Правила Православного Интернет Курса


  1. Терминология

    1. ПИК, Проект, Православный Интернет-Курс, КурсПравославный интернет-курс.

    2. Концепция ПИК — документ, определяющий общую идеологию Проекта и устанавливающий базовые положения его реализации и развития. Основывается на длительном опыте ведения Курса и иных катехизических проектов. Может аккуратно изменяться Администрацией Проекта (в том числе по предложениям Участников), при наличии веского обоснования пользы для всего православного интернет-сообщества и при условии глубокого понимания текущих на Курсе процессов и связи пунктов Концепции с ними.

    3. Правила ПИК — документ, регламентирующий технические и частные аспекты реализации Проекта. Основывается на длительном опыте ведения Курса. Могут аккуратно изменяться Администрацией Проекта (в том числе по предложениям Участников), при наличии веского обоснования пользы для всего сообщества Участников ПИК и при условии глубокого понимания текущих на Курсе процессов и связи каждого Правила с ними.

    4. Форум рабочие и иные интернет-форумы Православного интернет-курса.

    5. Катехизатор, Преподаватель, Администратор — преподаватели ПИК, также администраторы соответствующих разделов Форума.

    6. Участник — лицо, обучающееся на ПИК.

    7. Группа несколько Участников, проходящих ПИК одновременно, под руководством одного Преподавателя.

    8. Тема логическая часть ПИК, либо тема Форума ПИК.

    9. Идея темы это краткая формулировка личного мнения авторов Курса по поводу изучаемой Темы, публикуется в начале Темы.

    10. Основная литература наиболее важная литература по Теме. Обязательна для полного, глубокого и вдумчивого прочтения.

    11. Дополнительная литература дополнительная литература по Теме. Настоятельно рекомендуется для прочтения.

    12. Ссылки — рекомендуемая для самостоятельного изучения литература по рассматриваемой Теме.

    13. Вопросы и задания желаемый от Участника отклик на Тему. Обязательно включает в себя отзыв о материалах Темы, формулировку возникших вопросов, а также рефлексию личного опыта, связанного с Темой.

    14. Практическое задание — действия, которые предлагается выполнить для получения более полного представления о Теме Курса и закрепления ее смысла.

    15. Контрольные вопросы, Зачет — один или несколько индивидуальных вопросов, направленных на проверку внимательного прочтения Основной и Дополнительной литературы и общего понимания Темы.

    16. Памятки документы, дополняющие и раскрывающие технический порядок выполнения Правил ПИК для Участников и Катехизаторов, расположенные в рабочих областях Участников и Катехизаторов. Указанные в них положения и рекомендации имеют силу и значение настоящих Правил.


  1. Роли и статусы (логические, не обязательно совпадающие с ролями на сайте)

    1. На сайте Проекта существует две роли: Участник и Катехизатор.

    2. Участник может иметь имеет следующие статусы:

      1. Абитуриент — не имеет доступа к материалам Курса и Форуму.

      2. Отклоненный — не имеет доступа к материалам Курса и Форуму.

      3. Активный — имеет доступ к материалам Курса по мере открытия Тем и к Форуму, права на чтение и публикацию сообщение в своей группе и в общих разделах.

      4. Пассивный — имеет такие же права доступа к материалам Курса и Форуму как и Активный Участник.

      5. Прошедший — имеет бессрочный доступ к материалам всех Тем прошедшего Курса, а также на его Форум, для записи в течение последующего семестра, далее только для чтения.

      6. Непрошедший — не имеет доступа к материалам Курса и Форуму.

      7. Исключенный — не имеет доступа к материалам Курса и Форуму.

      8. Сертифицированный — имеет такие же права доступа к материалам Курса и Форуму, как и Прошедший Участник.

    3. Катехизатор всегда имеет доступ ко всем материалам Тем Курса и может иметь имеет следующие статусы:

      1. Суперадминистратор — имеет права администратора всего сайта.

      2. Администратор — имеет право просмотра и публикации во всех разделах Форума, а также модерации разделов курируемых групп, права формирования групп, права для контроля успеваемости своих групп.

      3. Преподаватель — имеет право просмотра и публикации во всех разделах Форума, а также модерации раздела своей группы, права для контроля успеваемости своей группы.

      4. Консультант — имеет право просмотра и публикации во всех разделах Форума.

      5. Наблюдатель — имеет право просмотра всех разделов Форума.


  1. Порядок приема Участников на ПИК

    1. В год на Проекте проходят два семестра: осенний, начинается в пятницу между 6 и 12 сентября (включительно), а заканчивается в четверг между 19 и 25 декабря (включительно); и весенний, начинается в пятницу между 6 и 12 февраля (включительно), а заканчивается в четверг между 21 и 27 мая (включительно). Точный календарь учебного года публикуется на сайте Проекта, в его Новостях и Календаре.

    2. Собеседование для поступления на осенний семестр Курса проводится с 1 по 31 августа (включительно), а на весенний — с 1 по 31 января (включительно). Таким образом, прием на новый семестр начинается только когда окончился текущий (принцип неперекрываемости). Однако регистрироваться на сайте можно круглый год, и ожидать ближайшего набора, читая материалы для самостоятельного изучения. Такая заблаговременная регистрация и подготовка приветствуется.

    3. Для участия в ПИК необходимо соблюдение всех следующих условий:

      1. Участник считает себя православным христианином, либо хочет им стать.

      2. Участник готов уважать и не осуждать других людей, культурно общаться, вести конструктивный диалог.

      3. Участник готов критически относиться к своей текущей точке зрения на религиозные вопросы, объективно и беспристрастно пытаться разобраться в точках зрения других людей.

      4. Памятуя важный христианский принцип послушания, и то, что Проект предназначен для обучения, а не просто для бесед, Участник готов подчиняться оперативным техническим указаниям Администрации Проекта, и принимать как авторитетные духовно-методические рекомендации Катехизаторов ПИК.

      5. Участник четко осознает и заинтересован в достижении каких-либо конкретных целей своего участия в Проекте.

      6. Участник готов в течение Курса много и напряженно работать, читать, думать, общаться, самодисциплинируясь и выделяя на это еженедельно не менее нескольких часов своего свободного времени.

      7. У Участника имеется техническая возможность ежедневно выходить в Интернет.

      8. Любой текст, который Участник опубликовал на Форуме Курса, и который, по мнению Администрации, может оказаться духовно полезным для других людей, может быть без дополнительного уведомления автора опубликован на сайте Проекта, либо на других сайтах или в печатных изданиях, с подписью имени, возраста и города автора, с необходимой орфографической или стилистической правкой. Если Участник не согласен с этим, либо требует иных условий внешних публикаций, то он должен оговорить этот вопрос с Администрацией.

      9. Принятие настоящих Правил.

      10. Единственная регистрация на этом сайте. Если по техническим причинам Вам необходимо создать новую регистрацию, то обратитесь к администратору, чтобы он удалил старую. В противном случае лишняя регистрация удаляется без предупреждения.

    4. Желающий поступить на Курс выражает свое согласие с Концепцией и Правилами Проекта, заполняет регистрационную анкету и выполняет вступительное задание.

    5. Зарегистрировавшийся пользователь, желающий поступить на Курс имеет статус Абитуриента.

    6. Каждый Абитуриент проходит личное собеседование по электронным средствам связи с одним из Администраторов.

    7. Решение о принятии Абитуриента на Курс принимается Администратором через оценку того, сможет ли первый соблюдать Правила ПИК и успешно пройти Курс, достигнув целей ПИК и своих целей. Учитываются такие аспекты, как доверие к Церкви, доброжелательность и адекватность Абитуриента. Уровень знаний и опыт не играют решающей роли при наборе на Курс.

    8. При положительном решении Администратора Абитуриент переводится в разряд Активных Участников. Принятие Абитуриента в число Активных Участников может быть произведено и до собеседования, лишь по данным регистрации.

    9. При отрицательном решении Администратора Абитуриент переводится в разряд Отклоненных Абитуриентов. При отклонении Администратор письменно обосновывает свое решение Абитуриенту и Администрации Проекта.

    10. Отклоненный Абитуриент может в любое время обжаловать свое отклонение у Администрации Проекта и при положительном решении быть принятым в число Активных Участников на этом или следующем семестре Курса.

    11. Администратор, проводивший собеседование с Абитуриентом, называется Куратором Участника. Участник имеет право в любое время обращаться лично к Куратору для консультаций по учебным и духовно-церковным вопросам.

    12. На сайте ПИК запрещается создание более чем одной учетной записи одним и тем же лицом. При создании таковых по ошибке, лишние учетные записи удаляются администратором, оставляется самая актуальная.


  1. Порядок обучения

    1. Обучение на ПИК осуществляется в группах до 15 человек. Принцип формирования групп случайный, однако, Катехизаторы и Участники имеют право высказывать Администраторам пожелания относительно своих групп, которые, по возможности, должны учитываться при их формировании. Окончательный состав групп и группа каждого участника утверждается в период от окончания Набора до начала Семестра, и позже может меняться лишь при крайней необходимости, по согласованию со всеми заинтересованными лицами. Одну группу ведет один Преподаватель и курирует один Администратор.

    2. Курс состоит из 14 Тем, каждая тема изучается одну неделю. Каникул нет. В конце семестра дается время до недели для сдачи долгов, решения орг.вопросов. После запрещается возможность изменения отметок, отключаются рассылки и уведомления Семестра, вступают в силу права Прошедших, Непрошедших и Сертифицированных.

    3. Каждая новая Тема открывается в пятницу, ответы и обсуждения по ней начинаются в понедельник, ответы на Контрольные вопросы по Теме начинаются в среду.

    4. Летом Курс не проводится, т. к. люди должны иметь возможность отдохнуть, сменить вид деятельности, набраться духовного и церковного опыта.

    5. Активный (принятый) Участник Курса до начала Курса читает предлагаемые материалы и готовится к прохождению Курса.

    6. В день начала семестра Курса Участник должен быть в Интернете, получить, прочитать и понять инструкции и приступить к изучению первой Темы.

    7. Рекомендуемый порядок работы над каждой Темой таков: с пятницы по среду прочитать Идею Темы, Обязательную Литературу, выполнить Практическое Задание, написать ответы на Вопросы и задания. Со среды по пятницу ответить на Контрольные Вопросы, прочитать Дополнительную Литературу, вести обсуждения.

    8. Участник сдает свой ответ на Вопросы и Задания, а также на Контрольные Вопросы путем публикации его на Форуме ПИК в соответствующем разделе. Каждый такой ответ является стартовой точкой дискуссии по Теме. На него могут отвечать Катехизаторы (например, отвечать на вопросы, консультировать), другие Участники (например, выражать свое мнение) и сам автор (например, уточнять свою позицию).

    9. Тема считается рабочей в течение одной недели, на новой неделе публикуется новая Тема для изучения. Однако старые темы остаются открытыми и к ним можно возвращаться в любое время.

    10. Если у Участника возникли обстоятельства, вынуждающие прекратить обучение совсем или на время, либо сильно замедлить его, он должен сообщить об этом Преподавателю или Администратору для оптимального решения ситуации.

    11. Участники, которые, не предупредив заранее Преподавателя о своем отсутствии, не проявляли никакой учебной активности (не отвечали на Вопросы и задания, Контрольные Вопросы) в течение двух недель, переводятся в разряд Пассивных. Это не отражается на правах доступа Участника к материалам Курса и Форуму, Пассивные Участники продолжают фигурировать в Курсе наравне с Активными. Однако этот статус принимается Преподавателем во внимание при принятии решений в процессе обучения.

    12. Не относящиеся к конкретным Темам вопросы рекомендуется обсуждать либо лично с Катехизаторами, либо открыто в соответствующем разделе Форума.

    13. Работать над новой Темой Участнику рекомендуется только после ответа на Контрольные вопросы по старой.

    14. Курс не предусматривает оценок в общепринятом понимании, однако, за сдачу Вопросов и Заданий, а также Контрольных Вопросов по каждой Теме выставляется отметка 0 или 1 (сдал или не сдал) для статистики.

    15. Участник сам выбирает глубину своего участия в Курсе. Минимальная глубина — это чтение Обязательной (Основной) Литературы и выполнение либо Вопросов и Заданий либо только Контрольных Вопросов. В таком случае Тема считается сданной.

    16. Если Участник недоволен ответом Преподавателя, он может лично обратиться к Куратору или Администратору, либо вынести вопрос на Форум.

    17. Участник может высказывать свои предложения по усовершенствованию Курса либо на Форуме либо лично Преподавателю или Администрации.

    18. Если Участник уже когда-либо участвовал в одном из Семестров ПИК и какие-либо темы были ему там зачтены как сданные, то он имеет право на возможность их перезачета, по согласованию с Преподавателем и Администратором текущего (нового) Семестра. Перезачет, однако, не избавляет Участника от необходимости работать над Темой, углублять ее познание, обсуждать с Группой. Приветствуется сдача Темы ответом на новые Контрольные Вопросы, вместо перезачета.

    19. Технические подробности прохождения ПИК изложены в Памятке Участника ПИК, расположенной в рабочей области Семестра.


  1. Порядок общения на Форуме и личного общения на Курсе

    1. Форум ПИК содержит закрытые разделы учебных Групп, раздел предложений по развитию Проекта и раздел общения Катехизаторов.

    2. На Форуме ПИК действует стандартный этикет общения на интернет-форумах, базирующийся на христианских принципах уважения друг к другу и старшему, культурности и аккуратности, соблюдения логики и порядка общения. Подробно правила общения на Форуме изложены в этом документе.

    3. Катехизаторы, имеющие права модерирования Форума могут без предупреждения удалять, изменять, переносить сообщения Участников или их части, при наличии объективных на то причин, о которых уведомляют автора сообщения.

    4. Раздел учебной Группы содержит темы для сдачи Вопросов и Заданий, Контрольных Вопросов учебных Тем, а также тему свободного общения Участников.

    5. Открывать новые темы в разделах учебных групп имеют право только Катехизаторы, Участники не имеют права создавать Темы в учебном разделе.

    6. Участники не имеют права публиковать сообщения в учебных разделах Форума чужих групп.

    7. Ответ Участника на Вопросы и Задания публикуется в одном сообщении ответом на соответствующую тему Форума, строго по пунктам под номерами вопросов и заданий.

    8. Все личное приватное общение между Участниками и Катехизаторами, имеющее отношение к ПИК, должно происходить только с помощью внутренней системы обмена сообщениями сайта. Не допускается рабочее общение по иным, внешним, средствам связи, либо таковое должно дублироваться по внутренней почте сайта.


  1. Порядок прекращения участия в ПИК

    1. Прошедшим Курс считается Участник, который к моменту его окончания имеет общую отметку (M/2)+1 или больше, где M — максимально возможная для текущего семестра общая отметка. Прошедший не имеет права вновь поступать на Семестр ПИК.

    2. Непрошедшим Курс считается Участник, который к моменту его окончания имеет общую отметку меньше (M/2)+1, где M — максимально возможная для текущего семестра общая отметка. Непрошедший имеет право вновь поступать на Семестр ПИК.

    3. Сертифицированным считается Участник, имеющий право получения Свидетельства об окончании Курса. Это право получает любой Участник, который к моменту окончания Курса имеет общую отметку не менее M-1, где M — максимально возможная для текущего семестра общая отметка. Срок и способ получения Свидетельства определяется лично, по согласованию с Администрацией Проекта. Сертифицированный не имеет права вновь поступать на Семестр ПИК.

    4. Исключенным считается Участник, которому запрещается доступ к материалам Курса и Форуму. Данные и наработки Исключенного сохраняются, но в рабочих списках, списках рассылки уведомлений он не фигурирует.

    5. Участник исключается из Курса, в случаях если:

      1. Зафиксировано неоднократное злостное нарушение им (с продолжением нарушений после предупреждений с указанием нарушаемых пунктов) Правил ПИК. Решение об исключении принимается только двумя и более лицами (Преподавателями и Администраторами), о чем Участник уведомляется по электронной почте. В таком случае Исключенный не имеет права вновь поступать на Семестр ПИК.

      2. Участник лично обратился к Администратору с просьбой прекратить свое участие в ПИК. В таком случае Исключенный имеет право вновь поступать на Семестр ПИК, по личному согласованию с Администратором.


  1. О Катехизаторах

    1. Сообщество Катехизаторов иерархическое: старшие — наиболее опытные и активные, которые помимо преподавания взяли на себя административные функции; младшие — которые преподают первый семестр под надзором опытных; и все остальные — просто преподаватели.

    2. Катехизатором Проекта может стать:

      1. Выпускник ПИК

      2. Выпускник очных катехизических курсов ПЦДРДМ

      3. Сторонний подготовленный катехизатор

    3. Требования к кандидатам в Катехизаторы Проекта:

      1. Бескорыстное стремление вести людей ко Христу и укреплять в них Православную Веру. Ответственность, послушность, доброта.

      2. Серьезный опыт церковной и духовной жизни (чтобы было чем делиться с другими).

      3. Наличие уверенных знаний по всем Темам Курса.

      4. Наличие какого-либо официального церковного благословения (духовный сан, церковная должность, свидетельство об окончании православных курсов, письменная рекомендация духовника и т. п.).

      5. Принятие на себя ответственности работать на Курсе согласно настоящим Правилам не менее четырех месяцев подряд, уделяя ему, по возможности, не менее одного часа ежедневно.

      6. Стабильный доступ в интернет. Хорошая письменная речь. Опыт работы на интернет-форумах. Желательно наличие высшего образования, опыта миссионерской или катехизической деятельности.

    4. Преподавателем называется Катехизатор, ответственный за прохождение ПИК одной Группой. Преподавателем может стать любой Катехизатор, имеющий желание и способности.

    5. Администратором называется Катехизатор, курирующий несколько Групп, обеспечивающий работу их преподавателей и выполняющий ряд иных административных функций. Администратором может стать только Катехизатор, который преподавал не менее одного семестра.

    6. В случае возникновения административных затруднений (например, болезни) Преподаватель должен обращаться к своему Администратору (Администратор же должен подыскать замену из числа других Преподавателей), а в случае духовно-богословских — на закрытый форум Катехизаторов, где его Администратору в числе первых следует высказаться.

    7. Суперадминистратором называется Катехизатор, ответственный за управление Проектом и его развитие. Суперадминистратором может стать Администратор, имеющий опыт администрирования не менее одного семестра.

    8. Наблюдателем называется Катехизатор, ведущий пассивное наблюдение за ходом Курса в целях ознакомления, освещения в СМИ, контроля и т. п. Роль Наблюдателя - не учебная и выдается только для решения специальных задач по особому решению администрации.

    9. Консультантом называется Катехизатор, предоставляющий учебные консультации Участникам или Катехизаторам Проекта (на Форуме или иным способом).

    10. Подготовленные катехизаторы, желающие принять участие в Проекте, независимо от своего опыта и статуса, могут начать свое участие в Проекте лишь в роли Преподавателя, Консультанта или Наблюдателя.

    11. Принятие в число Катехизаторов Проекта либо смена статуса Катехизатора производится по результатам собеседования с Администрацией Проекта (очно или в электронной форме).

    12. Технические подробности деятельности Катехизаторов ПИК изложены в Памятках Катехизаторам ПИК, расположенных в рабочей области Катехизаторов.

    13. Преподаватели ПИК в общем случае не получают никаких материальных компенсаций за преподавание, поскольку преподавание можно рассматривать как один из этапов обучения на ПИК. Администраторы ПИК получают компенсацию на оплату Интернета, один раз в Семестр. Суперадминистраторы ПИК оформляются как сотрудники ПЦДРДМ и получают зарплату. Активные Консультанты, старейшие Преподаватели, Катехизаторы, внесшие большой вклад в развитие ПИК, а также особо нуждающиеся Участники ПИК могут рассчитывать на материальную поддержку, по решению Администрации ПИК.


Последнее изменение: Воскресенье, 1 Июнь 2014, 13:39