Православный форум АЗБУКА ВЕРЫ Как помочь порталу

Вернуться   Православный форум АЗБУКА ВЕРЫ > Личные дневники > священник Константин Пархоменко
Православная энциклопедия Система Orphus

Оценить эту запись

Поминание живых и усопших: 2

Запись от священник Константин Пархоменко размещена 09.02.2012 в 00:10

Поминание живых и усопших
Ответы на вопросы. Часть 2

Дорогие! Мы продолжаем беседу на тему «Поминание живых и усопших», в цикле «Откровенный разговор».
И новое письмо от нашей читательницы с рядом вопросов.

Здравствуйте, дорогой батюшка. Это Татьяна. У меня несколько вопросов по объявленной Вами теме.
1. Это меня спросила дочь - "Бог ведь любит всех", а я к своему стыду не могу ей ответить. Боюсь сказать что-то не то. Почему на Литургии нельзя поминать некрещеных (имеется в виду - в алтаре)?

Потому, дорогие, что Евхаристия Таинство Тела и Крови совершается ради тех (и для тех), кто Жертву Христову признает. Христос на Тайной Вечери причастил тех, кто был с Ним, кто захотел разделить эту трапезу. Пусть среди них был и недостойный (Иуда).
Христос всех призывает к Себе, к вере, к благодати. Он допустит даже недостойного, даже готового на предательство. Но главное требование – желание самого человека. Насильно никого причащать не будут.
Если человек не крещен, этим самым он как бы подтверждает, что не является христианином. То есть, поминание его за Литургией будет насилием над его свободой, над его личным выбором.

2. Когда мы приходим к Причастию, я всегда пишу в проскомидийной записке и нас тоже (тех, кто будет на этой службе причащаться). Правильно ли это?

Правильно. Потому что, кроме всего прочего, мы вообще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и Божьем посещении всех, о ком написано в записках. Думаю, Вы хотите быть в их числе, верно?

3. Почему я встречала в некоторых храмах отдельно обеденную и проскомидийную записки? Чем они отличаются?

Ничем. Это какое-то «творчество» свечниц. Спросите у них, что это значит…

4. Расскажите, пожалуйста, когда заказывают сорокоуст о живых.

Когда хотим, тогда и заказываем сорокоуст (то есть поминание на протяжении сорока дней) по любому человеку.
Первоначально сорокоусты были придуманы для поминания усопших. Потом стали их заказывать и за живых. Сегодня это распространенная традиция.

А теперь другое письмо:

Близкий родственник В.Н. умер в очень почтенном возрасте. Был крещен еще до революции. К вере не пришел.
Последние годы жизни часто находился в больницах. Врачи (в Питере много православных врачей) приносили В.Н. Евангелие, предлагали собороваться, исповедоваться и причаститься. Даже разговаривали с родственниками, просили как-то воздействовать на старика.
Уговорить не получилось. Наоборот, атеизм становился все более воинствующим.
Умирал В.Н.очень тяжело, нехорошо (у Вас есть очерк о том, как умирают атеисты).
Часто повторял перефразированную строку из «Евгения Онегина»: «Когда же черт возьмет меня!». Умер В.Н.в больнице.
Читала и слышала разные мнения священников относительно поминовения таких усопших. Одни батюшки говорят, что ни в коем случае нельзя такого человека поминать на Литургии, мотивируя это тем, что воля покойного придет в противоречие с Божьей Волей. Предлагают заказывать панихиду.
Другие, наоборот, считают, что поминать нужно именно на Литургии, на проскомидии, т.к. это, по их мнению, лучше всего поможет изменить участь покойного.
Как Вы считаете, отец Константин? Ваше мнение для меня будет определяющим.
Этот же вопрос можно задать и о живых: о поминовении "О здравии" людей, которые сами себя называют атеистами. Спасибо.
С уважением, Елена.

Дорогая Елена. Я скажу, чем определяюсь в своей пастырской практике. Если человек был просто неверующим, но Церковь и Бога не хулил – благословляю такого отпевать и церковно поминать. Если человек был хулителем и богоборцем – такого лучше не поминать…

Церковь даже заблуждающихся воспринимает не иначе, как своих бедных, глупеньких чад.
Недавно разговаривал с одной женщиной. Она сотрудник Эрмитажа. Рассказывала, как на эрмитажном новогоднем корпоративе, за столом, один профессор хулил Церковь. Другие хихикали и поддакивали.
И вот он в Рождество Христово умер.
Через час после этого разговора приходят женщины и просят поговорить с ними. Объясняют, что пришли заказать поминание своего родственника, известного деятеля науки и культуры, работника Эрмитажа, который вот только что, в Рождество, умер.
Спрашиваю: «А что же он Церковь хулил?..» Они открыли широко глаза: «А вы… вы откуда знаете?..» «Господь, говорю, шепнул…»
И стал им объяснять, как заказать поминание. Они ушли, а я подумал: «Церковь как мать, которую обижает и хулит безумный сын. А она все равно спешит обнять, пожалеть, помиловать…»

И еще письмо с вопросами:

В основном все мои вопросы возникли из-за того, что я начала ходить в другую церковь.
1. У меня в семье внук пока некрещенный, я спрашивала у священника, как я могу за него молиться и мне разрешили заказывать молебен о здравии, объяснив, что я молюсь с надеждой о его крещении. Когда с таким же вопросом, но к другому священнику (в том же храме) обратилась другая прихожанка, то ей не разрешили заказывать молебны. Надо ли мне снова спрашивать разрешение, когда я бываю в других церквах? То же самое и с панихидой: в одних церквах молятся только за православных, в других и за католиков, а бывает, и за лютеран - т.е. надо каждый раз уточнять?


Строго говоря, по канонам, молиться за некрещеных и инославных в храме нельзя. Но в особых случаях это мы делаем. Я бы внука Вашего поминал на молебнах, только если внук не взрослый и сам не противится вере.
Разрешения лучше спрашивать. Это будет честнее.

2. Когда произошла трагедия в Беслане, трудно описать, какие переживания были у меня в доме. Я не знала, как помочь мужу выйти из состояния депрессии и решила заказать 2 литургии - о здравии выживших и о упокоении погибших. В свечном ящике удивились, т.к. обычно идет перечисление имен, но сказали, что возьмут благословение у настоятеля. Настоятель благословил (только добавили православных) - мы все помолились и когда я пришла домой мужу было намного лучше. И опять в другом храме, когда произошла трагедия с "Булгарией", я хотела заказать литургию (уже о погибших православных христианах) - отказ, с мотивацией "а мы не знаем, насколько воцерковленными были погибшие". Получается, что в каждом храме надо спрашивать...

Тут женщины за свечным ящиком перегнули палку. В случаях трагедий мы молимся о пострадавших, о усопших в храмах. Распоряжение о такой молитве присылают централизованным порядком из Патриархии. Поэтому просто это не компетенция служительниц. Думаю, если бы Вы общались с батюшкой, он бы все объяснил.

3. В Москве (не помню, есть ли в Питере такое) записки на проскомидию принимаются 2-х видов: простая и заказная. Я спросила в свечном ящике, в чем разница. Ответ был потрясающим: Простая - 10 руб, а заказная - 25 руб. (Это вообще-то указано в прейскуранте). Поскольку за записки обычно жертвуется определенная сумма, то меня интересовало, чем отличается их (как бы сказать) восприятие в алтаре. У нас таких записок нет и наши батюшки не знают, может вы поможете?

Для меня это тоже загадка. Вот как Татьяна спрашивала, чем обеденная от проскомидийной отличается?..
Нужно уточнять, что это за загадочная дифференциация…

Вообще о поминании на службе смотрите по этой ссылке.

Отец Константин, Православная Церковь на богослужении молится только за крещеных православных христиан. Свечницы даже переспрашивают - в записках все крещеные? Но все-таки Церковь молится гласно, за богослужением и за начальствующих, и за воинство, и за власти, где крещены далеко не все. Как это можно согласовать? Спасибо. Алексей.

Это большая дискуссионная тема. Похоже, вы для нее, дорогие читатели, созрели:
Панихида по иудеям...
Продолжение
Письмо от читательницы...
Панихида по иудеям: окончание разговора


Здравствуйте, отец Константин!
С праздником Вас!
Хочу задать Вам несколько вопросов в рубрику "откровенный разговор", на тему "поминовение живых и усопших".
Мы живем в Литве, муж и дети католики. Могу ли я их писать в записках? В интернете читала, что нет, но у нас в храме разрешают. Как поступать? В какой момент Литургии их поминают? Почему иногда, принимая записку, дают просфоры, а иногда не дают? Потребляя эти просфоры, надо еще раз вспомнить и помолиться о тех, кто в записке, или не обязательно? Отличается ли просфора "за здравие" и "за упокой"? могу ли я давать эти просфоры своим детям католикам?
В интернете смотрела миссионерскую службу, которую вел отец Андрей Кураев, он там в частности говорил, что во время Ектеньи можно молиться о своих нуждах, о своих родных. Вот только мне сложно всех - и нужды и родных - расставить по нужным "категориям", вот например, когда батюшка призывает помолиться за недугующих, я иногда не успеваю всех в уме перечислить, а уже начинается новое прошение. Могу ли я всю Ектенью молиться о своих нуждах и своих родных, не обращая внимания на призывы? в таком случае, не становится ли моя молитва как-бы обособленной? ведь я не успею помолиться по призывам, например за страну. Или все-таки о своих нуждах дома помолиться, а на Литургии - сколько успею?
Могу ли я во время Ектений молиться за свою семью (католиков)?

Дорогая! Так много вопросов… Насчет поминания католиков я уже говорил. Это не принято, но, допускаю, что в Литве практикуется. Уж в любом случае, тайно, про себя молиться и о католиках, и о некрещеных мы всегда можем, а в записках давайте все-таки писать только православных.
Во время ектении Рцем вси (сугубой) можно и нужно молиться и о всех своих нуждах.

В том, что свечи "за упокой" ставят у Распятия, а "за здравие" - у других икон, есть какой-то смысл или это традиция? Я себя считаю новоначальной, и еще с немногими святыми "подружилась", поэтому со всеми молитвами иду ко Христу. Посоветовала одной прихожанке поступить так же, она мне сказала, что "там только за упокой".
Везде можно ставить свечи о здравии и о упокоении. И у Распятия тоже.

Напоследок, небольшая зарисовка из жизни нашей семьи: Дочке, 4 года, купила книжку с наклейками на рождественскую тему. В ней несколько сцен, в частности сцена где Ангел посетил Марию (в доме Марии), и сцена Рождения Младенца Христа.
Дочка клеила наклейки самостоятельно, я смотрю - новорожденный Младенец и Мария наклеены в доме Марии, лежат на ложе. Говорю дочке - как же ты наклеила? А она мне - мама, но ведь Марии так неудобно рожать в хлеву, а на кроватке мягко!
Евгения

Милая Евгения! Спасибо Вам! Мира, благодати Божией и всего самого светлого Вам и Вашей семье!

Здравствуйте, уважаемый отец Константин!
1. Приходилось читать, что в родительскую субботу перед Пятидесятницей Церковь поминает и тех, кого обычно поминаем только в келейной молитве – самоубийц, некрещеных. Так ли это? Как это происходит? Означает ли это, что можно подать записку с именами некрещеных или самоубийц на панихиду или Проскомидию?

Нет, это только благочестивое мнение. О некрещеных и самоубийцах мы не молимся ни в какие дни. А мнение это возникло оттого, что в молитвах, читаемых на вечерне в День Пресвятой Троицы, есть слова, которые якобы дают такое основание. На самом деле (вы можете познакомиться с этими молитвами) об этом молитвы не говорят.

2. Можно ли молиться за «чужих», т. е. людей, которые не являются для нас родственниками и близкими друзьями? В Интернете часто приходится читать о том, что молиться нужно только за «своих». А если сослуживец, с которым у тебя не было до этого близких отношений, попал в беду? Или знакомый твоих друзей?

Конечно, можно молиться о всех и за вся, о ком желает сердце! Это из области каких-то бабушкиных мифов, что можно молиться только за своих близких. На такие слова спрашивайте: «А священник тоже должен молиться только о своих?..»

3. Как молиться за тех крещенных людей, которые отреклись от Бога? Что делать, когда подросток увлекается всякой нечистью – вампиры, колдуны, радикальные рок-группы типа «Ramstein», не скрывающие своего поклонение врагу человеческому? Можно ли за такого человека молиться церковной молитвой, подавать за него записки на Проскомидию?

Можно! Если подросток просто увлекается этими глупостями, то мы можем и должны молиться за него. А вот если уже сознательно отрекается от веры, порывает с Церковью, тогда лучше не молиться.
Но рок-группы и всякие подростковые страшилки это просто глупая игра.

И напоследок: на тему о поминовении усопших на моем сайте еще несколько лет назад размещена небольшая и хорошо структурированная работа Долгие проводы. 100 вопросов о поминовении усопших. Составитель Людмила Никеева. В ней собраны самые популярные вопросы на тему смерти, погребения, поминания почившего. Эта книга – плод глубокого проникновения автора в тему. Это не сборник ответов, «настриженных» из разных источников легкой рукой. Еще раз повторю, что эта книга – плод глубоких и зрелых размышлений на тему смерти и вечной жизни. Я читал и правил ее еще в рукописи, и снова перечитывал, и думаю, что она может послужить хорошим источником ответов на множество не заданных здесь, но реально возникающих вопросов.

Дорогие! Ваши вопросы закончились. Посмотрите, может, я чье-то письмо пропустил? Или есть какие-то еще вопросы? Пока мы далеко не ушли от этих тем, пишите мне на почту, и я отвечу.

Храни всех Бог, ваш прот. К.
Просмотров 10500 Комментарии 29
Всего комментариев 29

Комментарии

  1. Старый комментарий
    Аватар для Виктория Голубкова
    Спасибо за Ваш труд, батюшка! Меня тоже заинтересовал вопрос Вашей читательницы о просфорах (Вы, к сожалению, не ответили на него): когда их должны давать при подаче записок, а когда не должны... Мелочь, конечно, но всё-таки приятно всегда, когда просфорки дают в придачу (изредка и мне доводилось с этим сталкиваться). А вот за что такая милость? Не понятно... Проясните, пожалуйста.
    Запись от Виктория Голубкова размещена 09.02.2012 в 13:13 Виктория Голубкова вне форума
  2. Старый комментарий
    Аватар для Алёнушка
    Да, меня тоже интересует, почему иногда раздают просфоры, иногда нет. Однажды была в храме, записку не подавала, всем просто так раздавали просфоры, я тоже взяла. Или как-то была на службе, а после нее - вообще не раздают просфор. От чего это зависит?
    Запись от Алёнушка размещена 09.02.2012 в 13:44 Алёнушка вне форума
  3. Старый комментарий
    Аватар для Ната Ефремова
    Спасибо, батюшка Константин за интересный разговор! А у нас в храме мне объяснили разницу между простой и заказной запиской так:
    простые прочитываются алтарниками в алтаре, но частицы за них не вынимаются;
    заказные прочитываются самим батюшкой и вынимается частица.
    Вот так тоже бывает...
    Запись от Ната Ефремова размещена 09.02.2012 в 13:48 Ната Ефремова вне форума
  4. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Ната Ефремова Просмотреть комментарий
    Спасибо, батюшка Константин за интересный разговор! А у нас в храме мне объяснили разницу между простой и заказной запиской так:
    простые прочитываются алтарниками в алтаре, но частицы за них не вынимаются;
    заказные прочитываются самим батюшкой и вынимается частица.
    Вот так тоже бывает...
    Но это какое-то неофициальное нововведение. Меня уже тут умные люди просветили, что такое бывает, но я об этом не слышал.
    Вообще это странно. Священник спокойно молится, вынимает частицы, алтарники рядом читают помянники... Сколько я служил (в Духовной Академии, в Казанском Кафедральном соборе, в Троицком Измайловском соборе), так всегда и было.
    За время проскомидии все записки и помянники как раз успевают прочитать.
    Какая разница : священник сам читает или рядом читают?..
    Ну ладно, раз такая традиция кое-где есть, пусть будет так
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 09.02.2012 в 14:27 священник Константин Пархоменко вне форума
  5. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Алёнушка Просмотреть комментарий
    Да, меня тоже интересует, почему иногда раздают просфоры, иногда нет. Однажды была в храме, записку не подавала, всем просто так раздавали просфоры, я тоже взяла. Или как-то была на службе, а после нее - вообще не раздают просфор. От чего это зависит?
    А, про просфоры я пропустил вопрос.

    Есть такой обычай, чтобы при подаче записки человеку давали просфорку с вынутой частичкой. Человек должен понимать, что эта частица вынута была прежде (день-два назад) за совершенно других людей. Потому что, когда он записку подает, ее еще только отнесут в алтарь и помянут на проскомидии. Но все-таки психологически приятно: подал записку – получил просфорку.

    Самый правильный вариант, который я встречал в некоторых храмах, такой: А) Ты подаешь записку. Б) Их уносят в алтарь. В) К концу Литургии из алтаря приносят и ставят в свечной ларек корзину с просфорками.
    И все, кто подавал записку, берут себе просфорку. Они понимают, что, может быть, из твоей, может, из соседней, но уж точно на этой Литургии вынимались частицы именно из этих просфор.

    У нас в соборе так и было прежде. Но потом произошла вот какая штука. У нас в храме много детей (до полусотни). И вот, причастившись, они начинают бегать и таскать просфорки. Сами знаете, дети любят их поедать в больших количествах.
    Кроме того, просфоры брали люди посторонние, зашедшие в храм просто поставить свечку.
    В результате для людей, подавших записку, этих просфор не оставалось. Начинались вопросы, обиды. Чтобы эту ситуацию как-то исправить, Настоятель несколько лет назад пошел на такую меру: посадил бабушку продавать просфоры. Ей из алтаря приносят, а она сидит себе и продает по 5 рублей. Тут уже стали возмущаться, что храм делает «бизнес» на этом. Сами понимаете, что бизнеса тут не сделать (кстати, кому интересно, но для нашего собора просфоры – мы их закупаем в пекарне Александро-Невской Лавры, – как раз обходятся по 3-5 рублей за штуку). С одной стороны, люди возмущаются, но, с другой стороны (как говаривает один мой знакомый протоиерей: Собаки лают, караван идет…), люди благодарят. Теперь, подав записку, ты гарантированно можешь получить (хоть и за 5 рублей) просфорку.

    Собственно, вот какая ситуация, а вариантов тут много. Где-то берут записку и дают талончик, который ты после Литургии можешь «отоваритьJ», вернее, получить просфорку. Где-то… впрочем, может быть, вы поделитесь, как делают где-то еще?
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 09.02.2012 в 14:49 священник Константин Пархоменко вне форума
  6. Старый комментарий
    Спасибо за ответы на волнующие вопросы. В нашем храме тоже продают просфоры по 5 рублей. А наш любимый о. Виктор часто дарит большую просфору ( с вырезанной частичкой) людям, у которых особое событие. Было неожиданно и очень приятно, когда после службы мы подошли поцеловать крест,а батюшка достал нам этот подарок. До этого он благословил нас венчаться. Позже заметили, что он сделал такой же подарок еще одной молодой паре.

    Света.
    Запись от Незарегистрированный размещена 09.02.2012 в 17:13
  7. Старый комментарий
    Спасибо, отец Константин за ваши труды по нашему просвещению. Все вопросы назревшие, ответы полезные, комментарии замечательные. Две недели не могла посетить Ваш блог. Наконец все прочитала. Как воды родниковой напилась... Марина г.Пенза
    Запись от Незарегистрированный размещена 09.02.2012 в 18:13
  8. Старый комментарий
    у нас так, как Вы, о. Константин, упоминали: А) Ты подаешь записку. Б) Их уносят в алтарь. В) К концу Литургии из алтаря приносят и ставят в свечной ларек корзину с просфорками.
    Запись от Наталия П. В. размещена 09.02.2012 в 18:28 Наталия П. В. вне форума
  9. Старый комментарий
    В Храме Иконы Владимирской Божией Матери (что у станции метро ВЛАДИМИРСКАЯ) просфоры выдают по квитанции, которую каждый получает, заказав в свечном ящике молебен, проскомидию. Никакой дополнительной доплаты не введено. "Специальная" женщина сидит за столиком с просфорами - забирает квитанции и выдаёт просфору.
    Запись от Наталья (СПб) размещена 09.02.2012 в 18:39 Наталья (СПб) вне форума
  10. Старый комментарий
    О.Константин,подскажите пожалуйста как правильно делать.Мы с мужем ходим в разные Храмы на службу.И записки о наших близких подает муж.А я только молюсь за этих людей ,но записки не подаю в том Храме куда хожу я,считая ,что Церковь у нас одна и Жертва приносится одна,хоть и в разных Храмах.Правильно ли я думаю и делаю?А деньги просто жертвую в ящик.Или можно и нужно,чтобы одних и тех же людей поминали в большем числе Храмов?Заранее благодарю Вас за ответ.Елена.
    Запись от Незарегистрированный размещена 09.02.2012 в 19:42
  11. Старый комментарий
    Вопрос с просфорами - сугубо "местный". В одном из наших храмов просто спрашивают, заказывали ли проскомидию (6 имен - 1 просфора; впоследствие стали давать просто по две - за здравие и упокоение, вот такая арифметика). В других храмах - дают всем после окончания службы. И если ты подошел к кресту одним из последних - велика вероятность, что просфор тебе не достанется.
    Запись от Людмила* размещена 09.02.2012 в 20:32 Людмила* вне форума
  12. Старый комментарий
    Аватар для Мережко Надежда Евгеньевна
    Спаси Господи!
    Запись от Мережко Надежда Евгеньевна размещена 09.02.2012 в 23:14 Мережко Надежда Евгеньевна вне форума
  13. Старый комментарий
    Аватар для Сергей П
    Это ж надо,все что хотел знать,все о.Константин рассказал..
    Запись от Сергей П размещена 09.02.2012 в 23:19 Сергей П вне форума
  14. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Незарегистрированный Просмотреть комментарий
    О.Константин,подскажите пожалуйста как правильно делать.Мы с мужем ходим в разные Храмы на службу.И записки о наших близких подает муж.А я только молюсь за этих людей ,но записки не подаю в том Храме куда хожу я,считая ,что Церковь у нас одна и Жертва приносится одна,хоть и в разных Храмах.Правильно ли я думаю и делаю?А деньги просто жертвую в ящик.Или можно и нужно,чтобы одних и тех же людей поминали в большем числе Храмов?Заранее благодарю Вас за ответ.Елена.
    Правильно! Дублировать записки на одну и ту же Литургию не имеет смысла (как мне кажется, а как там, на Небесах, считают, мне не известно).
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 10.02.2012 в 00:21 священник Константин Пархоменко вне форума
  15. Старый комментарий
    В Днепропетровском Кафедр. Соборе при подаче заказной записки в пакет ложится записка и невынятые просфоры по колличеству имён взаписке и уносятся в алтарь на проскомидию. После литургии получаешь свой пакет с запиской и вынятые просфоры Удовольствие не дешовое. Одно имя 1 гривня. Но вариант идеальный. Эти просфоры за любимых детей аэта за уваж. кума. За простые записки по одной просфоре. Такой порядок должен быть для всех приходских храмов по примеру кафедрального. Но как говорят должны но не обязаны. На приходах где как. От идеала чаще всего далеко. Павлоград. Украина.
    Запись от Незарегистрированный размещена 10.02.2012 в 00:36
  16. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Незарегистрированный Просмотреть комментарий
    В Днепропетровском Кафедр. Соборе при подаче заказной записки в пакет ложится записка и невынятые просфоры по колличеству имён взаписке и уносятся в алтарь на проскомидию. После литургии получаешь свой пакет с запиской и вынятые просфоры Удовольствие не дешовое. Одно имя 1 гривня. Но вариант идеальный. Эти просфоры за любимых детей аэта за уваж. кума. За простые записки по одной просфоре. Такой порядок должен быть для всех приходских храмов по примеру кафедрального. Но как говорят должны но не обязаны. На приходах где как. От идеала чаще всего далеко. Павлоград. Украина.
    Спасибо! Я уже говорил в другом месте, что это вообще правильная традиция - приносить свой хлеб (м.б., испеченный своими руками) в храм и отдавать вместе с запиской в алтарь. Священник вынимает частицы из этого хлеба. Получается та же просфора. И всем очень радостно такой хлеб иметь. В Греции и в славянских странах этот обычай очень распространен.
    Это, конечно, можно делать и у нас. Только немного смешно вынимать "по другим расценкам". Какая разница, ведь все равно поминаешь и вынимаешь частицы. Тут, что ли, переплачивают за личный подход?
    Но, в общем, традиция такая очень даже неплоха...

    Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну Ваших близких на этой рукодельной просфоре. (А печать для просфоры в магазине "Софрино" продается, а можно и самому из дерева вырезать.)
    О просфорах смотрите мой фотоальбом: http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/in...toreport&id=67
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 10.02.2012 в 01:09 священник Константин Пархоменко вне форума
  17. Старый комментарий
    Аватар для Татьяна-Чернышева
    Дорогой батюшка, спасибо за ответы! И даже на только сейчас назревший вопрос нашла ответ в комментариях. СПАСИБО!
    Запись от Татьяна-Чернышева размещена 10.02.2012 в 02:03 Татьяна-Чернышева вне форума
  18. Старый комментарий
    "Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну"

    Значит,все это "бабушкины басни",что просфоры могут печь только девственники и по особому благословению?Наш батюшка искал такого человека,кто мог бы печь просфоры.
    Запись от Незарегистрированный размещена 10.02.2012 в 12:36
  19. Старый комментарий
    Отец Константин, спасибо!
    Евгения
    Запись от Незарегистрированный размещена 10.02.2012 в 13:00
  20. Старый комментарий
    Аватар для Татьяна Анатольевна (СПб)
    Мне ни разу не приходилось получать просфору с вынутой частицей. Во многих храмах при подаче записки выдают просфору "не участвовавшую" в проскомидии (Например - проскомидия еще идет, а просфорки явно свежие, только что выпеченные). Нередко, например, в Почаевской Лавре просфоры продают в ларьке на улице, вне храма. Их покупают, как своеобразные "сувениры", т.е утрачивается связь с богослужением. В церквях с небольшим приходом, как правило, просфоры-только в алтаре.
    Запись от Татьяна Анатольевна (СПб) размещена 10.02.2012 в 15:14 Татьяна Анатольевна (СПб) вне форума
  21. Старый комментарий
    Аватар для Светик
    В Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе порядок такой:
    А) подаешь записки - получаешь талончик (одна записка = 10 имен = 1 гривна = 1 просфора), после литургии получаешь по талончику просфоры;
    Б) можно записки не писать, а подать книжечку-синодик, заказав при этом нужное количество просфор, не нужно на каждую службу писать записки, все «твои» всегда с тобой! (никто при этом не пересчитывает, соответствует ли количество записанных имен количеству желаемых просфор).
    Этот порядок мне кажется очень удобным, просфоры можно заказать и с вечера, и перед литургией, и никто не останется обиженным. Просфоры выпекают при соборе.
    «Заказная литургия» у нас тоже есть, одно имя = 1 гривна. Как я понимаю, разница в том, что заказные записки читаются еще и вслух диаконом во время ектеньи перед открытыми Царскими Вратами, а за усопших и во время заупокойной литии. Я подаю такие поминания за своих близких, в важные для них дни ( день ангела, день рождения, дата смерти) и в особых нуждах. Но сейчас, прочитав все материалы данного поста, думаю, может это лишнее? Может достаточно того, что все они записаны у меня в синодике, и частичку за них в любом случае вынут?
    Запись от Светик размещена 10.02.2012 в 15:23 Светик вне форума
  22. Старый комментарий

    О келейно молитве за неправославных

    Отец Константин, благословите!

    Если можно, небольшой комментарий и вопрос "вдогонку".

    Получается, что в Москве и Петербурге на многие вещи смотрят совершенно иначе, чем в провинции. Мой духовник, например, вообще не благословляет молиться за неправославных, живых или усопших, кроме самых близких родственников (родителей и детей, насколько я поняла) - т.е. и дома в том числе. Поэтому свободное поминовении инославных христиан во время молебна, панихиды (о котором Вы пишете) и т.д. вообще слегка шокирует.

    У меня погиб некрещеным родной дядя, о его отношении к Богу и Церкви я ничего не помню, ни хорошего, ни плохого. Могу ли я молиться о нем дома?

    П.С. Насколько я понимаю, позиция моего духовника связана с тем, что, молясь за всех, можно "надорваться" - наша молитва имеет последствия и для нас самих, в этом трудно сомневаться. Т.е. если составить синодик из имен известных воинствующих атеистов, да еще умерших, и начать ежедневно читать Псалтирь - это не будет правильно.

    С уважением, Ирина
    Запись от Незарегистрированный размещена 13.02.2012 в 16:53
  23. Старый комментарий
    Аватар для Марина (Майя)
    Здравствуйте, о.Константин.

    Прошу прощения, если опоздала, но вот такие 2 вопроса "созрели" уже после активного обсуждения поднятой темы.
    1. В комментариях упомянули, что подают на литургию свою семейную книжечку-синодик. Можно ли рассказать об этом подробнее? Насколько такой способ распространен в современной церкви (то есть в любой ли церкви его возьмут для совершения поминания)? Как именно, кем, по каким правилам должна быть составлена/оформлена подобная книжечка? И правильно ли я понимаю, что такая книжечка содержит только имена усопших?
    2. Нужно ли совершать какое-то особое поминание живых или усопших в день их святого - небесного покровителя, если да, то какое именно? Моя двоюродная сестра крещена под своим "паспортным" именем Виолетта, никакого другого имени ей не дали, при такой ситуации у человека получается нет своего небесного покровителя? и это уже никак не исправить?

    Спасибо огромное за Ваш труд, с уважением и благодарностью, Марина (Майя).
    Запись от Марина (Майя) размещена 14.02.2012 в 16:53 Марина (Майя) вне форума
  24. Старый комментарий
    Аватар для Диакон Сергий Чекоданов
    Можно я тоже задам 2 маленьких вопроса? Я считаю, что не нужно писать в записках имена тех людей, которых в любом случае помянут в этом храме. Как то: патриарха, митрополита, причт. Подтверждает моё мнение и опыт - иногда за ектению раз 20-30 одни и те же имена, которые уже просто пропускаешь. Правильно ли это мнение, или всё же надо писать в записках причт храма "из вежливости"? Ведь помолиться о батюшках не то же самое, что написать их в записках.
    И ещё - поминаете ли Вы вслух (например на молебне) протоиерея Константина, если Вы 100% уверены, что это именно Вы (например если Ваше имя среди причта собора, или вместе с именами Ваших близких, о которых кто-то решил помолиться)?

    Дорогой о. С.!
    Согласен, что писать всех священнослужителей храма в записке не стоит, а вот имя своего духовника правильнее написать.

    И второе: однажды я не помянул протоиерея Константина, имя которого было который было подано в записке. Подумал, что речь идет обо мне. Потом женщина подошла и говорит: "А почему Вы моего батюшку не помянули, отца Константина, настоятеля Спаса Нерукотворного?.." И мне нечего было ей ответить. Теперь я всегда поминаю вслух имена, даже, если мне кажется, что это мое имя написано.
    В конце-концов: люди написали и хотят услышать это имя. Зачем я буду их лишать такой радости?
    Запись от Диакон Сергий Чекоданов размещена 14.02.2012 в 22:47 Диакон Сергий Чекоданов вне форума
  25. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Диакон Сергий Чекоданов Просмотреть комментарий
    Можно я тоже задам 2 маленьких вопроса? Я считаю, что не нужно писать в записках имена тех людей, которых в любом случае помянут в этом храме. Как то: патриарха, митрополита, причт. Подтверждает моё мнение и опыт - иногда за ектению раз 20-30 одни и те же имена, которые уже просто пропускаешь. Правильно ли это мнение, или всё же надо писать в записках причт храма "из вежливости"? Ведь помолиться о батюшках не то же самое, что написать их в записках.
    И ещё - поминаете ли Вы вслух (например на молебне) протоиерея Константина, если Вы 100% уверены, что это именно Вы (например если Ваше имя среди причта собора, или вместе с именами Ваших близких, о которых кто-то решил помолиться)?
    Дорогой о. С.!
    Согласен, что писать всех священнослужителей храма в записке не стоит, а вот имя своего духовника правильнее написать.

    И второе: однажды я не помянул протоиерея Константина, имя которого было подано в записке. Подумал, что речь идет обо мне. Потом женщина подошла и говорит: "А почему Вы моего батюшку не помянули, отца Константина, настоятеля Спаса Нерукотворного?.." И мне нечего было ей ответить. Теперь я всегда поминаю вслух имена, даже, если мне кажется, что это мое имя написано.
    В конце концов: люди написали и хотят услышать это имя. Зачем я буду их лишать такой радости?
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 16.02.2012 в 16:53 священник Константин Пархоменко вне форума
  26. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Незарегистрированный Просмотреть комментарий
    "Кстати, а ведь можно просфорки и дома печь! Если кто-то будет это делать, может приносить в храм свои просфоры или хлебцы, и я с радостью помяну"

    Значит,все это "бабушкины басни",что просфоры могут печь только девственники и по особому благословению?Наш батюшка искал такого человека,кто мог бы печь просфоры.
    Нет, не басни. Если Вы будете печь просфоры для храма, монастыря и т.д., то требуется особое благословение и беспорочная жизнь (на Руси пекли именно девственицы, или пожилые женщины). А если печете для себя, такие требования не предъявляются.
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 16.02.2012 в 17:12 священник Константин Пархоменко вне форума
  27. Старый комментарий
    Аватар для священник Константин Пархоменко
    Цитата:
    Сообщение от Марина (Майя) Просмотреть комментарий
    Здравствуйте, о.Константин.

    Прошу прощения, если опоздала, но вот такие 2 вопроса "созрели" уже после активного обсуждения поднятой темы.
    1. В комментариях упомянули, что подают на литургию свою семейную книжечку-синодик. Можно ли рассказать об этом подробнее? Насколько такой способ распространен в современной церкви (то есть в любой ли церкви его возьмут для совершения поминания)? Как именно, кем, по каким правилам должна быть составлена/оформлена подобная книжечка? И правильно ли я понимаю, что такая книжечка содержит только имена усопших?
    2. Нужно ли совершать какое-то особое поминание живых или усопших в день их святого - небесного покровителя, если да, то какое именно? Моя двоюродная сестра крещена под своим "паспортным" именем Виолетта, никакого другого имени ей не дали, при такой ситуации у человека получается нет своего небесного покровителя? и это уже никак не исправить?

    Спасибо огромное за Ваш труд, с уважением и благодарностью, Марина (Майя).
    Дорогая М.
    1. Традиция подавать книжечки-синодики распространена в небольших храмах. Там, где сотня прихожан и всех священник знает в лицо, Ваш синодик не затеряется. А в больших храмах не совсем удобно священника отягощать целой книжечкой (лучше сами по ней молитесь). В больших храмах или в дни многолюдствий лучше подать записку.
    Впрочем, если есть желание, можно подать и книжечку, но конкретно в руки знакомому священнику. Тогда книжечка не затеряется.
    Синодик - это небольшая книжечка (можно сделать ее самостоятельно, из блокнота), в которую мы вписываем имена живых и усопших. От обычной записки синодик отличается тем, что туда входит много имен, все те, кого мы хотим поминать.

    2 Если есть возможность, очень хорошо прийти в храм в день святого покровителя Вашего близкого человека (хоть и усопшего) и заказать поминание на проскомидию.
    Если христианское имя неизвестно, пишем то, какое знаем, и в скобках: крещ. Так священник поймет, что человек крещеный. Кто-то из батюшек помянет имя Виолетты, а кто-то вздохнет: «Помяни, Господи, ея же имя Ты веси…»
    Ангел Хранитель у такого человека есть, а вот про святого покровителя не скажу, потому что не знаю. Например, греческие старцы очень много добрых слов говорят именно про русский обычай наречения имени, именно потому, что, как они говорят, наречение имени в честь святого, дает в покровители человеку этого святого. В Греции же при крещении нарекают какое угодно, хоть даже народное, имя.
    А вообще, нашими покровителями являются все те святые, которых мы почитаем.
    Запись от священник Константин Пархоменко размещена 16.02.2012 в 17:31 священник Константин Пархоменко вне форума
  28. Старый комментарий
    Отец Константин, могу я просить Ваших молитв? - о новопреставленной Ольге, сейчас уже четвертый день, ей было сорок с небольшим лет, за года два-три от рака сгорела. К христианству приобщилась при немецкой евангелическо-лютеранской общине...
    Запись от Александра Ку размещена 17.03.2012 в 01:37 Александра Ку вне форума
  29. Старый комментарий
    Я ее не слишком близко знала. На похоронах узнала, что она крещена в православной церкви, отпевание было православное. Слава Богу.
    Запись от Александра Ку размещена 18.03.2012 в 23:17 Александра Ку вне форума
Оставить комментарий (доступно незарегистрированным)

Текущее время: 01:34. Часовой пояс GMT +4.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2014, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
vB.Sponsors
Webmaster: OldEr


СМЫСЛ ЖИЗНИ
Смысл жизни
Вера
Бог
Природа зла
Наука и религия
Жизнь после смерти

НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ
Грехи
Пороки общества

РЕЛИГИИ
Ислам
Буддизм
Реинкарнация
Секты
ОСНОВЫ ХРИСТИАНСТВА
Иисус Христос
Человек
Догматы

ЦЕРКОВЬ
О Церкви
Святые
Чудо
Икона
Священники
Богослужения
Монашество
Молитва - Отче наш
Женщина в церкви
Любовь и Семья
Воспитание детей
ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ
Таинства
Крещение
Миропомазание
Исповедь
Причащение
Соборование
Венчание
Священство

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ
О постах
Великий пост в 2014 году
Страстная седмица
Петров (Апостольский) пост
Успенский пост
Рождественский пост
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста
Покров Богородицы
Введение во храм Богородицы
Рождество Христово
Крещение
Сретение
Вход Господень в Иерусалим
Благовещение Богородицы
ПАСХА 2015 года
Вознесение
День Святой Троицы. Пятидесятница
Преображение
Успение Богородицы

Именины
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Библия
Ветхий Завет
Новый Завет
Толкование Библии

СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ
Добро, Рай и Ад
Судьба, Счастье, Любовь
Адам и Ева
Ангелы, Дьявол
Личность, Свобода
Жизнь, Истина

НАШИ САЙТЫ
Суеверие
Апокалипсис
Азбука здоровья
Азбука путешествий
Азбука вакансий
Разделы сайта:  КАЛЕНДАРЬ,  ВИДЕО,  АУДИО,  МОЛИТВОСЛОВ,  ПРОПОВЕДИ,  КАТЕХИЗАЦИЯ,  ФОТОРАССКАЗЫ,  СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ,  АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ,  БЛОГИ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru