-
Дата создания: 1617
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 234×303
-
В Библии: 3Цар. 3:16-28
Сюжет
Картина написана на известный библейский сюжет. Царь сидит слева на троне, по обе стороны от него – приближенные, стража, прямо перед ним разыгрывается центральная сцена: палач занес меч, чтобы разрубить ребенка пополам, которого он держит за одну ногу. Ребенок кричит от боли. Мертвый младенец лежит на полу. Две женщины: одна справа с совершенно бесстрастным лицом, стоит рядом со стражником, невозмутимо наблюдая душераздирающую сцену. Другая – на коленях умоляет царя о милости и протягивает руку, показывая, что готова отдать младенца своей подруге, лишь бы он остался живым. Так, стало ясно, кто малышу настоящая мать.
Описание
Рубенс по традиции переносит сцену в свое время, изобразив героев, облаченных в роскошные одежды 17 века в окружении барочной архитектуры. Кроме самой темы в картине нет ничего от давних времен царя Соломона. Сам царь Соломон, облаченный в горностаевую мантию, восседает на троне под тяжелым балдахином в окружении любопытствующих придворных и стражи. Перед ним две женщины. Одна облачена в золотистое атласное платье, другая изысканное платье голубого цвета. Рядом с ней мы видим стражника в синей накидке, схватившего одной рукой кричащего младенца, а другой рукой вынимая меч, чтобы исполнить приговор царя. Осталось сделать лишь удар. «Фальшивая мать» – это явно женщина, которая стоит рядом с охранником. И еще стоит обратить внимание, что её голова и голова охранника почти соприкасаются. Таким образом Рубенс как бы изобразил двух людей с едиными взглядами, свидетельствующими о жестокости их нравов.
В противовес им у истинной матери, упавшей на колени и умоляющей спасти сына, совсем другое состояние – он взволнованно протягивает руку к младенцу, желая отстранить стражника и спасти младенца любой ценой.
На заднем плане художник изобразил мраморные белые колонны с барельефами – так называемые «Соломоновы столпы», украшавшие вход в Иерусалимский храм. Эти столпы считались символами правосудия и использовались также в барочной архитектуре.
Композиция картины имеет в своей основе треугольник, вершинами которого являются головы главных действующих лиц, а сторонами – их руки. Кроме жестов, четкую геометрическую структуру композиции поддерживает направление взглядов персонажей.
В отношении цвета работа поделена на теплую и холодную половины, что имеет смысловое значение: теплыми тонами окрашены платье настоящей матери ребенка (желтый), одеяние и трон Соломона (красный и золотой). Им противопоставлены тона наряда второй женщины, драпировок палача, занесшего над младенцем меч, архитектурных элементов на заднем плане.
Художник также разделяет картину по диагонали, идущей от трона Соломона вниз к правому нижнему углу. Таким образом, изображение указывает на противопоставление доброго и злого поступка. Младенец, как бы разделяет спорящие стороны, и зритель явно видит за какой из женщин правда.
История
В нижнем правом углу картины можно увидеть дополнительную надпись о том, что картина была подарена Иосиасу Ранцау, маршалу Франции. Надпись эта сделана значительно позже времени написания картины. Считается, что он подарил картину королю Дании Кристиану IV, вероятно, в благодарность за поддержку короля в Тридцатилетней войне. Так она попала в Национальную галерею Дании.
Существует предположение, что это полотно было выполнено не самим Рубенсом, а художниками его мастерской, перенесшими подготовительные наброски учителя на большой холст.
Рекомендуемая литература
- Толкования на 3-я книга Царств 3:16
- Тест: 3‑я книга Царств
- Пророк Соломо́н, царь Израильский
- Соломон Библейская энциклопедия
- Суд Соломона прот. Аполлоний Темномеров
- Соломон – мудрый судья и правитель митр. Вениамин (Пушкарь)
- Соломон: золотой век Израиля А.С. Десницкий
- Суд, или судопроизводство у израильтян Библейская энциклопедия
- Соломон
Комментировать