Некоторые православные проклинают коммунистическую власть и СССР. Грешно ли это?
на одном сайте я нашёл такой текст:
«Проклятие, произнесенное даже на своего кровного врага и обидчика, остается несправедливостью и жестокостью, так как его пагубное и разрушительное действие превосходит то зло, которое один человек может нанести другому. Поэтому святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Проклятие — это молитва дьяволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, стал болезнью в теле его, взял себе в собственность его сердце и душу, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него.
Если самая большая заповедь — это заповедь любви, то проклятие — самый большой грех против этой заповеди. Христос пришел на землю, чтобы снять со всего человечества древнее проклятие. Значит, тот, кто проклинает, противится самому Христу.»
Скажите пожалуйста, всё ли здесь правильно написано?
5 Ответов
Советская власть была гневом Божиим для Церкви и человеческим проклятием для нашего народа, принеся нам богоборчество, неисчислимые людские жертвы и опустошенность душ грехами и страстями. Поэтому не надо советскую власть дополнительно проклинать. Достаточно дать ей правильную духовную и историческую оценку.
Рекомендую, в частности, два интересных исторических телеграм-канала: «Хроники заката цивилизации» и "Right History". В обоих много и доказательно говорится об императорской России и советской эпохе.
Пожалуйста, можно и в формате видео: https://www.youtube.com/@RightHistory/videos.
Сложнее с «Хрониками». Однако ряд крупных материалов автор канала Михаил Диунов выкладывает тут: https://boosty.to/diunov (часть из них по подписке).
Спасибо
Здравствуйте! Милости Вам Божией.
Проклятие — это всегда грех. Вы верно почувствовали: это духовный яд. В Св. Писании сказано: «Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12:14). Проклинать людей или события, как бывшие власти, — отступление от христианской любви и противление делу Христа, Который пришёл снять проклятие греха.
Приведённый Вами текст абсолютно верен. Христианин призван молиться за всех, и это подлинный путь к Богу. Чтобы укрепляться в этом пути, важно участвовать в Таинствах Церкви, особенно в Таинстве Покаяния и Причастия, а также в общей церковной молитве.
Нет, проклятье - это не всегда грех. В Библии мы видим примеры проклятий со стороны Бога и Его пророков в адрес некоторых грешников. Церковь провозглашает анафему еретикам, что является формой проклятья. Греховность проклятья зависит от мотива проклинающего и его уместности в конкретных ситуациях. Если проклятье произносится со злым умыслом, как акт злобной мстительности и ненависти к людям - это безусловно зло и грех. Если же проклятье произносится с добрым умыслом и оно уместно, тогда это не грех. Например, пророк Елисей справедливо проклял именем Бога тех, кто смеялся над ним (4Цар.2:23-24), как говорит св. Кесарий Арелатский, так как
не приступом гнева, а ревностью Божьей был движим ради исправления людей, когда предал иудейских детей на растерзание. Намерением его не являлось отмщение, но исправление.
Таким образом, исполнив это проклятье, Бог через пророка покарал насмешников. Если бы Елисей сделал это просто так, из-за злобы, он бы согрешил. Что касается проклятья СССР и советской власти, на мой взгляд, это совершенно неуместно и неразумно, так как сложно представить какая от этого может быть польза.
Проклятие — это молитва дьяволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку.
Это стоит отдельно прокомментировать. Не бывает никаких «молитв дьяволу», если только это не сознательное обращение к нему, например, через оккультные практики. Ошибочно записывать в поклонников дьявола тех, кто проклинает, матерится, курит и т.п. Это все тоже нехорошо, но к поклонению дьяволу (это очень тяжелый грех) не имеет отношения.
Имхо это опасный путь, особенно в наше суетное время. Человек может быть уверен, что проклиная он движим ревностью Божией, но может ошибаться, поскольку иногда может даже не осознавать своих истинных мотивов. Как говорится, errare humanum est. Уж лучше вовсе не проклинать...
Согласен, я просто написал, что если разбирать этот вопрос подробно, то в Библии есть разные примеры.
Хотелось бы добавить небольшое разъяснение смысла понятия «проклятие». Чтец Сергий привел примеры допустимых, негреховных проклятий. Во всех упомянутых случаях Бог, пророки или отцы Собора КОНСТАТИРУЮТ, что за определенные деяния тем или иным лицам по Божию закону гарантированно последует определенное наказание, что люди поставили себя вне Церкви и т.д.
Проклятие - это по сути клятва, обещание. Человек, обладающий необходимыми знаниями, а также правом, авторитетом, - клянется, что чьи-то дения греховны, повлекут негативные последствия и т.д. Эта форма констатации фактов, действительно, должна быть бесстрастной, неагрессивной. А в соответствии с духом учения Нового Завета - сопровождаться еще и любовью к этим несчастным, кого для пользы и их и окружающих мы вынуждены обличить и обозначить такой резкой формой, как проклятие.
Но если обычный «Ванька» в порыве гнева, зависти или обиды кого-то проклинает - это не проклятие. А зложелательство, агрессия, манипуляция, гнев и т.д. Все это греховно. Но как-то особенно этого бояться не стоит. Использование формы проклятия никоим образом не может навредить проклинаемым.
Только если, действительно, мудрый и праведный человек не во гневе и агрессии свидетельствует, что кто-то по такой-то причине совершает непростительный грех и достоин Божия гнева и наказания, - к этому стоит прислушаться. Но мудрые и праведные люди такими формулировками не балуются.
А простое «ванькино» проклятие является грехом для «ваньки», но безопасно для окружающих.
Спасибо. Состояние ума и сердца - это самое важное
Да. А еще - смирение, смиренное понятие о себе. Ответственный христианин никогда не будет никого проклинать. Это же суд, вердикт. Пророки и Соборы, водимые Духом Святым знали все обстоятельства дела и могли так однозначно констатировать «проклятость», виноватость, греховность определенных лиц. А наше дело - оправдывать грешников и молиться за них.
Сложно предположить, что эти упомянутые вами православные именно насылают мистические проклятия на советскую власть. Которая, на минуточку, уже давно прекратила свое существование.
Скорее всего, они дают ей свою оценку, как явлению. А назвать зло злом — это не грех, а просто констатация истинного положения вещей. Для того, чтобы зло не повторилось, мы должны его как минимум идентифицировать в качестве зла и проанализировать.
А вот назвать зло добром действительно было бы грехом.
Спасибо за ответ и рекомендации. Увы, у меня не смартфон, а простой мобильник и компьютер. Поэтому, к сожалению, не могу пользоваться Телеграммом...