Шкаровский М.В., свящ. Илья Соловьев

Церковь против большевизма

Содержание

От издательства

Введение 1. Положение Православной Церкви в Прибалтике от революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны. Прибытие митрополита Сергия (Воскресенского) в Ригу на Литовскую кафедру 2. Биография митрополита Сергия (Воскресенского) 3. Отношения митрополита Сергия (Воскресенского) с немецкими властями в начале оккупации 4. Организация миссионерской работы в Латвии и на оккупированной территории СССР. Псковская миссия 5. Налаживание канонической дисциплины в Прибалтике 6. Духовное окормление военнопленных и организация духовного образования 7. Отношения с Московской Патриархией и Зарубежной («карловацкой») Русской Православной Церковью 8. Митрополит Сергий в последние месяцы жизни 9. Митрополит Сергий (Воскресенский) и генерал А. А. Власов 10. Убийство митрополита Сергия (Воскресенского). Кто совершил злодеяние на пустынной дороге? 11. Положение экзархата после смерти митрополита Сергия (Воскресенского) Приложение № 1. Служебная записка митрополита Сергия (Воскресенского), Патриаршего Экзарха всея Латвии и Эстонии германским оккупационным властям № 2. Записка митрополита Сергия (Воскресенского) «Церковь в СССР перед войной» № 3. Меморандум митрополита Сергия (Воскресенского) по поводу положения Православной Церкви в Остланде № 4. Указ митрополита Сергия (Воскресенского) о запрещении в священнослужении митрополита Августина (Петерсона) № 5. Отношение митрополита Сергия (Воскресенского) в департамент конфессий и церквей генерал-бецирка Латвии об открытии Православной богословской высшей школы № 6. Сообщение митрополита Сергия в ведомство рейхскомиссара Остланда о поведении партизан по отношению к Церкви № 7. Пасхальное послание к пастве митрополита Сергия (Воскресенского), апрель 1943 г № 8. Записка митрополита Сергия (Воскресенского) «Большевизм надо сокрушить» № 9. Меморандум митрополита Сергия в ведомство рейхскомиссара Остланда о религиозном обслуживании войск генерала А. А. Власова № 10. Отношение митрополита Сергия (Воскресенского) о действиях партизан по отношению к церкви от 18 июня 1943 г № 11. «Завещание» митрополита Сергия (Воскресенского) № 12. Сообщение командующего полицией безопасности и СД в Остланде в отдел политики при рейхскомиссаре Остланда «Высказывания экзарха Сергия (Воскресенского) о большевизме» № 13. Сообщение командующего полицией безопасности и СД в Остланде в отдел политики при рейхскомиссаре Остланда «Точка зрения экзарха Сергия (Воскресенского) относительно Венской резолюции против Московского Патриарха» № 14. Указ митрополита Сергия № 124/2 об организации Внутренней Православной Миссии в Литве № 15. Меморандум митрополита Сергия рейхскомиссару Остланда X. Лозе о политической позиции митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) № 16. Обращение Совещания архипастырей и пастырей Прибалтийского Экзархата «Православным людям в Литве, Латвии и Эстонии» № 17. Письмо митрополита Сергия (Воскресенского) Председателю Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополиту Неофиту № 18. Пасхальное послание митрополита Сергия (Воскресенского) к пастве и русским беженцам 1944 г Список приходов Псковской Православной Духовной Миссии Архиереи Прибалтийского экзархата и священноцерковнослужители Псковской Миссии Архиереи и священноцерковнослужители Псковской Миссии  

 

(Митрополит Сергий (Воскресенский) и Экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941–1944 гг.)

 

«Работая в Патриархии, мы сравнивали свое положение с положением кур в садке, из которого повар выхватывает свою очередную жертву – одну сегодня, другую завтра, но не всех сразу. Мы прекрасно сознавали, что большевики терпят существование Патриархии только ради собственных выгод, преимущественно пропагандных, и что нам приходится быть почти бессильными зрителями постепенного удушения Церкви большевиками. Но ради Церкви мы все же мирились со своим унизительным положением, веря в ее конечную непобедимость и стараясь посильно сохранить ее до лучших времен, до крушения большевизма. (...) Упускать этой возможности мы не хотели, потому что видели в ней определенную практическую ценность, отказываться от которой Церкви, по нашему суждению, не следовало.

Я и теперь думаю, что мы в этом отношении не ошибались. Но все наши усилия, страдания и унижения окажутся, конечно, напрасными, если безбожный большевизм не падет. С его падением связаны все надежды православных русских людей. Верю, что Господь этих надежд наших не посрамит».

Митрополит Сергий (Воскресенский)

От издательства

В годы Второй мировой войны на занятых немцами прибалтийских территориях Советского Союза произошли такие церковно-общественные события, значение которых для последующей церковной жизни России трудно переоценить. Речь идет о создании Миссии Экзархата Московской Патриархии для возрождения церковной жизни на освобожденных от коммунистической власти землях. Эта Миссия, получившая в истории название «Псковской», в кратчайшие сроки, данные ей Провидением, сумела достичь столь значительных успехов, что с ними никак не могло сравниться начатое Сталиным в Москве «директивное возрождение Православной Церкви в СССР». Да и сама перемена политики Сталина в отношении Православной Церкви в 1943 году во многом явилась результатом деятельности церковных организаций на в оккупированных нацистами областях.

Во главе всего Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике оказался митрополит Сергий (Воскресенский), сумевший наладить здесь церковную жизнь на строгих канонических основаниях. Митрополит Сергий, ранее неоднократно шедший на компромисс с безбожными властями в Советском Союзе, оказавшись на какое-то время в относительной недосягаемости для большевиков, не просто возрождал церковную жизнь, но и во всеуслышание заявил о том величайшем зле, которое представляет большевизм для всего цивилизованного мира. Он засвидетельствовал также, что Русская Православная Церковь в подъяремной России остается внутренне свободной от большевистского режима, что все надежды ее иерархов и клира связаны с падением коммунистической диктатуры.

Митрополит Сергий был с той частью русского народа, которая предприняла попытку освободиться от большевистского ига и одновременно с этим отстоять независимость Родины от внешнего врага. Митрополит понимал, что целью нацистов было не создание сильной и независимой России, но превращение русского народа в рабов. Он понимал также, что сошедшиеся в смертельной схватке гитлеровский нацизм и интернациональный коммунизм по самой своей сути противны Христианству, а потому обе этих силы будут стремиться в конечном счете удушить Церковь. Он не мог не осознавать, что для Гитлера не нужна была никакая Россия, а для Сталина была нужна лишь Россия коммунистическая, и потому оба тирана будут стремиться разорить русское освободительное движение. Осознавая все это, митрополит Сергий предпринял все зависящие от него меры для оглашения правды о преследованиях Церкви в СССР и призвал к решительной борьбе, направленной на сокрушение большевизма. В этом состоит его величайшая заслуга как русского патриота, и как православного христианина.

Благодаря этой книге читатель сможет, может быть в первый раз, услышать голос митрополита Сергия (Воскресенского) и узнать о его жизни и трагической судьбе. Пожелаем же успехов авторам книги и ее читателям. Будем надеяться, что все еще имеющееся в нашем обществе предубеждение в отношении церковных людей, потрудившихся ради возрождения церковной жизни на оккупированных территориях, будет постепенно рассеиваться, «яко исчезает дым от лица огня».


Источник: Издание Общества любителей церковной истории, Москва 2013

Комментарии для сайта Cackle