В нашу студию иногда приносят зверушек,- домашних питомцев. Это, безусловно, добавляет новых красок в нашу жизнь, наше творчество. Тем более что к нам частенько заходит мой друг Саша,- Александр Владимирович,- доктор биологических наук и большой зверолюб.
И уж он такое может рассказать о любой зверушке, что хозяин зверька только в изумлении глаза округляет…
Вот и сегодня Маша принесла свою черепашку.
Маше 10 лет. Все наши дети - солнца. И Маша,- одна из солнц нашей студии. Радостная, чистосердечная, невероятно дружелюбная, с бесподобным юмором. И рисунки ее излучают невероятную доброту и юмор.
- Ух ты! - сразу сказал наш Павлик,- Красота какая! Павлик - наш музыкант, поэт, и тоже большой зверолюб. Иногда он нам играет на гитаре, а иногда и на саксофоне. Поет, конечно, свои песни, читает стихи, что-нибудь рассказывает о литературе или из своей жизни. Он несколько лет жил в скиту на Валааме и конечно же ему есть о чем поведать.
- Хорошо,- говорит он, черепашке. Она всегда у себя дома... Впрочем, и мы тоже, если рассуждать духовно.
Павлик удивительно цельно видит мир.
И о чем бы он не говорил, все ему открывается в красоте и цельности, в удивительном оптимизме его картины мира.
- Интересно,- продолжает он,- вот древние греки не с помощью ли черепашек открыли что можно «все мое носить с собой»?
- Вполне возможно,- говорит Маша.
Может быть какой- нибудь древний грек увидел черепашку и подумал: « Вот бы и мне быть всегда и везде дома как эта черепашечка».
- Да-а, - продолжает с улыбкой Павлик,- а тем более уже многие говорили тогда, что внутри человека целая Вселенная, весь Космос. Как же,- он думал, этот древний грек, хорошо было бы везде с собой носить свою Вселенную!
- Не тяжеловато бы было?- улыбается Саша, взяв на руки черепашку.
- Ну, ничего,- тоже с улыбкой отвечает Павлик. Ради этого стоит попыхтеть. Зато всегда будешь дома.
- И это была удивительно глубокая интуиция, - продолжает разговор наш Сергей Александрович.
Он отложил свою акварель, на которой вырисовывался изящный парусник в красочной гамме Клода Моне, и положил кисточку.
- Есть такие удивительные слова апостола Павла: - Наше жительство на Небесах... То есть,- я так понимаю, что мы, как и Христос телесно, живем на Земле, а духовно всегда в Боге, в Троице, в Царстве Божьем, в духовном и вечном нашем Доме.
Мы всегда с огромным вниманием слушаем Сергея Александровича. Ведь если он в физике продвинулся настолько, что стал академиком, профессором и доктором физических наук, то и в своих богословских взглядах, думаем мы, вряд ли заблуждается.
Тем более что он общается с философами, богословами, и находит с ними общий язык, соотносит с ними свои открытия.
-Это очень важно,- говорит Павлик.
Вот, мне сообщает мой друг с Валаама, что у него переселились на Небо два котенка и он очень скорбит.
- А может быть можно сказать ему, что они в Боге и с ним, ведь Бог, Небеса с нами,- говорит Саша.
- Да, конечно, конечно! Спасибо,- говорит Павлик. Я ему и говорю что они с нами. Он и сам понимает,- ведь он давно в монастыре, читает книжки богословские..
- Я и себе все время напоминаю об этом,- говорит Саша. Стараюсь свое сознание вставлять на место, как врач вставляет на место вывихнутую кость.
- Мы все нуждаемся в этом,- продолжает
Сергей Александрович. Человек забывчив. Надо как на каное,- все время подправлять веслом свой путь, вести свою лодку прямо, иначе будешь плавать по кругу.
-Я думаю,- продолжает он,- что радость наша полнее и утешение полнее, когда мы знаем,- головой знаем, что мы и здесь вместе, - носим и в теле нашем земном всю нашу Вселенную как черепашка домик, и «там»- в Троице, в Царстве Небесном вместе.
Хотя, строго говоря, в нас нет «здесь» и «там». Нет заборов внутри нас между земным и небесным.
Я посмотрел на Машу, которая рисовала свой автопортрет с мамой. Мама была в цветастом очень красивом платье, а сама Маша сидела рядом в юбке и кофте слева нее. Справа от мамы сидела пятнистая, как корова, собака, положив голову с умильной улыбочкой на колени маме.
Вся картина была очень жизнеутверждающей. Красочный аккорд из красного с белым на фоне мягкого голубовато-зеленого звучал очень оптимистически. А морда собаки с преумильной улыбочкой привносили в картину очарование, предельную степень доброты и юмор.
Маша сидела очень тихо, рисовала узор на мамином платье, но было видно что она очень внимательно слушала разговор.
- Это очень важно. Практически важно для всех людей,- продолжал Сергей Александрович.
Я присутствовал при разговоре, когда священник утешал маму, похоронившую ребенка. Он говорил что ему,- ребенку там у Бога хорошо. А я подумал,- может ли мама представить, что ребенку где-то может быть хорошо без нее, без мамы…
-А Вы сказали что-то этой маме?- спросил Павлик.
- Я заметался, честно говоря… Не знал что бы ей сказать, да и должен ли я говорить что-то…Пошел было к выходу уже, но потом вернулся к ней и говорю:
- А знаете, у моей сестры была такая история как и у Вас, такое же событие. Она тоже похоронила ребенка своего тогда. И она всегда говорит: «Похоронила» от слова «сохранила». Есть же такое выражение «схорониться от врага».
- Ну вот, и она считает, что ребенок с ней здесь в Боге, и «там» в Боге, в Царстве Божьем она тоже со своим ребенком. Играет с ним и со всеми своими родными и друзьями, со всеми преображенными бабушками и дедушками, - вечноюными и радостными.
- Как здорово,- говорит Павлик. Как это важно - так глубоко понимать такие события, как понимает это Ваша сестра. Тогда и я могу сказать своему валаамскому другу, что он в Царстве Божьем со своими котятами вместе, поит их молочком и щекотит им розовое пузо? И на Земле конечно вместе.
- Ну конечно, - говорит Сергей Александрович, конечно! Как же иначе!?
Мы все посмотрели на него с радостью и благодарностью. Взгляд невольно обратился и к его паруснику. Наш друг очень любит импрессионистов и разработал себе такую технику, в которой сочетаются и живописные акварельные заливки, и элементы, увиденные им у Клода Моне, Ренуара и других художников этого круга.
Маша тоже светилась. Она взяла свою черепашку, которую Саша прогуливал по столу все время нашего разговора и стала гладить пальчиком ее мудрый любознательный лоб.