Тропари, кондаки, молитвы и величания

В пятницу, св. Кресту

Тропарь в пятницу, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в пятницу, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

показать все

Апостолу от 70-ти Онисиму

Тропарь апостолу от 70-ти Онисиму, глас 3

Апо́столе святы́й Они́симе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Онисим, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак апостолу от 70-ти Онисиму, глас 4

Я́ко луча́, возсия́л еси́ вселе́нней,/ заря́ми сия́я со́лнца, блаже́нне,/ всесве́тлаго Па́вла, мир просвети́вшаго:// те́мже тя почита́ем, Они́симе сла́вне.

Перевод: Как заря, воссиял ты вселенной, сияя отблеском солнца, блаженный, всесветлого Павла, мир просветившего, потому тебя почитаем, Онисим прославляемый.

Преподобному Пафнутию, затворнику Печерскому

Тропарь преподобному Пафнутию, затворнику Печерскому, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ в пеще́рнем затво́ре, я́ко на воде́ упокое́ния,/ преподо́бне о́тче Пафну́тие, ра́довался еси́,/ огне́м бо любве Бо́жественныя распаля́ем,/ бде́нием и моли́твою́ безстра́стия дости́гл еси́/ и яви́лся еси́ равноа́нгельный на земли́,// того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Великий подвиг веры! В пещерном затворе, как на воде отдохновения, преподобный отец Пафнутий, радовался, огнем Божественной любви воспламеняясь, бдением и молитвой достиг бесстрастия и стал подобно Ангелу на земле, по молитвам его, Христос Бог, спаси души наши.

Кондак преподобному Пафнутию, затворнику Печерскому, глас 8

Помышля́я исхо́д души́ твое́я/ и пра́ведное мздовоздая́ние по де́лом,/ непреста́нными слеза́ми умоли́л еси́ Го́спода/ дарова́ти тебе́ неизрече́нных ра́достей насле́дие,/ я́же уже́ со святы́ми предвкуша́я, Пафну́тие преподо́бие,// помина́й и нас пред Бо́гом, чту́щих тя.

Перевод: Размышляя об исходе души твоей и справедливом воздаянии по делам, непрестанными слезами умолил Господа даровать тебе непостижимых радостей наследство, его же со святыми предвкушая, Пафнутий преподобный, поминай и нас перед Богом, почитающих тебя.

Преподобной Евфросинии Александрийской

Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Евфроси́ние, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Евфросиния, дух твой.

Кондак преподобной Евфросинии Александрийской, глас 2

Вы́шнюю жизнь возжеле́вши получи́ти,/ до́льнюю сла́дость тща́тельно оста́вила еси́/ и саму́ю себе́ смеси́ла еси́ посреде́ муже́й, красне́йшая,/ Христа́ бо ра́ди, Жениха́ твоего́,// о обру́чнице привре́менном небрегла́ еси́.

Перевод: Небесное житие желая получить, земные наслаждения ты с радостью оставила и саму себя ты обезличила посреди мужчин, прекраснейшая, ибо ради Христа, (Небесного) Жениха твоего, ты отвергла своего временного (земного) жениха.

Молитва преподобной Евфросинии Александрийской

О, свята́я преподо́бная ма́ти на́ша Евфроси́ние! Ны́не све́тло па́мять твою́ пра́зднующе, умиле́нными сердца́ми восклица́ем ти́: ты́ послу́шалася еси́ блага́го Учи́теля Го́спода на́шего Иису́са Христа́, глаго́лющаго в Ева́нгелии: И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь па́че Мене́, не́сть Мене́ досто́ин, и и́же не отрече́тся всего́ своего́ име́ния, не мо́жет бы́ти Мо́й учени́к, и все́м житие́м свои́м после́довала еси́ Ему́. Испроси́ на́м, ма́ти на́ша Евфроси́ние, си́лы и де́йства Свята́го Ду́ха, во е́же искорени́ти вся́кий гре́х в на́с живу́щий и сотвори́ти ду́ши на́ша в хра́мы Бо́жии; воспламени́ сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду да испо́лним уста́ на́ша ко славосло́вию Его́ и соверши́м хожде́ние на́ше пред лице́м Бо́жиим во вся́ком благоче́стии и чистоте́, да небе́сным предста́тельством твои́м спаса́еми у́зрим сла́ву Бо́жию, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской», глас 4

Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая, Пречи́стая Богоро́дице Де́во! Мо́лим Тя́ пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м, да я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́, та́ко и ны́не на́с от вся́ких бе́д и напа́стей ми́лостивно изба́ви и спаси́ души́ на́ша, я́ко Милосе́рдая.

Перевод: Преблагая и Скорая Заступница всех верующих, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты - Милосердная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х благода́рственная воспису́ем Ти́, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Мысли свт. Феофана Затворника

(Зах.8:7–23)

«Я спасу вас, и вы будете благословением», – обещает Господь чрез пророка Захарию (Зах.8:13).

Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, «будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде» (Зах.8:8), и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: «пойдем к ним помолиться лицу Господню» (Зах.8:21), ибо слышали, что Господь с ними. «И будут приходить многия племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа» (Зах.8:22).

Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову – без слова лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.

Притча дня

Молодой человек подошел к священнику и сказал:
– Я больше не буду ходить в церковь!
Священник спросил:
– Почему?
Молодой человек ответил:
– Я видел, как сестра говорила плохо с другой сестрой, все прихожане смотрят на свой телефон во время службы, и это только несколько моментов, которые я заметил...
Священник сказал:
– Хорошо, но прежде чем ты уйдешь, сделай мне одолжение: возьми полный стакан воды и три раза прогуляйся по Церкви, не проливая ни одной капли на пол. После этого выйди из Церкви, если хочешь.
Молодой парень подумал, что это слишком легко!
И он трижды обошел вокруг, как просил священник. Когда закончил, то сказал священнику, что все готово.
А священник спросил:
– Когда ты шел по Церкви, ты видел, как сестра плохо говорила о другой сестре?
Парень ответил:
– Нет.
– Ты видел, как кто-то смотрит на свой телефон?
– Нет.
– Знаешь почему?
– Нет.
– Ты был сосредоточен на стакане, чтобы убедиться, что ты его не опрокинешь и не прольешь воду.
То же самое происходит с нашей жизнью. Когда наше внимание сосредоточено на нашем Господе Иисусе Христе, у нас нет времени, чтобы увидеть ошибки других людей!

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Основы православия

Тема 59.  О Боговоплощении.

 Замысел Божий о спасении людей подразумевал вочеловечивание Сына Божия (Второго Лица Святой Троицы) — Боговоплощение. И вот Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Выражаясь иначе, Сын Божий восприял в Свою Личность (Ипостась) человеческое естество — воплотился: произошло сверхъестественнгое зачатие Спасителя (по человеческому естеству) в утробе Пресвятой Девы.

 Как Бог мог стать Человеком, оставаясь при этом Богом, подсказывает святоотеческая аналогия. Приведём 2 примера: запись человеком мысли на бумаге и раскалённый в огне меч.

 Рожденная человеческим умом (аналогия с Богом Отцом) мысль (аналогия с Богом Словом), будучи записана или, что то же, выражена на бумаге (Выразителем Слова является Святой Дух), как бы соединяется с бумажным листом. В результате мысль, записанная на бумаге, составила с бумагой одну ипостась. При этом мысль не стала бумажной, а бумага не стала духовной.

 Есть и другая аналогия на данный счёт. Раскалённый в огне меч представляет собой единую испостась, заключающую в себе природу стали и природу огня — Ипостась Сына Божия включает в Себя две природы: Божественную и человеческую. Как раскаленный меч и режет, и жжёт, так и Вочеловечившийся Сын Божий действует и по Божественной природе, и по человеческой (как Бог и как Человек).

См. Боговоплощение.

Практические советы

В Новом Завете суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших в богослужебном уставе отводится субботний день. В течение года установлены также девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан — Родительские субботы. В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии.

Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую.

Случайный тест