния с Богом дух чело­ве­ка не спо­со­бен най­ти насто­я­щий кри­те­рий для опре­де­ле­ния выс­ших цен­но­стей, так как толь­ко Бог, кото­рый Сам есть абсо­лют­ное бла­го, исти­на и кра­со­та, может вер­но ука­зать реше­ние чело­ве­ку” (Пра­во­слав­ный Катехизис).

Соот­вет­ствен­но ука­зан­ным сфе­рам лич­но­сти и вся­кая болезнь име­ет, в первую оче­редь, духов­ную, а уже затем пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­скую природу.

Духов­ный под­ход, а для меня это пра­во­слав­ный под­ход к боль­но­му чело­ве­ку, не под­ме­ня­ет меди­ко-био­ло­ги­че­ско­го взгля­да, но обо­га­ща­ет, допол­ня­ет и завер­ша­ет пред­став­ле­ние о личности.

Читать пол­но­стью

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки