Сколько игрушек нужно ребенку для счастья?

s1200


Сколько игрушек должно быть у ребёнка? Сколько их нужно ему для счастья? Эти вопросы то и дело обсуждаются педагогами и психологами. Но создаётся ощущение, что все разговоры – пустое сотрясание воздуха, потому что здравому смыслу нелегко противостоять рыночной экономики с её отточенными приёмами формирования потребителей.


Увы, это факт – чрезмерное, неконтролируемое изобилие игрушек растит из наших детей потребителей.

Первое, что нам надо понять: игрушки нужны детям не для забавы.

Игра – это очень серьёзное действие, в котором формируется детская личность. В игре дети создают сюжеты, отображающие всё, что попало в поле их внимания, вошло в сознание из реальной жизни, мультфильмов, сказок и даже новостей.

Играя, ребёнок примеряется к миру взрослых, и в тоже время примеряет этот мир для себя. Подобно тому, как, заходя в воду, мы пробуем кончиком ноги, насколько она холодна, так же и ребёнок пробует, насколько этот мир комфортен для него.

Условное пространство игры идеально подходит для этого: здесь ребёнок обладает большой свободой и властью творца, поэтому сюжет всегда соответствует тому, на что психологически готов его маленький автор.

В таких играх дети формируют социальное поведение, взращивают зрелость, восстанавливают своё эмоциональное состояние, учатся самообладанию, укрепляют самодостаточность, для которой не так много места в детском возрасте, когда слово взрослого – закон.

И такая настоящая развивающая, формирующая, целительная игра требует большого погружения, сосредоточенности, серьёзности. Такая игра не похожа на баловство. Задача игрушек – выполнять роль помощников, главная роль в игре принадлежит внутреннему миру ребёнка.

Но когда игрушек становится слишком много, тогда время продуктивной игры и игровой запал тратятся на освоение этих игрушек. Ребёнок переключается с одной игрушки на другую, проверяя, на что пригодна каждая из них, часто меняет сюжет, игра становится поверхностной.

Уходят погружённость, сосредоточенность, творческий поиск, самовыражение, в такой игре личности становится очень мало. Игрушки овладевают вниманием играющего.

Представляете, из творца, хозяина собственного мира ребёнок превращается в «раба лампы», действиями которого руководят «бирюльки». Ощутите глобальную разницу этих состояний. В общем-то, в ту же ловушку попадают и многие взрослые.

Второй пагубный момент связан с тем, что, имея большое количество игрушек, ребёнок перестаёт их ценить и беречь. Однажды я видела, как мальчишки специально разгоняют машинки и ударяют ими о твёрдые предметы, чтобы посмотреть, как игрушечный автомобиль разлетится вдребезги.

Родители, начитавшиеся по верхам психологической литературы, на мои предостережения как воспитателя не раз отвечали: «Пусть играют, они же экспериментируют».

Играют! Экспериментируют! Это ошибочное представление взрослых, попавших в плен поверхностных ценностей. Родители потратили время, часть своего потенциала для того, чтобы заработать деньги, на которые куплены эти игрушки.

Что случилось с людьми, которые готовы просто так проматывать свою жизнь, отдавать свою энергию, чтобы покупать бирюльки?

«Раб лампы» – это проблема. При таком подходе детям будет трудно научиться бережному отношению к родителям, к их труду, к их жизненной силе. Это ещё одна грань потребительского сознания – равнодушие к собственным ресурсам и ресурсам других людей, я имею в виду, прежде всего, их жизненную силу.

Отсюда вытекает третий аспект – тем, кто «грабит» самих себя, трудно нести ответственность за своё жизненное пространство. За примером не надо далеко ходить. Свалки растут вместе с ростом потребительского сознания.

Есть ещё один важный момент. На игрушках ребёнок учится душевным отношениям с близкими. У большинства детей есть любимая игрушка, которой они дорожат как самым близким существом.

Чаще всего дети проецируют на такую игрушку отношение к самим себе, они оберегают её ото всего, что кажется опасным, они делятся с ней всем тем, что им нравится больше всего. Это первые «эмпатийные» отношения в жизни ребёнка.

Малыш эгоцентричен, ему трудно понять нужды мамы или братишки, идти навстречу, когда чего-то очень хочется. Но вот с любимой игрушкой дела обстоят иначе. Это первая проекция отношений к другому как к самому себе, первая попытка учитывать интересы другого.

Психологи отмечают, что с появлением в жизни ребёнка чрезмерного количества игрушек подобные глубокие отношения стали складываться гораздо реже. Игрушки перестали быть такими ценными, как раньше. Дети всё чаще думают, что одну игрушку легко заменить другой, если она сломалась. Страшно подумать, чем это оборачивается во взрослой жизни.

Что же делать родителям? Советы таковы:

1. Выбирая игрушку, отдавайте приоритет прочным качественным изделиям. Избегайте покупать дешёвые китайские игрушки, которые стоят копейки, ломаются быстро и продаются на каждом шагу. Лучше покупать подороже и пореже. Пусть ребёнок с нетерпением ждёт дня рождения или нового года, зная, что у него будет действительно хорошая долгожданная игрушка.

2. Учите бережно относиться к вещам, которыми пользуется ребёнок, в том числе к игрушкам. Если сломанная вещь подлежит починке, чините её вместе с ребёнком.

3. Разбейте все имеющиеся игрушки на игровые наборы от 10 до 20 штук, в зависимости от возраста (до 3 лет – не больше 10 игрушек). В таком наборе должны быть разноплановые игрушки, позволяющие развернуть хороший игровой сюжет.

Не надо выдавать сразу 10 кукол или машинок. Пусть в таком наборе будет один конструктор, пара кукол, медицинский набор или посудка, две машинки, и т.д.

Уберите эти наборы в кладовку и выдавайте их по очереди, меняя раз в неделю или раз в 10 дней. Ту игрушку, к которой ребёнок привязан больше всего, убирать и менять не надо. Дети привыкнут и будут счастливы.

Помню, как в детстве папа приносил нам из кладовки старые забытые игрушки. Мы с сестрой каждый раз воспринимали их как подарки и не могли поделить, хотя когда-то они казались нам старыми и ненужными.

4. Учите детей предметозамещению в игре. Если чего-то не хватает для сюжета, всегда можно заменить эту вещь чем-то условным. Кубик может служить пирожным, а тапочек стать утюгом. В конце концов, что-то можно изготовить самим: мебель для кукол из коробок, волшебную палочку из ручки.

5. Подавайте хороший пример детям. Взвешивайте свои покупки: всегда ли то, что куплено Вами, действительно нужно, не может ли оно быть заменено чем-то другим? Заменяйте предметы одноразового использования на вещи, которые могут быть использованы многократно. Сами бережно относитесь к вещам, деньгам, к своему времени и жизненным силам.

Статья из соцсети ВКонтакте опубликована в сокращении

Фото из открытых источников

Комментарии

Нет комментариев для отображения
  • Вставить:

Информация о записи

Автор
ВалентинаК
Просмотры
266
Последнее обновление

Другие записи в Example category

Другие записи от ВалентинаК

Сверху