Житие преподобной Феодоры из Сихлы

prepodobnaya fedora iz sihli

Святая пра­вед­ная Фео­дора роди­лась в сере­дине XVII сто­ле­тия в селе Вынэторь в семье глу­боко веру­ю­щих и любя­щих Бога хри­стиан. Отец ее, Штефан Жолдя Армаш, зани­мал воин­скую долж­ность, о чем гово­рит послед­няя часть его имени; отве­чая за охрану боль­шой Нямец­кой кре­по­сти, он был, одно­вре­менно, арма­шем – масте­ром по оружию, кото­рое было необ­хо­димо воинам для защиты этой извест­ной мол­дав­ской твер­дыни. Имя матери, кото­рая зани­ма­лась вос­пи­та­нием в страхе Божием двух доче­рей Фео­доры и Мар­гьо­лицы и домаш­ним хозяй­ством, для потом­ков не сохра­ни­лось. Мень­шая дочь вскоре умерла, а стар­шая Фео­дора была обру­чена против ее воли с бла­го­че­сти­вым юношей из города Изма­ила. У моло­дой супру­же­ской четы не было детей, и Фео­дора, душа кото­рой пла­ме­нела любо­вью к Гос­поду, возы­мев стрем­ле­ние к чистому и непо­роч­ному житию и пол­ному пре­да­нию себя воле Божией, твердо решила при­нять мона­ше­ские обеты. Вели­кие отшель­ники, издревле под­ви­зав­ши­еся на горах и в доли­нах Нямец­кого края, давние настав­ники Фео­доры и ее духов­ник, зная ее бла­го­че­сти­вый нрав и рев­ность к тайной молитве, бла­го­сло­вили ее на отшель­ни­че­ское житие.

Фео­дора при­няла мона­ше­ский постриг в скиту Вэрз­э­ре­шть в горах Вранча, а спустя два года ее муж Елев­фе­рий стал иноком в скиту Пояна-Мэру­луй. Так, Гос­подь напра­вил обоих по пути свя­то­сти и спа­се­ния. В скиту все ино­кини под­ви­за­лись с особой рев­но­стью, но ново­на­чаль­ная Фео­дора пре­вос­хо­дила всех в молит­вен­ном дела­нии, в сми­ре­нии и духов­ных трудах.

Прошло несколько лет. Окрест­но­сти Бузэу под­верг­лись опу­сто­ши­тель­ному набегу турок, кото­рые пре­дали огню и скит Вэрз­э­ре­шть. Все его насель­ницы рас­се­я­лись по окрест­ным лесам, моля Бога о том, чтобы мино­вала их Божия кара. Среди спас­шихся была пра­вед­ная Фео­дора. Она укры­лась в горах Вранча вместе со своей духов­ной настав­ни­цей схи­мо­на­хи­ней Паи­сией. Там, хра­ни­мые Гос­по­дом, они пре­бы­вали в посте и молитве, испы­ты­вая многие напа­сти от бесов, пре­тер­пе­вая вся­че­ские лише­ния, голод и холод. Когда скон­ча­лась ста­рица, Фео­дора, следуя откро­ве­нию, полу­чен­ному от Гос­пода, оста­вила место своих преж­них подви­гов и отпра­ви­лась в Нямец­кие пре­делы в непро­хо­ди­мые леса, наме­ре­ва­ясь про­дол­жить подвиж­ни­че­скую жизнь в окрест­но­стях мона­стыря Сих­астрия и скита Сихла. Но прежде она посе­тила Нямец­кий мона­стырь, чтобы покло­ниться чудо­твор­ной иконе Божией Матери. Насто­я­тель оби­тели напра­вил ее в мона­стырь Сих­эст­рия. Его насто­я­тель иерос­хи­мо­нах Вар­со­но­фий бла­го­сло­вил ино­киню Фео­дору нахо­диться в послу­ша­нии отца Павла. Он и привел ее в леса, что окру­жают скит Сихла и сказал, что, если сможет она выне­сти суро­вое пустын­ное житель­ство, неиз­беж­ные лише­ния и зимнюю стужу, то сле­дует ей под­ви­заться здесь до самой смерти. Если же не хватит на это сил, то пусть воз­вра­ща­ется тогда в мона­стырь.

Так Фео­дора ока­за­лась в лесах Сихлы, где некий подвиж­ник отшель­ник усту­пил ей свою келью. Близ нее рас­по­ла­га­лась пещера, впо­след­ствии назван­ная именем святой. Там и под­ви­за­лась она с вели­ким муже­ством много лет, пре­бы­вая в посте и молитве ночи напро­лет, про­ли­вая пока­ян­ные слезы и совер­шая тысячи земных покло­нов, пре­бы­вая вдали от мира. Один только отец Павел, ее духов­ник, изредка наве­щал ее, при­но­сил все потреб­ное, духовно укреп­лял, испо­ве­до­вал и при­ча­щал Святых Таин.

Пришел час, когда в неболь­шой пустын­ни­че­ской келье неда­леко от Сихлы почил ее духов­ник. И оста­лась Фео­дора в полном оди­но­че­стве, поскольку никто не знал места, где про­во­дила она подвиж­ни­че­скую жизнь. Со вре­ме­нем одежда на ней истлела, пищей ей служил лишь щавель, лесные ягоды и орехи. В этом учи­лище тишины и трудов при­об­рела святая Фео­дора дар пла­мен­ной молитвы, рож­дав­шейся в сердце, дар слез и тер­пе­ния, и напол­ни­лась ее душа любо­вью к Богу. Теперь не мучил ее больше ни холод, ни голод, и дьявол уже не мог одо­леть ее, потому что снис­кала она дар чудо­тво­ре­ний и была подобна бли­ста­ю­щему алмазу в горах Сихлы, забы­тая людьми, но пре­бы­вая под защи­той самого Гос­пода.

Вновь в страну вторг­лись турки, гра­били мона­стыри и села; и дошли они до Сихлы, но святая Фео­дора укры­лась в пещере. Когда турки добра­лись до укры­тия святой, взмо­ли­лась она к Богу о спа­се­нии из рук невер­ных. В тот же миг про­изо­шло чудо: рас­ко­ло­лось скала в осно­ва­нии пещеры, что видно и по сей день, и Фео­дора, укры­тая скалой, была спа­сена от смерти. В этой пещере под­ви­за­лась святая Фео­дора до конца своих дней. Моли­лась она Богу непре­станно тайной молит­вой сердца, и лицо ее про­свет­ля­лось, и тело ее под­ни­ма­лось над землей, подобно тому, как это про­ис­хо­дило со святой Марией Еги­пет­ской. Время от вре­мени птицы небес­ные, по воле Бога, при­но­сили святой в клювах крохи хлеба, остав­ши­еся от тра­пезы в ските Сих­астрия, воду же она нахо­дила в углуб­ле­нии в скале, кото­рое и поныне зовется «Коло­дец святой Фео­доры».

При­бли­зив­шись к концу земной жизни и чув­ствуя, что при­зы­вает ее Хри­стос в свои небес­ные оби­тели, где обре­тают покой и отраду все святые, взмо­ли­лась святая Фео­дора со сле­зами к Богу, чтобы послал Он ей свя­щен­ника, кото­рый при­ча­стил бы ее Святых Таин Хри­сто­вых. И вот, по веле­нию свыше, насто­я­тель Сих­эст­рии, заме­тив, что птицы под­би­рают остатки хлеба с тра­пезы и уле­тают с ним в направ­ле­нии скита Сихла, послал двух бра­тьев, чтобы те узнали, куда они его уносят. Ведо­мые Богом, иноки подо­шли уже ночью к пещере святой Фео­доры и уви­дели святую в моле­нии с воз­де­тыми к небу руками, окру­жен­ную светом подобно горя­щему огню. Тогда, устра­шив­шись, иноки громко возо­пили, а святая Фео­дора, обра­тив­шись к ним по имени, попро­сила у них какую-либо одежду, чтобы укрыть свою наготу, и затем пойти в Сих­эст­рию и при­ве­сти свя­щен­ника-духов­ника, чтобы можно было ей при­ча­ститься Святых Тела и Крови Хри­сто­вых.

Инокам осве­щал путь свет с неба, и они быстро дошли до оби­тели, и утром при­вели к пещере иеро­мо­наха Анто­ния и иеро­ди­а­кона Лав­рен­тия со Свя­тыми Дарами. После испо­веди, рас­ска­зав все о своем житии, трудах и иску­ше­ниях, святая Фео­дора про­из­несла Символ веры и при­об­щи­лась Святых Таин, и, воз­бла­го­да­рив Бога за все, пре­дала свою душу в руки Гос­пода. Святую отпели, и тело ее было погре­бено в пещере.

***

В 1830 году мол­дав­ский гос­по­дарь Михаил Стурдза провел в скиту Сихла вос­ста­но­ви­тель­ные работы; мощи святой Фео­доры были взяты из пещеры и поме­щены в дра­го­цен­ную раку в скит­ском храме для все­об­щего покло­не­ния. Затем, когда в поме­стье гос­по­даря в селе Микл­эу­шень близ Ясс воз­вели новую цер­ковь, то в нее были пере­не­сены мощи святой, и много людей при­хо­дили сюда покло­ниться им и полу­чали помощь пре­по­доб­ной Фео­доры. В 1856 году мощи святой были пере­не­сены в Киево-Печер­скую Лавру, где и поко­ятся ныне, и где святую назы­вают святой Фео­до­рой из Карпат.

20 июня 1992 года Свя­щен­ный Синод Румын­ской Пра­во­слав­ной Церкви кано­ни­зи­ро­вал святую Фео­дору и уста­но­вил празд­но­вать ее память 7 авгу­ста.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки