Пророк Моисей

Пророк Моисей
  • Дата создания: 1648 г.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 91,5 × 74,5 см.

Сюжет

Перед нами сюжет из Книги Исход, в говорится о том, что Господь Бог воззвал пророка Моисея к Себе на гору, где тот пребывал сорок дней и сорок ночей, в течение которых Господь говорил с ним. Следуя велению Господа, Моисей получает каменные Скрижали, освещающим основные моральные заповеди, по которым далее следовало жить израильтянам: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх.31:18). На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним. Передача скрижалей — знаковый момент в истории. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом.

Описание

Моисей – один из самых почитаемых ветхозаветных пророков, спасший свой народ от египетского рабства и выведший его в землю обетованную Ханаан. Господь даровал Моисею на горе Синай Десять заповедей Закона Божия, которым был дожен следовать Израиль.

Художник запечатлевает момент, когда Моисей, получив Скрижали Завета, представил их перед народом израильским.

Пророк изображен седовласым старцем, облаченным в атласный гиматий и белую рубаху, рукав которой украшен золотой каймой. В правой руке он держит отверстые Скрижали, стоящие на каменном парапете, левая рука поддерживает жезл, лежащий на его плече. На одной скрижали помещены три закона, определяющих поведение человека по отношению к Богу, а на другой — семь остальных, которые относятся к ближнему.

Взор Моисея строг, лицо ярко освещено светом мерцающего пламени – оно исполнено особого вдохновения. Пророк как бы призывает зрителя сосредоточиться, усилить внимание, предавшись молитве перед величайшей святыней – дарованными Господом Заповедями благочестия.

Вниманием к деталям – тщательной проработкой лика, жестов, одежды с множеством ломаных складок, подчеркивается динамика всего образа. Темный фон усиливает эмоциональное напряжение. Сочетание золотистых, охристо-желтых оттенков с темно-синим одеянием и темно-коричневым фоном создают ощущение мистической глубины перед великим таинством Божественного Откровения.

История

Филипп де Шампень известный портретист и автор монументальных композиций на религиозные темы. Родился в Брюсселе в бедной семье. С 1614 по 1618 год обучался в родном городе у Жана Буйона, с 1618 года поступил в обучение к миниатюристу Мишелю де Бурдо. В 1620 году стал учеником фламандского пейзажиста Жака Фукьера, активно участвовал в создании Королевской академии живописи и скульптуры. Активно занимался педагогической деятельностью, сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах придворным историком короля Людовика XIV Фелибьеном. Вместе с Шарлем Лебреном участвовал в украшении дворца Тюильри. Художник также создал для католического монастыря картезианского ордена La Grande Chartreuse и его «филиалов» фрески и росписи. Также работал для городских властей Парижа. В своих работах Шампень сочетал черты фламандской живописной школы с приемами раннего французского классицизма.

Комментировать